Программа внеурочной деятельности по физике «Элементарная физика в живой природе»
Программа внеурочной деятельности по физике
«Элементарная физика в живой природе»
основное общее образование
уровень образования
_______________Пилипец Елена Сергеевна________________
(составитель)
Сыктывкар, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Элементарная физика в живой природе» для учащихся 5-х классов разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 в редакции приказа от 31.12.2015г. № 1577;
На основании:
Основной образовательной программы основного общего образования МОО МАОУ «СОШ № 35» с учётом основных направлений программ, включённых в структуру ООП ООО школы.
Положения «О рабочей программе курса внеурочной деятельности» МАОУ «СОШ № 35»
Направление программы: общеинтеллектуальное.
Программа рекомендована учащимся 5 класса.
Продолжительность: 7 часов.
Программа курса внеурочной деятельности «Элементарная физика в живой природе» разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО с учетом программ, входящих в ее структуру, Программы развития УУД и усиливает вариативную составляющую программы учебного предмета «Физика».
Программа предназначена для учащихся, проявляющих интерес к изучению физики, и ориентирована на предоставление учащимся возможности овладеть более высоким уровнем достижений, соответствующим блоку предметных планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться», а также личностных и метапредметных планируемых результатов, в том числе развития ИКТ- компетентности, проектных и исследовательских умений.
Содержание курса включает материал повышенного уровня сложности, связанный с углублением содержания по разделу: физика и физические методы изучения природы.
Учет результатов освоения курса фиксируется в рамках Портфолио учащегося в виде творческих работ, в том числе подготовленных на основе ИКТ; результатов участия в конкурсах разного уровня.
Курс реализуется в течение учебного года, в объеме 7 часов. Периодичность проведения занятий определяется на вводном занятии.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности ««Элементарная физика в живой природе»»
В качестве результатов освоения курса выдвигаются следующие планируемые результаты ООП ООО школы:
Личностные УУД
у учащихся будут сформированы
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических объектов, рассуждений.
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о физической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления.
Метапредметные УУД
регулятивные:
учащиеся научатся
выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
составлять план и последовательность действий;
формирование способности к проектированию.
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
коммуникативные:
учащиеся научатся
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
учащиеся получат возможность научиться:
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
использовать речевые средства, в том числе с опорой на ИКТ.
познавательные:
учащиеся научатся
работать с информацией: поиск, запись, восприятие, в том числе средствами ИКТ;
выделять и формулировать познавательную цель;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
формулировать проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
выдвигать гипотезы при решении физических задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ)
Предметные
учащиеся научатся
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
учащиеся получат возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности «Элементарная физика в живой природе»
Содержание разделов РПУП по физике | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Физика и физические методы изучения природы: наблюдение, описание, эксперимент. | Работа с текстами открытий ученых, выделение по структуре компоненты, результаты открытий; попадать в ситуацию ученого, который поставил проблемный вопрос и затем поставить гипотезу относительно ее решения. | Игра. Проектная мастерская. | Знакомство с содержанием курса внеурочной деятельности, с его особенностями и отличиями от обычных уроков. Разработка общего плана наблюдения, описания, проведения опытов. Анализ наблюдаемых фактов; выдвижение гипотезы. Подготовка и проведение презентации результатов наблюдений с использованием ИКТ. Подготовка отчета по результатам наблюдений и опытов: формулировка выводов, выявление взаимосвязи, аргументирование выводов. |
Механические явления: инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, атмосферное давление, плавание тел. закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда. | Наблюдение явлений, вызванных атмосферным давлением. Изучение силы поверхностного натяжения и выталкивающей силы, сила трения и сопротивления. Конструирование рычажных весов из подручных материалов. | Игра. Проектная мастерская. | Анализ наблюдаемых явлений; выдвижение гипотезы. Собирают модели технических устройств, на основе имеющихся материалов, вносят коррективы. Проводят презентацию своей работы. Подготовка фото и видеоматериалов для участия в различных конкурсах школьного и муниципального уровней. |
Тематическое планирование программы курса внеурочной деятельности
«Элементарная физика в живой природе»
Тема занятия | Количество часов | Содержание самостоятельной работы учащихся |
Игра «Реактивное движение в природе»
| 1 | Работа с текстами открытий ученых, выделение по структуре компоненты, результаты открытий и предположений. Модель ракеты. Каракатица, кальмар, осьминог, медуза. |
Проектная мастерская «Как муха удерживается на стекле?» | 1 | Наблюдение явлений, вызванных атмосферным давлением. Изготовление манометра с помощью капельницы, линейки, резиновой пленки и крышки от бутылки. Присоски, воздушный шарик, шприц. |
Проектная мастерская «Василиск или ящерица Иисуса Христа» | 1 | Изучение силы поверхностного натяжения и выталкивающей силы. Видеопрезентация проекта. |
Проектная мастерская «Зачем птицы летят клином?» | 1 | Конструирование бумажных самолетов разного размера и различными характеристиками. Сила трения и сопротивления. |
Игра «Почему ската лучше не трогать?» | 1 | Работа с текстом ученого Алессандро Вольта. Принцип работы электрофорной машины. Моделирование электроскопа. |
Проектная мастерская «Почему деревья редко ломаются на ветру?» | 1 | Конструирование рычажных весов из подручных материалов и измерение с их помощью массу различных тел. |
Как устраивались чудеса? | 1 | Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях. |
Список литературы:
Асламазов А. Г., Варламов А. А. Удивительная физика. — М.: Добросвет, 2002.
Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике: учебное пособие. М., «Школьная пресса», 2003.
Перельман Я. И.: Занимательная физика. Книга 1. Издательство «РИМИС» – лауреат Литературной премии им. Александра Беляева 2008 года.
Биркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. Электричество в живых организмах. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988.—(Б-чка «Квант». Вып. 69.).