Программа внеурочной деятельности по физике «Элементарная физика в живой природе»

5
0
Материал опубликован 8 August 2022























































Программа внеурочной деятельности по физике



«Элементарная физика в живой природе»



основное общее образование

уровень образования







_______________Пилипец Елена Сергеевна________________

(составитель)



Сыктывкар, 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Элементарная физика в живой природе» для учащихся 5-х классов разработана в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 в редакции приказа от 31.12.2015г. № 1577;

На основании:

Основной образовательной программы основного общего образования МОО МАОУ «СОШ № 35» с учётом основных направлений программ, включённых в структуру ООП ООО школы.

Положения «О рабочей программе курса внеурочной деятельности» МАОУ «СОШ № 35»

Направление программы: общеинтеллектуальное.

Программа рекомендована учащимся 5 класса.

Продолжительность: 7 часов.

Программа курса внеурочной деятельности «Элементарная физика в живой природе» разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО с учетом программ, входящих в ее структуру, Программы развития УУД и усиливает вариативную составляющую программы учебного предмета «Физика».

Программа предназначена для учащихся, проявляющих интерес к изучению физики, и ориентирована на предоставление учащимся возможности овладеть более высоким уровнем достижений, соответствующим блоку предметных планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться», а также личностных и метапредметных планируемых результатов, в том числе развития ИКТ- компетентности, проектных и исследовательских умений.


Содержание курса включает материал повышенного уровня сложности, связанный с углублением содержания по разделу: физика и физические методы изучения природы.


Учет результатов освоения курса фиксируется в рамках Портфолио учащегося в виде творческих работ, в том числе подготовленных на основе ИКТ; результатов участия в конкурсах разного уровня.

Курс реализуется в течение учебного года, в объеме 7 часов. Периодичность проведения занятий определяется на вводном занятии.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности ««Элементарная физика в живой природе»»


В качестве результатов освоения курса выдвигаются следующие планируемые результаты ООП ООО школы:

Личностные УУД

у  учащихся будут сформированы

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной   речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;

формирование способности к эмоциональному восприятию физических объектов, рассуждений.

у учащихся могут быть сформированы:

первоначальные представления о физической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

 креативность мышления.

Метапредметные УУД

регулятивные:

  учащиеся научатся

выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

составлять план   и последовательность действий;

формирование способности к проектированию.

учащиеся получат возможность научиться:

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

коммуникативные:

учащиеся научатся

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

учащиеся получат возможность научиться:

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

использовать речевые средства, в том числе с опорой на ИКТ.

 познавательные:

учащиеся научатся

работать с информацией: поиск, запись, восприятие, в том числе средствами ИКТ;

выделять и формулировать познавательную цель;

применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

формулировать проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

учащиеся получат возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи; строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

выдвигать гипотезы при решении физических задач и понимать необходимость их проверки;

планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ)

Предметные

  учащиеся научатся

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление;

распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

понимать роль эксперимента в получении научной информации;

использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

 учащиеся получат возможность научиться:

осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.



Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности «Элементарная физика в живой природе»


Содержание разделов РПУП по физике

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

Физика и физические методы изучения природы: наблюдение, описание, эксперимент.


Работа с текстами открытий ученых, выделение по структуре компоненты, результаты открытий; попадать в ситуацию ученого, который поставил проблемный вопрос и затем поставить гипотезу относительно ее решения.

Игра.

Проектная мастерская.


Знакомство с содержанием курса внеурочной деятельности, с его особенностями и отличиями от обычных уроков.

Разработка общего плана наблюдения, описания, проведения опытов.

Анализ наблюдаемых фактов; выдвижение гипотезы.

Подготовка и проведение презентации результатов наблюдений с использованием ИКТ.

Подготовка отчета по результатам наблюдений и опытов: формулировка выводов, выявление взаимосвязи, аргументирование выводов.


Механические явления: инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, атмосферное давление, плавание тел.

закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда.

Наблюдение явлений, вызванных атмосферным давлением. Изучение силы поверхностного натяжения и выталкивающей силы, сила трения и сопротивления. Конструирование рычажных весов из подручных материалов.

Игра.

Проектная мастерская.


Анализ наблюдаемых явлений; выдвижение гипотезы.

Собирают модели технических устройств, на основе имеющихся материалов, вносят коррективы.

Проводят презентацию своей работы.

Подготовка фото и видеоматериалов для участия в различных конкурсах школьного и муниципального уровней.



Тематическое планирование программы курса внеурочной деятельности

«Элементарная физика в живой природе»

Тема занятия

Количество часов

Содержание самостоятельной работы учащихся

Игра «Реактивное движение в природе»

1


Работа с текстами открытий ученых, выделение по структуре компоненты, результаты открытий и предположений. Модель ракеты.

Каракатица, кальмар, осьминог, медуза.

Проектная мастерская

«Как муха удерживается на стекле?»

1

Наблюдение явлений, вызванных атмосферным давлением. Изготовление манометра с помощью капельницы, линейки, резиновой пленки и крышки от бутылки.

Присоски, воздушный шарик, шприц.

Проектная мастерская

«Василиск или ящерица Иисуса Христа»

1

Изучение силы поверхностного натяжения и выталкивающей силы. Видеопрезентация проекта.

Проектная мастерская

«Зачем птицы летят клином?»

1

Конструирование бумажных самолетов разного размера и различными характеристиками. Сила трения и сопротивления.

Игра «Почему ската лучше не трогать?»

1

Работа с текстом ученого Алессандро Вольта. Принцип работы электрофорной машины. Моделирование электроскопа.

Проектная мастерская

«Почему деревья редко ломаются на ветру?»

1

Конструирование рычажных весов из подручных материалов и измерение с их помощью массу различных тел.

Как устраивались чудеса?

1

Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.


















Список литературы:

 Асламазов А. Г., Варламов А. А. Удивительная физика. — М.: Добросвет, 2002. 

Шилов В.Ф.   Домашние экспериментальные задания по физике: учебное пособие. М., «Школьная пресса», 2003.

Перельман Я. И.: Занимательная физика. Книга 1. Издательство «РИМИС» – лауреат Литературной премии им. Александра Беляева 2008 года.

Биркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. Электричество в живых организмах. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988.—(Б-чка «Квант». Вып. 69.). 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.