Технологическая карта урока
Биология – наука о живой природе
9 класс
Цель: создать условия для систематизации ранее изученного материала по многообразию живого мира на Земле.
Задачи:
- воспитывающая: развивать коммуникативные способности через посредство работы в группах;
- развивающая: создать условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать информацию с позиции логики;
- обучающая: актуализировать личностную значимость для учащихся вопросов изучаемой темы, повторить и углубить знания об уровнях организации живой материи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: беседа.
Формируемые результаты:
предметные результаты:
учащиеся должны знать:
- значение биологических знаний в современной жизни;
- биологические дисциплины;
учащиеся должны уметь:
- давать определения биологическим наукам;
метапредметные результаты:
регулятивные: обобщать и делать выводы по изученному материалу;
познавательные: определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
личностные результаты:
- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
- понимание значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.
Основные понятия: биология, зоология, ботаника, альгология, микология, бриология, фенология, анатомия, физиология, генетика, селекция, ихтиология, орнитология, морфология, физиология, анатомия, экология.
Межпредметные связи: история, физическая культура.
Оборудование:
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Мотивационный |
|
Добрый день, ребята. Вот и пролетели летние каникулы, и начался новый учебный год. Сейчас я прошу вас поделиться своими впечатлениями. Если вам понравилась мероприятие, которое я буду называть, то вы хлопаете в ладоши три раза, если нет, то не хлопаем. Вы хорошо отдохнули летом? Вам понравилась торжественная линейка? У вас сегодня хорошее настроение? Вы помните, на какой урок вы сейчас пришли? Вы готовы работать на уроке? Спасибо, присаживаемся. |
Выполняют задания учителя. |
Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю.
|
Актуализация изученного (повторение) |
|
Какую дисциплину на этом уроке мы будем изучать? Что такое биология? Группам выдаются отдельные листы, на которых они выполняют задания. Составьте синквейн понятия «биология». Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк: 1 – понятие (слово); 2 – прилагательное (два слова); 3 – глаголы (три слова); 4 – предложение (из четырех слов); 5 – существительное (одно слово). Проверяют выполненные задания, и учитель записывает ответы на доске. |
Биологию.
Работают в группах на отдельных листах.
1.Биология. 2.Интересная, значимая. 3.Открывает, изучает, экспериментирует. 4.Помогает понять живую природу. 5.Наука. |
Личностные: считаются с мнением друг друга, проявляют доброжелательность в дискуссии.
Коммуникативные: составляют устные монологические высказывания.
|
Первичное усвоение материала |
|
Биология – наука о жизни. Название ее образовано путем сочетания двух греческих слов: «биос» - жизнь и «логос» - учение, слово, знание. Биология изучает проявления жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, грибов, растений и животных. Термин «биология» был предложен в 1797 году Т. Рузом. Общепризнанным стал в 1802 году, когда он стал употребляться Жаном Батистом Ламарком и Лудольфом Кристианом Тревиранусом. Жан Батист Ламарк появился на свет в родовом замке, расположенном в Пикардии (Франция). Его родители были среднего достатка дворянами. Они хотели видеть сына священником, поэтому определили Ламарка в иезуитскую школу. Судьба после смерти его отца изменилась. В возрасте 16 лет покинул школу и записался добровольцем в действующую армию. Маршал призвал Ламарка в офицеры. Вскоре Ламарк решил уйти в отставку и начал изучать медицину и ботанику. Через несколько лет занятий он создал большой труд в 3-х томах «Флора Франции». Когда Жану Батисту было около 50 лет, в 1793 году ему предложили заняться зоологией. Спустя 10 лет Ламарк стал таким же знатоком, как и в области ботаники. Когда Ламарку минуло 60 лет, он решил написать книгу, где описывались бы законы живой природы. В 1809 году он напечатал свой труд «Философия зоологии». В этой книге изложена эволюционная теория Жана Батиста Ламарка, благодаря которой он сегодня известен на весь мир. Но в то время, его теорию не признали. И он решил показать свой труд Наполеону, но тот его публично высмеял. Ламарк под конец жизни ослеп. В возрасте 85 лет, забытый всеми он умер.
В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием. Работая в группах, напишите на листах науки, которые изучают живые организмы или их функции, строение.
Выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов – задача общей биологии. В самых разных областях биологии все большее значение приобретают смежные дисциплины, связывающие биологию с другими науками – физикой, химией и т.д. Так возникли биофизика, биохимия, биокибернетика и др., каждая из них обладает своими методами исследования. Без знания физики невозможно понять работу нервной системы организма, без знания химии – разобраться во множестве процессов, происходящих внутри клеток и т.д. Благодаря достижениям биологии все большее значение приобретает биотехнология – новое направление материального производства. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путем необходимые для человека вещества (антибиотики, витамины, гормоны и др.). Таким образом, биология – это комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. |
Записывают число, тему урока, определение понятия «биология», кем и когда был введен данный термин.
Микробиология – бактерии, вирусы. Ботаника – строение и жизнедеятельность растений. Зоология – наука, изучающая строение и функциональные особенности животных. Микология – наука о грибах. Антропология – наука о человеке. Морфология – учение о внешнем строении живых организмов. Физиология – учение о функции живых организмов. Анатомия – наука о внутреннем строении существ. Экология – наука о взаимодействии живых организмов между собой и окружающей средой. Цитология – наука о строении клеток. Гистология – наука о тканях. Эмбриология – наука о зародышевом развитии организмов. Ихтиология – наука о рыбах. Орнитология – наука о птицах. Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Селекция – наука о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов. Бриология – наука, изучающая мхи. Альгология – наука, изучающая водоросли. Палеоботаника – наука, изучающая остатки древних растений. Фенология – наука, изучающая сезонные явления в жизни растений и животных. |
Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю, считаются с мнением друг друга, проявляют доброжелательность в дискуссии.
Познавательные: структурируют знания, полученные в предыдущих классах.
Коммуникативные: составляют устные монологические высказывания.
|
Физ.минутка |
|
Проводит гимнастику для глаз. |
Выполняют гимнастику для глаз. |
|
Первичное усвоение материала |
|
|
Записывают названия наук с расшифровкой в тетради. |
|
Самостоятельное осмысление |
|
Подумайте, какое еще значение имеет биология. |
Охрана окружающей среды. Разработка новых средств и методов лечения болезней. Производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток. Производство продуктов питания. Выведение новых сортов культурных растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Производство кормовых добавок для животных. Производство биологических средств защиты растений от вредителей болезней. |
Познавательные: структурируют знания, полученные в предыдущих классах. Коммуникативные: составляют устные монологические высказывания, |
Домашнее задание |
|
Параграф 1. Выучить определения. Какие крупные открытия сделаны в биологии в последние годы? Профессии, связанные с биологией. Задания оформить красочно на отдельных листах. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
Регулятивные: самостоятельно работают с полученной информацией. |
Рефлексия |
|
|
Ученики встают в круг и называют науки, которые запомнили. Тот, кто не может назвать, присаживается на место. |
Личностные: считаются с мнением друг друга, проявляют доброжелательность. Коммуникативные: составляют устные монологические высказывания, |