12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вешнякова Ольга Игоревна305
Педагог-библиотекарь, классный руководитель.
Россия, Пермский край, Кунгурский муниципальный округ

Урок «Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки Пермского края».

1. Стихотворение. Евгения Трутнева «Радуга».

В небе выше самолета

Встали круглые ворота.

Непонятно только мне-

Кто их строил в вышине?

Кто раскрасил так красиво?

Кто поставил всем на диво?

Я бегу, бегу вперед-

Не могу догнать ворот!

То вовсе не ворота

Для пролета самолета.

Это радуга-дуга

Закрывает облака

Ключиком-замочком,

Шелковым платочком.

2. Повторение изученного материала.

-Песня, исполняемая матерью при укачивании ребёнка, особый лирический жанр, популярный в народной поэзии?

-Жанр детского фольклора, короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре?

3. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня продолжаем знакомиться с малыми формами фольклора.

4. Пословицы и поговорки.

Какова пряха, такова и рубаха.

Подумай, обдумай и молви.

Бей молотом - не будешь жить голодом.

- Все эти изречения выражают народную мудрость. Они отражают быт и труд народа, его взгляды на жизнь, любовь, семью, счастье, воспитание детей.

Они учат, наставляют, указывают норму поведения в семье и обществе, дают оценку явлениям жизни и человеческим поступкам.

Пословица – это краткое изречение, в котором выражается народная мудрость.  Многие народные пословицы сохранили диалектные слова, свое своеобразие. Если исправить поговорку, то пропадет красота, например «Наш Филат не быват виноват».

Поговорка – образное выражение какого-либо явления в жизни. Главное отличие поговорки – это отсутствие законченного суждения. Поговорка является лишь частью предложения и представляет собой устоявшуюся фразу или словосочетание.

5. Самостоятельное чтение пословиц и поговорок из хрестоматии «Родное Прикамье» с.62- 66.

-Записать по одной пословице из каждой темы.

Не верь чужим ушам, а верь своим глазам.

Кабы не «бы» и не «но», был бы генералом давно.

Помучишься-научишься».

Одна мучка, да не одни ручки.

​​​​​​​ 6. Современные пословицы и поговорки.

- Какие современные пословицы могут соответствовать этим пословицам?

Где живем, там и нужны. (Где родился, там и пригодился).

Глаза боятся, а ноги несут. (Глаза боятся, а руки делают).

Дважды подумай, один раз скажи. (Семь раз отмерь, один раз отрежь).

Кто в рощу, кто в лес. (Кто в лес, кто по дрова).

Лапоть сапогу не пара. (Волк свинье не товарищ).

Не глиняный, не размокнешь. (Не сахарный, не растаешь).

По коню и сбрую . (По Сене и шапка).

7. Скороговорки.

Скороговорка – это фраза или стишок, построенный из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов, предназначенные для проговаривания вслух.

Идет с козой косой козел.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

8. Конкурс скороговорок. Кто лучше расскажет скороговорку.

-Откуда на просеке просо?

Просыпали просо здесь просто.

Про просо просянки прознали.

Без спроса все просо склевали.
- Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила.

9. Загадка. Отгадывание загадок.

Загадка – жанр народного творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления. 

Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

От белой матери красный сын (свеча)

Лежит свинка, исколота спинка (терка)

Два уха, два брюха, один глаз (самовар)

Гибкий лес за плечи залез (коромысло)

Носить легко, а считать - тяжело (волосы)

Полно корыто яйц намыто (рот, зубы)

Идет, идет, а пройти не может (река)

10. Домашнее задание.

На альбомном листе написать по 6-7 загадок с картинками на любую из тем « Еда», «Школьные предметы», «Растения», «Животные», «Времена года», «Природные явления».

11.Рефлексия.

К малым формам фольклора относятся….

Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.