Конспект урока «Законы малых фольклорных жанров. Потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки» (3 класс)
 
                                Билингвальный интегрированный урок чтения в 3 классе
Учитель немецкого языка Архипова Татьяна Геннадьевна
Учитель начальных классов Полежаева Людмила Владимировна
Тема: Законы малых фольклорных жанров.
Потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки.
Цель: познакомить с особенностями малых фольклорных жанров, формировать умение различать их.
Ход урока
1. Учитель начальных классов: С произведениями каких жанров литературы мы встречались на уроках чтения?(сказки, стихи, рассказы, повести)
Определите автора, название и жанр произведений, отрывки из которых я вам зачитаю.
А) Зима недаром злится;
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф.Тютчев (1803-1873) «Зима недаром злится» стихотворение
Б) Пошёл он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зелёной материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать её к штанам.
Н. Носов «Заплатка» рассказ
В) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
А.Пушкин (1799-1837) «Сказка о рыбаке и рыбке» сказка
Г) Если вы ещё нетвёрдо
В жизни выбрали дорогу,
И не знаете, с чего бы
Трудовой свой путь начать,
Бейте лампочки в подъездах.
Люди скажут вам : «Спасибо».
Вы поможете народу электричество беречь.
Г.Остер «Вредные советы» стихотворение
Д) Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Потешка русская народная
2. Расположите авторов на «ленте времени» в ту пору, когда, по-вашему, жил и творил автор.
| Более 500 лет назад | XIX век | 100 лет назад | XX век | Наши дни | 
Кто автор потешки? (народ) Куда её поместим на ленте времени? (более 500 лет назад) А как потешка дошла до нас, ведь писать ещё в далёкие времена не умели? (передавали из уст в уста) Поэтому и называют народные творения устным народным творчеством.
3. А ещё устное народное творчество называют по-другому. Разгадайте анаграмму, в этом вам поможет подсказка учителя нем. языка. РОЛЬОФКЛ
Учитель нем. языка: «народ» по-немецки – Volk → фольклор
Учитель начальных классов: Найдите в толковом словаре, что означает это слово. (Народная мудрость, устное народное творчество, поэтические произведения, созданные народом и бытующие в народе.)
4. Во 2 классе встречаются произведения 8 разных фольк. жанров. Давайте попытаемся их назвать.
Малые фольклорные жанры
? сказка
? потешка
? загадка
? пословица
? поговорка
? скороговорка
? считалка
? докучная сказка
Все жанры вспомнили, назвали? (Нет.) Значит, что сегодня надо сделать на уроке? (Вспомнить или узнать их).
5. Работа в группах. Каждая группа анализирует выданные произведения, делит их на группы и определяет, к какому жанру они относятся, определяет их особенности.
Чтобы выбрать, какая группа будет первой объяснять, почему они отнесли произведение к этому жанру, надо посчитаться. Дети под руководством учителя нем. языка читают немецкие считалки (у каждой группы своя считалка).
| Ene, bene, bein, wer groß ist, ist nicht klein. Ene, bene, bum, wer klug ist, ist nicht dumm. Ene, bene, balt, wer jung ist, ist nicht alt. Ene, bene, baus, Du bist raus. | Schnipp, schnapp, schnalt, Tim malt. Spuk, spak, spanzt, Mimi tanzt. Zupp, zapp, zielt, Uli spielt. Luk, lak, laus, du bist raus. | 
6. Учитель начальных классов: Народная мудрость не знает границ языка. В языках многих народов немало одинаковых пословиц, сходных по смыслу. Н-р, в русском языке есть пословица: Язык до Киева доведёт. А в немецком языке существует её аналог: Mit Fragen kommt man durch die Welt.
Учитель нем. языка: Соберите пословицу на нем.яз., прочитайте ее и найдите ей русский аналог.
| Deutsche Sprichwörter 
 Man lernt nie aus. Übung macht den Meister. Ohne Fleiß – kein Preis. Durch Fehler wird man klug. Wiederholung ist die Mutter der Weisheit. Erst die Arbeit, dann das Spiel. 
 | Русские пословицы 
 Век живи – век учись. Навык мастера ставит. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. На ошибках учатся. Повторение - мать учения. Делу - время, потехе час. 
 | 
7. Учитель начальных классов: А теперь предлагаю поиграть с пословицами в игру «Пословицы шутят».
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?..
Первый клин комом.
Не ноги горшки обжигают.
От бобра бобра не ищут.
Крутится как булка в колесе.
Ус хорошо, а два лучше.
Трус кормит, а лень портит.
8. А ведь пословицы можно и нарисовать. Подберите пословицу к картинке. А художников пословицы вдохновляют на создание картин – настоящих произведений искусства.(презентация работ рисунков в стиле лубок И. Русиновой)
9. Итог урока. Нужна ли мудрость далёких предков? Какую пословицу выберете девизом в учебном труде?
Дети оценивают урок и по-немецки:
Die Stunde war interessant/ toll/ langweilig…
 
                                     
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                        