муниципальное общеобразовательное учреждение «Ерлинская основная школа»
муниципального образования – Кораблинский муниципальный район
Рязанской области
Русские народные традиции.
Убор и выкуп невесты
Составила: Мачигина И.Л.
Данная методическая рекомендация проведения внеклассного мероприятия поможет учителям МХК, истории (краеведения), обществознания, технологии организовать продуктивную работу по формированию уважительного отношения учащихся к русской народной культуре и традициям.
Цель: формирование уважительного отношения к национальным традициям.
Задачи:
Образовательная
- познакомить учащихся с основными обрядовыми этапами русской свадьбы 19 – 20 в.в.
Развивающие
- проанализировать театрализованную постановку по предложенным вопросам;
- сравнить основные обрядовые этапы русской свадьбы с этапами современной свадьбы.
Воспитательная
- воспитание интереса к истории Родины.
Оборудование урока:
экспозиция «Уголок крестьянской избы";
фондовые предметы (народные костюмы, предметы крестьянского быта);
магнитофон с записями;
презентация по теме урока.
Методы и приемы:
Инсценировка «Русская свадьба», эвристическая беседа (вопросно -ответный метод), анализ и сравнение.
Вступление.
7 признаков, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены
1 По головному убору. Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» - вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.
2. По венцу. Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец - символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Само слово "венец" происходит от русского "венить", то есть "заниматься жатвой". Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу "на вено" ("на жатву").
3. По серьгам. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь. Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче – по статусу.
4. По косе. Как только девочка на Руси достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу – косу. Первая коса – новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, не детская. Коса – девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, - намек на ее новый, более высокий семейный статус. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной.
5. По орнаменту и цвету одежды. Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей — у незамужних девушек, что значила рогатая лягушка на рисунке передника? Рога — это символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка — это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени. 6. По юбке. Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной - до ступней. Но в одной рубахе ходить считалось неприлично – поверх нее надевали более плотные одежды. Незамужние девицы носили запону — холщевый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх нее. Запону всегда подпоясывали. Замужние женщины носили поверх рубахи паневу или сарафан.
7. По обручальному кольцу. Если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, чтобы рассмотреть, есть ли у нее кольцо на пальце - то пользовались и этим проверенным способом. У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно было гладкое и простое, по-классике.
Плач невесты символизирует прощание с родителями, с девичеством, с вольной жизнью.
Выкуп невесты - старинная традиция. С этого обряда начинается любая свадьба. А откуда взялся этот обряд? Оказывается, начало этого обычая лежит в глубокой древности. Когда-то люди жили своими общинами, родами. И для того, чтобы не допускать кровосмешения, брали женщин из других племен. А коль скоро древние племена, как правило, находились в состоянии вражды и войн, то жену можно было заполучить тремя способами: - в процессе боя. Это было привычнее и проще; - в ходе длительных переговоров, когда результат достигалось с трудом или не достигался вовсе; - либо предпринималось воровство невесты. Постепенно с ходом времени надобность «отвоевывания» жены у другого племени отпала, но обычай выкупа невесты остался нам в наследство, но теперь приобрел игровую развлекательную форму.
Приглашаем вас по тропинке сказочной в путь- дорогу дальнюю, в старину глубокую.
Сценарий.
(«Свадебный плач») В избе сидят девушки, сваха заводит невесту одетую в сорочку. Подружки расплетают косы.
(«Плач» фоном) Подружка расчесывает косу невесте, приговаривая:
Коса моя, косонька,
Коса дорогая, русая, золотая!
Сваха отвечает:
Рано тебя расплетати,
В дальний путь,
В дальний снаряжати!
(«Свадебный плач») Приступают к заплетанию кос.
(«Плач» фоном)
Невеста: Не жаль мне золота,
Не жаль чистого серебра,
Жаль одного: девичьей красы, Русой косы.
Подружка: не плачь, не плачь Душа Настенька,
Красных девушек не кручинь!
Не слези лицо белое,
Рученек не ломай!
(«Голубка») Далее подружки приступают к одеванию невесты: надевают сарафан, пояс, украшения и головной убор.
(«Свадебный плач») Невеста садится на стул:
(«Плач» фоном)
Надоела я да родному батюшке,
Надоела да наскучила!
Просватал-то, родимый батюшка,
Не пожалела меня, родимая матушка,
Горе-горькую да горемычную!
(«Свадебный плач») Подходит мать с иконой. (Плач фоном)
Невеста: Ты моя, родима матушка!
Успокой меня, голубушка!
Не спалось мне ночкой темною,
Ночкой темною, холодною.
Лишь под утро задремалося,
И такой мне сон привиделся:
По горам крутым ходила я,
Собирала красны ягоды.
Круты горы — мое горюшко,
Красны ягоды — мои слезоньки.
Мать: отдаю я тебя дочь, чтоб назад не брать. Я учила тебя слушаться мужа, жить в
согласии. Смотри дочь не упади, когда тебя толкать будут, удержись на ногах, а то позора
не оберешься. Невеста целует икону.
Возглас: Девчата! Сваты приехали!
(«Народная свадебная») Дружка с женихом входят, крестятся.
Кланяются сначала отцу и матери невесты, а затем гостям.
Им все откланиваются.
(«Голубка»)
Дружка и жених раскланиваются с подругами (Голубка фоном). Подруги: Чего вы сюда приехали?
Дружка: Хотим девушку забрать.
(«Голубка» фоном). Дружка:
Сватушки любезные
И все гости смиренные,
Скажите вы мне слово легкосердное:
Кто здесь в доме хозяин?
Сваха: Иван Тимофеевич.
Дружка ( целуются три раза): сватушка любезный, Иван Тимофеевич, у вас вчера гости были?
Отец: были!
Дружка: вино, пиво пили?
Отец: пили!
Дружка: не обещались ли вы отдать свое дитя за нашего жениха?
Отец: обещалися.
Дружка: У Ивана у Тимофеевича,
Есть зелен сад,
В этом садике
Стоит яблонька,
На этой яблоньке
Висит яблочко —
Спело и зрело,
Ко времечку поспело!
Вы сами, сватушко, сорвете
Или мне прикажите?
Отец: как знаешь, дружка!
Дружка кланяется: за косой пришел. Девушки останавливают его, раздает подарки. Невеста
плачет и рыдает. Она обращается к своему брату:
Братец, постарайся,
Братец поломайся!
Не продай сестру,
Ни за рубль, ни за золото...
Брат грозит скалкой, дружка показывает деньги.
Брат: брату мила сестра, а золото милей.
Дружка:
Как наша новобрачная
Спала, почивала,
Утром весело вставала?
Невеста (утирая слезы):
Водой ключевой умывалась,
Тонким полотенцем утиралась,
К злату венцу одевалась,
Белилами белилась,
Богу молилась.
Дружка: Скажите мне слово легкосердное:
Кто здесь в доме хозяюшка?
Гости: Просковья Петровна.
Мать выносит каравай с солью, ставит на стол..
Дружка: ваш хлеб и наш хлеб!
(отламывает горбушку, приговаривая.)
отломлю я с этого хлеба горбушку;
Нет ли у вас какой-нибудь тряпушки
Завязать горбушки?
(«Голубка») Дружке дают платок. Он вынимает привезенные от женихова хлеба горбушку и, круто посолив обе, крепко связывает их в платке, сложив широкими сторонами. Тут же сватья повязывает дружке расшитое полотенце через плечо. Дружка благодарит.
(«Голубка» фоном)
Жених: за своим пришел, отдайте мое.
Выводят брата невесты покрытого платком.
Жених: это не мое, за своим пришел, отдайте мое!
(«Народная свадебная») Мать берет икону. Отец опоясывает свою дочь рушником, трижды обводит ее вокруг стола по часовой стрелке и передает в руки жениха. («Народная» фоном). Родители просят присутствующих в комнате: «Люди добрые, благословите молодых», и гости трижды произносят: «Бог благословит!». («Народная») Молодые подходят к иконе, целуют, кланяются родителям и гостям.
Сватья дает молодым каравай с «Мировым деревом».
(«Славяне») Начинается танец-хоровод, молодые несут каравай и угощают всех гостей. Ставят каравай на стол.
(«Венчальный звон») Сваха подметает дорогу перед молодыми. Все кланяются и уходят.
Надежда