12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Усакова Ольга Николаевна76

 

Православие и школа

Новый учебный год вновь поднимает вопросы взаимоотношений школы с учениками и родителями. Что должна ребёнку школа, а что — нет? Как она влияет на воспитание ребёнка и должна ли влиять?

В вопросах воспитания крайне важна совместная работа школы и семьи. Родные и близкие люди дают ребёнку один опыт, школа — другой. Они должны не противоречить, а дополнять друг друга. Нельзя ничего навязывать. Часто родители сами ищут поддержки педагогов в сложных вопросах воспитания. И наоборот — в ситуациях, когда требуется внимание родителей, школа подаёт соответствующий сигнал. Самое главное здесь — исходить из интересов ребёнка.

Школа не должна в полном смысле воспитывать, но устанавливать нравственные границы поведения учеников - обязана. И здесь начинается совместная работа школы и семьи.

В данной статье я хочу рассмотреть взаимодействие православия, школы и родителей. Т.е. рассмотреть именно православную веру, как духовное и нравственное воспитание, а никак школьный предмет.

Само слово «православие» происходит от греческого слова «ортодоксия», т.е. правильно мыслить, правильно верить и правильно славить Бога. 
Религия происходит от латинского слова «religio», т.е. общение человека с Богом, единение с Богом. Православная христианская религия, одна из мировых религий, является правильной и истиной верой в Триипостасного Бога, которая исповедует догматы, основанные Богом Отцом, Сыном Божиим Иисусом Христом и Святым Духом, через апостолов и святых отцов в Православной Церкви. 

Рассмотрим понятие: ценность – это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Что называют православными духовными ценностями? Ценностью для человека является то, что представляется ему наиболее значимым или то, что он считает для себя благом, а не злом. Ценностные ориентации образуют стержень культуры; лежат в основе взаимодействия общества и личности; признаются центральным компонентом самой личности, высшим регулятором ее поведения. Духовно-нравственные ценности – это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-либо более высокому, важному и непреходящему, чем его собственное существование. Например, значительной ценностью является патриотизм, то есть в широком смысле – любовь к Родине, ее истории и культуре, в первую очередь – к национальной культуре. Православные духовные ценности – это наши национальные ценности, без которых воспитание русского человека будет ущербным. В них никогда не изменяют и не теряют своего значения основные понятия: Добро, Зло, Любовь, Долг, Семья, Отечество. Благодаря личностным ценностям человек находит для себя смысл жизни и выбирает что в ней приоритетно. Система личностных ценностей тесно связана с нравственными устоями общества, дающими четкие ориентиры: что полезно, а что вредно для личности и межличностных отношений.

Духовно-нравственные ценности православной культуры:
Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Выступая с докладом на ХVI  Международных Рождественских образовательных чтениях (2007 г.), Президент Российской Академии образования Н. Д. Никандров сказал: «Думая о том, что положить в основу воспитания, нельзя не прийти к выводу, что искать эти ценности надо не где-то на стороне, а в истории нашей Родины, в истории тысячелетней православной России». Говоря о православии, надо понимать, что речь идет о воспитании и образовании духовно-нравственной личности, идентичной национальной культуре, сыгравшей ключевую роль в возникновении и развитии государства Российского. Традиционная культура, основанная на ценностях православия, – это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории, не зная национальных корней.

В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе. Наших детей нам нужно воспитывать на русских народных и православных традициях. Только система нравственных ценностей, выработанная нашим великим народом, может уберечь школьников от разлагающего влияния чуждой нам морали, чуждого образа жизни.

Необходимо оглянуться назад, вернуться к своим истокам, к сокровищнице, из которой – черпай – не оскудеет, объединиться вокруг родных святынь (это и история родной земли с её победами, поражениями, печалями и радостями, это святоотеческие имена устроителей и защитников Руси, это родной русский язык, литература, музыка, это русский народ, его традиции). Объединиться вокруг святынь – значит узнать их, понять, сопережить, почувствовать единение, общность свою с народом, со всеми русскими, с Отчизной, землёй отцов и дедов своих, испытать гордость за Россию, горячее желание разделить свою судьбу с судьбой страны, строить её, благоустраивать, беречь и защищать. Родные корни должны питать душу человека, а упрочить, дать им силу – наша учительская задача. В педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.

Особую роль в духовном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души. Можно выделить две наиболее существенные педагогические задачи, связанные с нравственным идеалом: необходимо сформировать у детей потребность в идеале; нужно также указать детям образец, достойный подражания. Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предлагает христианство. Богочеловек Иисус Христос стал вечным примером и для ума, и для чувств, и для воли человека. Важно обращаться вместе с детьми к сокровищнице православной веры, к Евангелию, житиям святых, воспитывать подопечных на их примерах. Чем больше учащиеся знакомятся с миром православной святости, тем больше наполняется в них духовная сторона личностного содержания. 
Помимо конкретного личностного смысла для воспитанника – нравственного совершенствования и духовного возрастания, – житийная литература имеет еще и большое социально-патриотическое значение. На Руси жития святых с принятием православия глубоко проникли в народное сознание; наши соотечественники вдохновлялись ими издревле. И это не случайно. Святые страстотерпцы и князья, святители и преподобные, старцы, блаженные, наконец, исповедники и новомученики российские – все они на протяжении тысячи лет охраняли своей молитвой и строили мир русской цивилизации. Именно так и следует называть огромное пространство отечественной истории и культуры, которое всегда исходило из Евангелия, из непосредственного ощущения реального присутствия Божия. Соприкоснувшись же с этим историческим пластом, каждый человек не сможет понять, как можно не любить Отечество, породившее столько прекрасного – как людей, так и духовно-материальное наследие. 
С точки зрения осмысления истории человечества, святые – это исторические лица, открывавшие для своего времени пути национального религиозного призвания, ярко характеризующие ту или иную историческую эпоху. Основанием для церковной канонизации являются жизнь и подвиг святого, чудеса, совершенные им при жизни или после смерти, и в некоторых случаях нетление мощей. 

В воспитании подрастающего поколения пример святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия, духовной красоте призван и способен человек. «Памятниками святых служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть» (Иоанн Златоуст).
Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания воспитания в современной школе. Без знаний о русских православных святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры, подлинный смысл истории России, понять ее сегодняшнее бытие. 
Это побуждение к поступкам, самопроявлению, духовному общению, взаимотворению. Воспитание духовности создаёт условия для рождения в ребёнке личности, они способствуют пробуждению души. Чтобы создать такие условия, внеклассные уроки должны способствовать, прежде всего, установлению гуманных отношений. Важно, чтобы ребенок узнавал смысл полученного знания в реальной жизни. Необходимо воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, поможет стать коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Мы должны осознавать, что качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Уникальностью является христианское учение о смысле и ценности человеческой жизни. Человек создан по образу Бога, но он в отличие от Бога не только духовен, но и наделен физическим аспектом. Спасение человека в его духовном совершенствовании. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Христианское представление определяет цели и задачи образования, как помощь ребенку в становлении духовной личности, раскрытии в себе образа и подобия Творца, который является абсолютным нравственным идеалом. Любая сумма и набор знаний нужны и полезны лишь в той мере, в которой они способствуют решению этой задачи. Не случайно на входе в храм св. Татианы при Московском университете всегда были начертаны слова: «Свет Христов просвещает всех», т.е. в основе любых информационных знаний лежит образ Создателя, а приобщение к ценностям православной культуры есть познание этого образа. Существует несколько глобальных методов формирования ценностей, в основном связанных с образованием, или же с внутринациональной или международной пропагандой определённых понятий ценности. Православные духовные ценности ориентированы на воспитание личности ребенка с четким внутренним ориентиром, помогают вырасти человеком высоконравственным, добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи и благожелательно относиться к людям других национальностей, верований и убеждений, знающим о мировоззренческом многообразии и умеющим, живя среди людей разных взглядов и разного отношения к религии, сохранять свою веру и свою культуру. Такое воспитание предполагает, что мы должны научиться отличать добро от зла, раскрыть красоту добра и развивать потребность совершать добро, сформировать чувство ответственности, бескорыстной любви к Отчеству, к семье и ближним, способность выработать собственную жизненную позицию и формировать ориентации на базовые ценности российской культуры. В профессиональной деятельности – способствовать формированию добросовестного отношения к труду, честности, справедливости, развивать навыки совместной деятельности и достижения согласия, собранности.

Со своим классом мы постоянно работаем над развитием духовности: на классных часах, в экскурсионных поездках, участвуя в благотворительных акциях, проводим совместные мероприятия с родителями. Общая работа и духовные ценности объединяют детей. Ребята приучаются к труду, искренне совершают добрые поступки, помогая ближним. Совместные мероприятия с родителями, также помогают детям в налаживании доверительных отношений со старшими, которые живут не отдельной жизнью от своих детей, а полностью погружаются в их интересы. Т.е. воспитание ребёнка – это совместная работа школы и семьи на основе православных духовных ценностей»

«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.» В. Сухомлинский


 

Использованы источники:

https://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/1834716-echo/

https://molysik.livejournal.com/2213.html

http://ddut.kiredu.ru/download/Православные_ценности.pdf

http://urokidobra.ucoz.ru/index/dukhovno_nravstvennye_cennosti_pravoslavnoj_kultury/0-25

http://malenkastrana.ucoz.ru/publ/pravoslavnye_cennosti_v_soderzhanii_urokov_nachaln oj_shkoly_avt_bujnovskaja_v_a/1-1-0-13

http://ddut.kiredu.ru/download/Православные_ценности.pdf

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ценность

Гроздева И.В. Лекция "Духовно-нравственное воспитание детей в условиях дополнительного образования.

 https://vuzlit.ru/455366/nravstvennoe_vospitanie_rebenka_v_pedagogicheskoy_sisteme_va_suhomlinskog

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.