Классный час в формате интеллектуальной игры по темам «Искусство на кухне» и «Музыка и кино»
Форма классного часа «Интеллектуальная игра».
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, а также во внеурочной деятельности. Так появилась идея создания формы классного часа- интеллектуальная игра. В нашем случае эта форма прижилась во многом благодаря участию родителей. Игра командная, каждая команда состоит из взрослых и детей. В их совместной поисковой творческой деятельности и рождаются решения. А игровой момент стимулирует интерес к этой форме. Темы выбираются различные, но, так как я учитель музыки, часто связаны именно с музыкой. Вот некоторые примеры-разработки этой формы классного часа.
Игра 1 «Искусство на кухне».
Ведущий: А. Моруа писал: «Как живопись, музыка, так и кухня-искусство. Живопись очаровывает глаза, музыка-слух, а кулинария- вкус».
Мы начинаем интеллектуальную игру «Искусство на кухне» (представление команд).
Конкурс 1 «Разминка. Каша»
«…скушай, детка, кашку, вырастешь большая…» Одно из первых блюд, которое предлагается детям - каша. Сколько творческого мастерства, выдумки, искусства нужно проявить маме, чтобы накормить ребенка ненавистной (уж так повелось) кашей. Итак, наша разминка посвящена каше. За правильный ответ-1 балл.
Какую кашу варили герои рассказа Носова «Мишкина каша»?
Ответ – манная.
Эта каша носит имя героя греческих мифов, одаренного необыкновенной физической силой.
Ответ – геркулесовая.
В одной из русских пословиц называют это блюдо и кашу нашей пищей.
Ответ – щи.
В сказке «Лиса и журавль» Лиса, пригласив в гости журавля, приготовила угощение- кашу, которую сама же размазала по тарелке. Какую?
Ответ – манная.
В Англии на завтрак обычно едят эту кашу.
Ответ – овсяная.
Про эту кашу у русского народа создано множество пословиц. «Эта каша- матушка наша», «Эта каша сама себя хвалит». Какая каша?
Ответ – гречневая.
Какая каша была любимой у Петра 1?
Ответ – перловая.
Эта каша носит имя царя, жившего в давнее время, когда мир Божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками; берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки.
Ответ - гороховая, царь Горох.
Из какого орудия труда варил кашу солдат в одной из сказок?
Ответ - из топора.
Какой обряд на Руси в 13 веке называли «кашей»?
Ответ - свадебный обряд.
Конкурс 2 «Логические цепочки»
Ведущий: Многие известные писатели, художники, музыканты были хорошими кулинарами. Об этом и о другом узнаем в логических цепочках. При ответе на первую часть вопроса команда получает 2 балла, при ответе на вторую часть- 1 балл.
1. а. Этот французский композитор служил в юном возрасте поваренком при дворе короля.
1. б. Звучит: «Гавот» Ж. Люлли
Ответ – Жан Батист Люлли
2. а. Этот величайший итальянский художник был прекрасным поваром, оставившим нам «Кулинарные записки». Вместе с Сандро Боттичелли он содержал таверну.
2. б. Слайд картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Ответ - Леонардо да Винчи
3. а. Этот писатель - автор романов и капитального труда «Поваренный словарь».
3. б. Звучит: фрагмент «Песни мушкетеров» М. Дунаевского.
Ответ - А. Дюма
Логические цепочки о некоторых продуктах
4. а. Для его приготовления когда-то требовалось 24 принадлежности «тя-ки»: тяпрэ, тяки, тяван и др. А руководил всем процессом тядзин.
4. б. Звучит: П. Чайковский «Китайский танец. Чай»
Ответ - Чай
5.а. По Библейскому мифу этот продукт - пища, которую Бог посылал иудеям каждое утро с неба, когда они шли пустыней в землю обетованную.
5.б. В одной из сказок этот продукт, заполнив горшочек, убежал очень далеко по улицам, дорогам.
Ответ – манка.
6. а. Стоит его отведать, как с этого момента, писал О. Бальзак, «все вспыхивает, мысли теснятся, как батальоны великой армии на поле битвы… Создавая серию романов «Человеческая комедия», Бальзак употребил 15 тысяч этого продукта.
6. б. Звучит: П. Чайковский «Арабский танец. Кофе»
Ответ- кофе
7. а. Это слово имеет непосредственное отношение и к музыке, и к еде. В России слово распространилось в начале 19 века. Во французском языке это слово означает «подкреплять», «восстанавливать».
7. б. Эти заведения заменили в России трактиры, а парижский повар Буланже на вывеске своей харчевни написал приглашение зайти к нему, чтобы «реставрировать» свой желудок.
Ответ - ресторан
Конкурс 3. «Музыкальный»
Ведущий: Любое блюдо или его название происходит из той или иной страны. Прослушав вопрос и музыкальную подсказку, необходимо назвать страну. За правильный ответ- 1 балл
Оладьи в переводе с языка этой страны означают масло, на котором жарили лепешки в глубокой посуде. Звучит музыкальный фрагмент ( любая национальная музыка).
Ответ – Греция.
Котлета означает «ребрышко» на языке этой страны. Звучит музыкальный фрагмент.
Ответ- Франция.
Слово «биточек» происходит от глагола «клопфен» - бить, колотить. Звучит музыкальный фрагмент.
Ответ – Германия.
Мороженое пришло к нам из страны, где еще в 5 веке до н. э. смешивали горный снег с сотовым медом и подавали в серебряных кубках с клубникой, апельсином и другими фруктами. Звучит музыкальный фрагмент.
Ответ – Китай.
Бульон пришел из страны, где это слово означает «кипеть».
Ответ- Франция.
Уха означает отвар, а слово пришло из этой страны. Звучит музыкальный фрагмент.
Ответ - Украина.
Гуляш, как известно, мясное блюдо. В той стране, откуда гуляш родом, его готовят иначе, без томата и с клецками. Звучит музыкальный фрагмент.
Ответ – Венгрия.
Кофе - популярный напиток во всем мире, но в этой стране придумали пить кофе с корицей и с кардамоном. Звучит музыкальный фрагмент.
Ответ – Египет.
Конкурс 4. «Литературный».
Ведущий: «На масляной неделе в стол яству подают: хлебцы постные, икра паюсная, икра осетровая, икра щучья с шафраном, лосось, кашка севрюжья, пупки осетра, блины, луковники, пироги подовые с маком, кисели сладкие..» - писали в «Домострое», сборнике правил, советов, наставлений 16 века. Вкусно, не правда ли? Многие писатели очень вкусно в своих произведениях описывали трапезы. Командам необходимо по литературному фрагменту назвать автора и произведение. (В качестве подсказки командам выдается список авторов и произведения, необходимо лишь выбрать).
Варианты:
1. В. Одоевский «Мороз Иванович».
2. И. Крылов «Демьянова уха».
3. В. Гауф «Карлик нос».
4. С. Аксаков «Аленький цветочек».
4. А. Чехов «Клевета».
5. А. Пушкин «Барышня-крестьянка».
Литературные вопросы:
«…да как жирна!
Как - будто янтарем подернута она…
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку. Да кланяйся, жена!»
Ответ- И. Крылов «Демьянова уха».
«Свернув курице шею, он обварил ее кипятком, искусно ощипал перья, соскоблил кожу, чтобы она стала гладкая и нежная и вынул из курицы внутренности. Затем начинил ее зеленью и зажарил. Для супа он взял коренья, пряности, кабаний жир и яйца, а для клецок мясо четырех сортов, немного вина, утиный жир, имбирь и желудочную травку…».
Ответ – В. Гауф «Карлик нос».
«Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала, да как все было, мытое - немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус, да еще кваску подлила, а сам думает: «Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке все вместе будет…».
Ответ - В. Одоевский «Мороз Иванович».
«…И вырос перед ним стол, убранный -разубранный, в посуде золотой да серебряной яства стоят сахарные, вина заморские, питья медвяные. Кушанье такое, что и сказать нельзя - того и гляди, что язык проглотишь…».
Ответ – С. Аксаков «Аленький цветочек».
Конкурс 5. «Меню»
Ведущий : Конкурс, завершающий нашу игру, творческий. Каждая команда представит ресторан какой - либо эпохи, название и оригинальное меню своего ресторана.
Этот конкурс может быть домашней заготовкой команд, тогда он будет представлен ярко. Но может быть и не подготовленным, импровизационным. Пример: итальянская таверна 16 века.
Подведение итогов.
Игра 2. «Музыка и кино».
Ведущий: Представьте себе зимний субботний вечер более 100 лет назад. Вы только что заплатили 1 франк и присоединились к немногочисленной аудитории, разместившейся в затемненном зале парижского «Гран-кафе». На дворе 28 декабря 1895 г., и вы присутствуете на первом в истории киносеансе. В тот день было продано 35 билетов, однако к концу недели вдоль бульвара Капуцинок уже выстраивались громадные очереди жаждущих взглянуть на движущиеся картинки, которые демонстрировались с помощью проекционного аппарата братьев Люмьер, который они называли кинематографом. Это было рождение кино. Сегодня тема интеллектуальной игры «Кино и музыка».
Конкурс 1 «Разминка»
У каждой киностудии своя марка: американская «Парамаунт» - вид гор, покрытых снегом, фирма «Коламбия» - статуя Свободы, студия «Метро-Голдвин - Майер»- грозно рычащий лев. Какой символ у киностудии «Мосфильм»?
Ответ - «Рабочий и колхозница».
«Приготовились к съемке!»- раздается из кресла голос режиссера - Мотор!»
- Есть мотор! - отвечает кто-то. Кто?
Ответ - звукооператор, он держит длинную удочку, на которую прикреплен микрофон.
Что обозначает цифра 66 в названии фильма «Айболит - 66»?
Ответ - Год 1966.
Какого известного голливудского актера назвали в честь художника итальянского возрождения Леонардо да Винчи?
Ответ - Леонардо ди Каприо.
Какой самый экранизируемый писатель?
Ответ - Шекспир, более 300 экранизаций.
Историческая личность, чаще всех появляющаяся на экранах.
Ответ – Наполеон.
Легендарный актер немого кино, которому вручили первый Оскар.
Ответ - Чарли Чаплин, в 1928 г.
Какой сюжет самый популярный в кино?
Ответ - «Золушка».
Кто такой тапер?
Ответ - пианист в немом кино.
Конкурс 2. «Кинопленка»
Ведущий: Первые фильмы в России продавались на метры. Владельцы кинотеатров покупали их у хозяев киностудий как ткани: за сколько метров заплатили - столько получили. А стоили фильмы дорого - за 1 м. в 1907 надо было отдать не менее 40 копеек (корова стоила 5 рублей).
Каждая команда получает кинопленку, где указаны годы 20 века. Именно этих лет касаются основные вехи истории кино.
Кинопленка
20-е годы |
30-е годы |
40-е годы |
50-е годы |
60-е годы |
70-е годы |
Когда фильмы стали цветными?
Ответ - 70-е годы.
Когда завершилась эра немого кино?
Ответ - 30- е годы (первый звуковой фильм - «Певец джаза», 1927 год).
Когда в России появился широкий экран?
Ответ - 50- е годы.
Когда был поставлен первый российский фильм-сказка?
Ответ - 40- е годы (фильм А. Роу «По щучьему велению»).
Когда впервые в мире демонстрировалась картина на борту самолета?
Ответ - 60-е годы (В 1961 г. Американская авиакомпания во время рейса из Нью-Йорка в Лос-Анджелес показала картину «Одержимая любовью» на борту самолета).
В какие годы открылась студия «Союздетфильм»?
Ответ - 30 - е годы.
Когда открылась киностудия «Мосфильм»?
Ответ - 20 - е годы (1924 г.).
Конкурс 3 «Звуковые эффекты»
Ведущий: Представьте, что вы снимаете фильм, где записывается сцена на кухне (участникам предлагается прослушать шумовые звуки в записи и определить их):
- газ
- резка хлеба
- чистка картошки
- мясорубка
- щелканье орехов
- жарка попкорна
- кипящая жидкость
- терка
- крышка кастрюли.
Конкурс 4 «Фильмы-инструменты».
Порой названия фильмов представляют собой названия музыкальных инструментов. Слушаем музыкальные фрагменты, определяем тембр инструмента, который и будет основой названия фильма (записи звучания музыкальных инструментов подбираются по усмотрению учителя).
Звучит фортепиано (фильм «Пианино», Австрия 1993).
Звучит барабан (фильм «Барабан», Великобритания, 1938).
Звучит контрабас (фильм «Контрабас», Франция, 1963).
Звучит флейта (фильмы «Молчаливая флейта» США, «Забытая мелодия для флейты» Россия).
Звучит тромбон (фильм «Неприятности с тромбоном», США 1944).
Конкурс 5 «Кино наоборот»
Ведущий: В названиях фильмов вам необходимо исправить одно слово, для того, чтобы получилось правильное название фильмов. Например: «Красота по-английски»- неправильно, исправляем – «Красота по-американски» (командам выдаются таблицы-заготовки, необходимо вписать правильный вариант ответов).
Неправильный вариант |
Правильный вариант (вписывают команды) |
«Пражские каникулы» |
«Римские каникулы» |
Человек снега» |
«Человек дождя» |
«Белая миля» |
«Зеленая миля» |
«13 стульев» |
«12 стульев» |
«3-й элемент» |
«5-й элемент» |
«Унесенные вьюгой» |
«Унесенные ветром» |
«Молчание телят» |
«Молчание ягнят» |
«Французский пирог» |
«Американский пирог» |
«Человек-комар» |
«Человек-паук» |
Конкурс 6 «Музыкальная викторина».
Игрокам необходимо определить, из какого фильма звучит музыкальный фрагмент ( музыкальные фрагменты можно подбирать другие, по своему усмотрению).
«Пираты Карибского моря»
«Координаты Скайфолл»
«Мэри Поппинс, до свидания»
«Операция «Ы»
«Иван Васильевич меняет профессию»
«Звездные войны»
«Бриллиантовая рука»
«Розовая пантера»
«Ирония судьбы или с легким паром»
Подведение итогов игры.