Статья на тему «Формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьников» (5–9 классы)
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истор11и. учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образова11ия 11зучснис предмета «история» планируется на базовом уровне. Одним из планируемых результатов изучения истории на этом уровне является требование к формированию мировоззренческой, це111-1остно-смысловой сферы обучающихся российской гражданской идентичности
поликультурности, толерантности, приверженности закрепленным Конституцией Российской Федерации ценностям. В своем выступлении на Совете по межнациональным отношениям
19 февраля 201Зг. президент В.В. Путин отметил «исключительную роль школы в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, атмосферы укрепления взаимоотношения между ними» обратил внимание на то, что «формальные нравоучения здесь абсолютно неприемлемы и неэффективны, а порой даже и ко1ппродуктивны.»
Концепцию нового учебно-методического комплекса по отсчсствен11ой истории утвердили на президиуме Российского истор11чсского общества в конце октября 201Зг.
Немаловажное значение в гражданском воспитании имеет воспитание 1олсрантIюст11 в человеческих отношениях. Это актуально для школы XXI века. Толерантность - это, прежде всего отношение человека к людям.
выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей других культур.
Признание - это способность видеть в человеке и11ой культуры нос1пеля иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни.
Принятие - это положительное отношение к его отличиям.
Понимание - это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения.
Воспитывать толерантность можно через различные формы воспитательной работы на уроках истории, где учащимся даётся возможность открыто продемонстрировать своё отношение к межнациональным проблемам в России и выразить свою гражданскую позицию.
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образован11я изучение предмета «история» планируется на базовом и углубленном уровне. Одним из планируемых результатов изучения истории на лом уровне является требование к формированию мировоззренческой, ценностно с,1ыс.1овой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплены Конституцией Российской Федерации.
В нашей школе проводилась определенная работа по гражданско патриотическому воспитанию школьников. Воспитательная работа проводилась в классных часах, а так же во внеурочное время при общешкольных мероприятиях. Так в начале лого учебного года было продуктивно проведено мероприятие «Россия, устремленная в будущее» В.Путин и другие руководители государства в последнее время уделяют большое внимание учебно-методическим проблемам преподавания истории в
школе. Так, президиум Российского исторического образования принял «Конвенцию нового исторического комплекса по отечественной истории»
В своей повседневной работе историки должны руководствоваться этим документом.
Я на своих уроках стараюсь вводить в содержание исторического материала региональный компонент. Для это используется различные источники: периодическую печать, книги, монографии, литературные произведения. В нашей школе проводились встречи с ветеранами войны: Осмаевым У., Абдулкаримовым М. Регулярно проводятся встречи с ветеранами-афганцами: Чукуев И.М., Сунчханов И 12 февраля с приглашением представителя комиссариата в школе под моим руководством оформлен стенд памяти певицы Мелхазнии Озиевой , нашей односельчанки. Также, оформлен стенд памяти первого президента Кадырова А-Х. Каждый 1од 23 августа в нашей школе проводится общешкольная линейка с приглашением родительской общественности и администрации села посвяще11ная дню рождения А-Х Кадырова. Регулярно проводятся массовые субботники, которых активное участие принимают наши школьники и учителя. Выпускники нашей школы принимали участие в ходе установления конституционного порядка в нашей республике.
Также, нашей школе были организованы экскурсии в г. Грозный («Сердце Чечни», Мемориальный комплекс «Аллея Славы»), г.Гудермес (Парк культуры и отдыха). Нами было организовано посещение святого места о соседнее село Саясан (зиярат Воккха-Хьажи). Обучащиеся также познакомились с творчеством чеченского народного писателя А. Айдамирова. (Лигературно-мемориальный музей А. Айдамирова»).
На уроках истории я использую исторические материалы регионального характера А.И.Хасбулатова, М.Х. Багаева. Р. Джабраилова и других авторов.
Гражданско-патриотическое воспитание- сложный, м11ого1ра1111ый процесс. 0110 должно вестись во всех сферах общества повседневно, но 11с11ш1язч1шо. Зна11ие и уважение законов cвoeй причастности к судьбе и из, ор1111великой страны и чувство ее гражда111111а- вот кредо, которое, должны воспитывать в подрастающем поколении нашего общества. Мы
Можем и должны гордиться своим Отечеством и ее историей.
Уваже11ие к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что нсво1можно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного. трепетного отноше11ия к своим истокам. Каждая травинка, лес11оi1 или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы рос: и II учились любить свою страну и уважать традиции и 11ац1юнальные особенности народов, которые ее населяют.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объеди11яющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение. которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить нацио11альные богатства. а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в облаасти формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Подводя итог, хочется сказать. что гражданско-патриотическое вос11итание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас - педагогов - есть уникальная возможность повлиять на ста11овление будущих граждан. патриотов России.
Куликова Ирина Геннадьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна