Формы и методы проведения массовых мероприятий, способствующие формированию технических компетенций у обучающихся
Формы и методы проведения массовых мероприятий, способствующие формированию технических компетенций у обучающихся (самообобщение опыта)
Для чего организовывать с детьми массовые мероприятия технической направленности?
Каждый из нас может по-разному ответить на этот вопрос. Некоторые педагоги могут сказать: я прекрасно преподаю свой предмет, зачем нужны еще мероприятия?
Разберемся подробнее в этом вопросе.
Современный ребенок воспринимает изменения как обыденные явления, это его обычный мир, он легко в нем ориентируется, принимает новые формы взаимодействия естественно. Появился новый тип обучающихся – социально вовлеченных, мотивированных и целеустремлённых. Этот фак системе образования надо использовать для всеобщей пользы. Предложить детям новый тип взаимоотношений в процессе обучения: сотрудничество, неформальное взаимодействие, что возможно достичь посредством проведения мероприятий технической направленности. В результате мы получим социально активных, сильно замотивированных участников образовательных отношений, что на сегодняшний день является одним из факторов научно-технического прогресса нашей страны.
Наше правительство предпринимает меры для развития государства в области цифровизации и в целях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в регионах создаются центры цифрового образования детей «IT-куб».
Целью создания Центров является создание среды, обеспечивающей продвижение компетенций в области цифровизации (современные информационные технологии, искусственный интеллект, большие данные, облачные пространства, программирование и администрирование цифровых операций) среди подрастающего поколения, а также развития эффективных механизмов ранней профориентации при осуществлении обучающимися выбора будущей профессии и построения траектории собственного развития.
Центры обеспечивают реализацию дополнительных образовательных программ, проведение мероприятий по тематике современных цифровых технологий и информатики, знакомства с технологиями искусственного интеллекта, а также просветительскую работу по цифровой грамотности и цифровой безопасности.
Для того чтобы расширить пропаганду технических образовательных направлений необходимо максимально использовать массовые формы организации работы по техническому творчеству обучающихся, которые предполагают проведение ряда массовых мероприятий с «временными» коллективами.
В образовательных организациях можно использовать следующие массовые формы организации вне учебной работы по техническому творчеству обучающихся:
- Информационно-обучающие (производственная экскурсия, встреча с учеными, кинопросмотр, технические журналы, уголок научно-технической информации, деловая игра, лекции, конференции, неделя науки и техники);
- Состязательно-игровые (конкурс юных техников, технический турнир, слет юных техников, техническая олимпиада, соревнования, выставки).
Большинство форм массовой работы применяется в комплексе с другими, что оправдано с методической точки зрения.
Успех любого дела во многом зависит от правильной организации и четкой расстановки сил. Всю организацию массового мероприятия можно разделить на 4 этапа:
1 Конструирование;
2 Подготовка;
3 Проведение мероприятия;
4 Анализ.
Каждый этап предусматривает серьезную детальную проработку.
Организация мероприятия должна начаться с принятия решения о его проведении. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в его проведении.
После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:
1. Четко поставить цели и задачи.
2. Определить тематику мероприятия.
3. Определить форму проведения и содержание массового мероприятия в соответствии с возрастом детей, их уровнем развития, психо - физиологическим состоянием на момент проведения мероприятия.
4. Придумать мероприятию яркое название.
5. Разработать правила и условия проведения мероприятия:
- определение участников (команды или индивидуальные участники), их количества;
- продолжительность всего мероприятия и каждого конкурса;
- порядок выдачи заданий (на месте, или предварительно);
- последовательность выступлений (по жребию, по готовности);
- возможность привлечения помощи со стороны взрослых или сверстников;
- возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;
- перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т. д.;
- время на подготовку задания;
- критерии оценки;
- определение победителя.
6. Определить место и время проведения мероприятия.
7. Тщательно подобрать задания для участников и возможно болельщиков.
8. Разработать положение о мероприятии.
На этапе подготовки мероприятия работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:
1) ознакомление участников с «Положением» о мероприятии;
2) подготовка и оформление согласно тематике места проведения мероприятия;
3) подготовка музыкального оформления;
4) подготовка светового и технического обеспечения мероприятия (микрофоны,
магнитофоны, видеомагнитофон, видеокамеру и т.п.).
5) заготовка реквизитов (карточки, жетоны, фишки);
6) подготовка оценочных листов;
7) приглашение компетентного жюри;
8) подбор ведущего;
9) подготовка призового фонда.
10) подготовка программы мероприятия и написание сценария;
11) проведение репетиции (при необходимости).
Прохождение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешного его проведения и большого воспитательного эффекта.
При проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующего порядка:
1. Организационный момент (5-7 минут). Пролог – вступительная часть мероприятия, настраивающая участников на определенное эмоциональное восприятие, это эпиграф ко всему празднику.
Цель: переключить участников, вызвать интерес и положительные эмоции.
2. Вводная часть (10-15 минут).
Завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет мероприятия.
Цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию, используя разнообразные средства активизации, задания на смекалку: проблемную беседу, ребус, головоломку и т.д.
3. Основная часть (25 – 30 минут), по времени самая продолжительная.
Развитие действия – смена видов деятельности, смена эпизодов, которые добавляют торжеству все новые и новые краски.
Цель: реализация основной идеи занятия, требует особой эмоциональной атмосферы. Организатор использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения опыты, воспитывающие ситуации, игры, поручения и т. д.
4. Заключительная часть (10 -15 минут).
Финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод массового мероприятия (коллективное пение, ритуалы посвящения или награждения).
Цель: систематизация детьми полученного опыта.
Очень важно, чтобы в мероприятие принимали участие дети из разных классов, детских объединений, групп, т.к. дружба, забота, сотрудничество сплачивают детей, гуманизируют их отношения, обогащают их социальный опыт, выявляют их индивидуальные способности и помогают ребенку обрести товарищей.
Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ.
В процессе оценочно – аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей участников, комфортность и активность их участия в мероприятии.
Следует особо подчеркнуть, что успешность проведения мероприятия зависит не только от освоения организатором технологии его подготовки и проведения, но и от того, насколько основополагающие идеи приняты им, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.
На базе ЦЦОД «IT-Куб» успешно организуются ряд мероприятий:
Соревновательные
«Курская битва: соревнования роботанков»
Соревнования «Робо -Сумо»
Марафоны (турниры) по киберспорту
Командно-исследовательская игра «Научный инкубатор»
Конкурсные
Открытый творческий конкурс «Робо-проект», посвященный Всемирному дню Робототехники
Межрегиональный дистанционный онлайн-конкурс по программированию «Любимый защитник», посвященный Дню защитника Отечества
Конкурс по компьютерной графике «Новогодний калейдоскоп», посвященный всемирному дню компьютерной графики
Диктанты
Технологический диктант
Онлайн Цифровой диктант по компьютерной грамотности
Конференции
Классный этап Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели»
Праздники
День защиты детей с IT-Кубом
Выставки
Городская выставка Цифрового творчества
Станционные игры
Станционная игра «День цифры»
Литература
1. Финажина С.Ю. Методика организации массовых мероприятий. // Дополнительное образование. № 9 , ООО «Витязь – М», 2005г.
2. Хохлова С.В., Макаренко И.В. Методическое пособие для тех, кто работает с детьми. /Сообщение № 8 . – М.: «Илекса», Ставрополь, 2002г.
3. Абдуллаев А.Б. Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования - Махачкала, Образование 2003 – 270 с.
4. Калошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности - М.: Изд-во МГУ, 1993 – 68 с.
5. http://studopedia.org/5-18589.html
6. http://it-n.ru/attachment.aspx?id=131021