12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Санакоева Ирина Николаевна16
0

«Формирование эмоционального благополучия дошкольников с помощью применения методов командообразования и спонтанного творчества».


Одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании дошкольника, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия. Для решения данной задачи в нашем дошкольном отделении, мы объединили в единое целое всех участников образовательного процесса. Воспитатели групп, специалисты: педагог – психолог, учителя – логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре - несколько лет целенаправленно работают в данном направлении. За этот период нам удалось не только вовлечь в этот процесс родителей воспитанников, но и сделать их активными участниками.

Взаимосвязь педагогического воздействия и эмоционального самочувствия дошкольника достаточно актуальна. Каким образом можно способствовать формированию эмоционального благополучия детей? Были выделены основные педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие дошкольников.

К ним относятся:

удовлетворение потребности ребенка в общении с педагогом (общение с воспитателем на основе личностно - ориентированной модели воспитания и в рамках определенных традиций «на равных»);

удовлетворение потребностей ребенка в общении или в совместной деятельности со сверстниками (создание предпосылок для гибкого и жизнерадостного поведения детей в разных жизненных ситуациях на основе игровой деятельности); формирование у ребенка положительного отношения к взаимодействию со сверстником с помощью актуализации приятных воспоминаний в рамках определенных традиций группы и театрализованной деятельности;

достижение успеха в какой-либо деятельности (реализация потребности ребенка в свободной самостоятельной деятельности).

Планируя свою работу, педагоги учитывали основные педагогические задачи и определяли средства их реализации и условия, способствующие эмоционально – психологическому благополучию каждого ребенка, а значит и группы в целом.
Создавая эмоционально – развивающую среду в каждой возрастной группе, мы придерживались не только цели педагогических воздействий, но и соотносили их с задачами эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Для организации работы были выделены приоритетные задачи. Затем найдены пути их реализации с использованием инновационных технологий

Психолого – педагогические задачи

Пути реализации с использованием инновационных технологий

обеспечение эмоциональной релаксации

снятие эмоционального напряжения

создание и регулярное пополнение Центров уединения

развитие социально – коммуникативных навыков

создание благоприятных условий адаптации

использование метода командообразование

воспитание социально уверенной личности

формирование умения поиска нестандартных решений

использование метода "спонтанное творчество"

Целью внедрения инновационных технологий в практику дошкольных учреждений является создание личностно-ориентированной образовательной среды в ДО, позволяющей формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи внедрения:
• воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
• развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;
• научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Для реализации цели и решения поставленных задач в группах дошкольного отделения были оснащены центры уединения, предназначенные для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.

Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема готовности растущего человека к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач; готовности к труду и жизни в новых социально-экономических условиях. Социально-активный ребенок в процессе освоения общественной деятельности вырабатывает навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы и построения общения в коллективе, умение работать в команде необходимо формировать с самого раннего возраста. Командообразование - термин, обычно применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.

Детское командообразование – это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога. Несомненным достоинством применения метода детского командообразования является то, что для организации большинства игр не требуется никаких приспособлений. Использование метода командообразования может эффективно применяться во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Основная цель командообразования - создание позитивных изменений в социально - психологических параметрах команды после непосредственного участия в совместной деятельности, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях.

Задачи командообразования:

- продемонстрировать преимущества командной работы;

- усовершенствовать общение в команде;

- освоить навыки обратной связи;

- усовершенствовать процессы принятия решений в команде;

- научить видеть человека в командной роли, развить среди членов команды уважение к роли каждого, улучшить способность принимать ограничения и использовать сильные стороны каждого участника;

- получить удовольствие от совместной работы.

Принципы работы по методу командообразования с детьми:

1. Не стоит сильно увлекаться играми соревновательного характера.

2. В игре лучше всего использовать местоимение «мы».

3. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей, ни по каким параметрам. При этом следует подчеркнуть значимость каждого ребенка.

4. После выполнения задания похвалы достоин абсолютно каждый.

5. При составлении сценария следует учитывать, что постепенное усложнение упражнений дает ощущение прогресса и стимул двигаться вперёд.

На подготовительном этапе внедрения инновационного метода командообразования проводилась работа с педагогами для нахождения оптимальных приемов и средств в деятельности : различные формы методических мероприятий по данному направлению, затем –
обмен опытом в сфере командообразования: семинары-практикумы, мастер-классы «Приемы командообразования для участников образовательного процесса», разработка картотек, подбор игр и упражнений, методические копилки приемов командообразования в соответствии с возрастной группой (коммуникативные игры), мероприятия по командообразованию самих педагогов.

На основном этапе началось внедрение метода в работу с детьми и родителями. Ниже представлены некоторые формы (в том числе в рамках реализации проектов) совместной деятельности педагога с участниками образовательных отношений:

-непосредственная образовательная деятельность, включающая занятия, направленные на формирование понятий и представлений социально – коммуникативной сферы;

- спортивные праздники и развлечения;

- постановка проблемных ситуаций, связанных с коммуникативным взаимодействием, нахождение путей их решения (образовательные ситуации);

- игры на формирование команды («Тень», «Клубок», «Доброе животное», «Могучая река», «Маска», « Веселое приветствие», «Дракон», «Ладонь в ладонь», «Комплимент» и т.д.)

- театрализованные этюды и инсценировки («Заяц и ежик на качелях», «Случай в детском саду», «Чем я могу помочь», по мотива сказок «Яблоко» В. Сутеев, рус народ. «Лень да Отеть» и т.д.)

- включение элементов социально – коммуникативного развития в режимные моменты (речевки, мирилки,чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений соответствующей тематики).

Среди форм взаимодействия с родителями воспитанников выделим:

- игры и мини–тренинги для развития сплоченности родителей группы;

- мастер–классы по формированию команд (в том числе в формате «родители-дети»);

- участие родителей в спортивных и музыкальных мероприятиях.

Социально – экономическое преобразование в обществе диктует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому мы решили внедрить еще один инновационный метод «спонтанное творчество» – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии взрослых, но не контролируемые ими. «Спонтанное творчество» обычно включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария.

Большинство нетрадиционных приемов рисования относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате исполнения специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования. При этом заранее неизвестно какое изображение получится, но всегда будет успешен результат

Творчество оказывает положительный эффект на полноценное, гармоничное и всестороннее развитие личности дошкольника. Применения нетрадиционных техник рисования способствует снятию детской тревожности и страхов, а так же развитие уверенности в себе. В процессе применения инновационного метода «спонтанное творчество» дети начинают чувствовать себя раскованнее, смелее и непосредственнее, что предоставляют ребенку полную свободу самовыражения, происходит формирование умения поиска нестандартных решений, что ведет к воспитанию социально уверенной личности.

Перед внедрением метода в работу с детьми наши педагоги ознакомились с многообразием нетрадиционных техник рисования и представили мастер-классы по «спонтанному творчеству». Затем было разработано перспективное планирование по внедрению данного метода в соответствии с возрастом детей.

С младшими дошкольниками успешно применяются следующие виды «спотнанного творчества» : рисование

-пальчиками

-ладошкой

-кулачками

-стопой

-на подносе с сыпучими материалами.

Виды «спонтанного творчества» для старших дошкольников: рисование

-мыльными пузырями, воздушными шарами;

-ниткографии;

-фотокопия свечой;

-рисованием пеной, цветным льдом, пузырчатой пленкой;

-монотипией пейзажной;

-пластилинографией;

-набрызг зубной щеткой;

-солью и акварелью;

-растушевка восковыми мелками;

-кляксографией;

-с помощью трафаретов, брызг и губки;

-по мокрому;

-граттаж.

В группах были организованы центры творчества детей, предназначенные для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и метод начал работать!

Родителям были предложены консультации и мастер-классы на тему «Влияние нетрадиционных техник рисования на формирование эмоциональной сферы ребенка», «Какие формы спонтанного творчества можно использовать в домашних условиях», «Развитие социально – коммуникативных навыков посредством нетрадиционных техник рисования» и т.п.

Результатами работы с использованием инновационных методов командообразования и спонтанного творчества оказались:

развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками

усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в российском обществе.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.