12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юсупова Рамиза Фарисонва1293
Россия, Новосибирская обл., с.Меньшиково
Материал размещён в группе « Учителю истории и обществознания»
4

«Формирование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания»

«Формирование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания»


Финансовая грамотность составляющая функциональной грамотности.  Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и рисков, мотивация для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества.

Начну с обзора нормативно-правовых актов, регулирующих этот вопрос

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Ст. 2. п. 9.

Учебная программа, может быть реализована в ОО в рамках:

-основной образовательной программы основного общего и (или) среднего общего образования в виде отдельного курса, дисциплины (модуля) за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений;

- основной образовательной программы основного общего и (или) среднего общего образования в интеграции с другими предметами;

-в рамках программы дополнительного образования

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.утв. Распоряжением Правительства РФ

от 25 сентября 2017 г. № 2039- Цель: создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.

Система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста, разработанная в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

-Структура рамок для учащихся школьного возраста, разделена на 9 сфер (предметных областей) финансовой грамотности;

- В свою очередь, каждая из областей финансовой грамотности разделена на три составляющих:

Знание и понимание - подразумевает набор знаний потребителя о финансовых продуктах и концепциях, а также способность получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую для принятия решений.

Умения и поведение - включающие компетенции, связанные с умениями и навыками финансового поведения, способности к принятию финансового риска, а также умением предпринимать другие эффективные действия, для улучшения собственного финансового благосостояния.

Личные характеристики и установки - содержащие основные характеристики потребителя, связанные с общим отношением к личным финансам, возможностью делать ответственный выбор и принимать финансовые решения

КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

Раздел «Содержание предмета «Обществознание»

«Обучающиеся осваивают основные понятия финансовой грамотности, изучают устройство банковской, налоговой, пенсионной систем, системы страхования; осваивают способы разумного взаимодействия семьи с различными финансовыми институтами, знакомятся с правами потребителя финансовых услуг, учатся их защищать. Важно сформировать у обучающихся представления о ценности ответственного, грамотного поведения в сфере личных и семейных финансов, в том числе через ведение семейного бюджета.»

ФГОС ООО ОТ 31 МАЯ 2021 ГОДА

Включены вопросы финансовой грамотности в предметные результаты, а самое главное это изменение самого процесса преподавания, для предмета «Обществознание» эти стратегические изменения можно выразить следующей формулой: «социальная теория + социальная практика на уроках».

Как реализовать это требование на практике? Хотелось бы ,чтобы это все было в предложенных УМК,но это не всегда так.

Приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:

Связь с жизнью

Чтение бизнес – новостей

Пословицы и полезные высказывания о деньгах

Решение финансовых задач

Онлайн – уроки по финансовой грамотности

1. На этапе мотивации можно использовать «примеры из жизни» в виде комиксов, видеофрагментов, мультфильмов(«Смешарики»)

2.Интерактивные технологии- это самостоятельное получение знаний, использование метода погружения.

2.1. Игровая технология https://vbudushee.ru/library/igry-i-igrovye-zanyatiya-po-finansovoy-gramotnosti/







Игра «Товары – услуги»


Цель: закрепить умение отличать товар от услуг, которые предоставляет учреждение; воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение к людям разных профессий.

1–й вариант. Детям предлагается взять картинку и ответить товар это или услуга.

2–й вариант. Дети делятся на две разные команды: одни называют профессию, а другие говорят какие услуги, предоставляют люди этой профессии.



Игра ««Финансовый кроссенс»


Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и придумано по аналогии со словом "кроссворд". Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Кроссенс рекомендуется начитать читать сверху вниз и слева

Тема: Налоги (Приложение №1)

Задание: Прочти кроссенс и дай ему название.

Ответ: На основании российского законодательства в сфере

фискальной политики государства, отраженного в налоговом кодексе РФ с

физических и юридических лиц взимаются налоги. Такие как:

имущественный, транспортный, земельный, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налог на игорный бизнес, государственные пошлины.

Название кроссенса: «Виды налогов».

Учебно –познавательная игра «Банковская система»

Цель изучения темы «Банковская система» - закрепление и актуализация

теоретических понятий и приобретенных практических навыков по теме

«Банковская система».





2.2. Кейс-технология

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств (способов деятельности) и умений.

Тема: «Расчетно-кассовые операции», «Банковская карта.» (Форма работы зависит от количества детей: парная, индивидуальная групповая)

Проблемный вопрос - в каком банке лучше открыть счет, какой картой лучше воспользоваться.

Каждая группа воспользовавшись сайтом банка (изучаем банки, которые имеются на нашей территории) составляет обзор дебетовых карт данного банка.

В этот же кейс мы можем добавить бонусные программы, которые предлагает тот либо иной банк своим клиентам.

Для усложнения работы с кейсом можно, задать социальный статус учащемуся: пенсионер, рабочий, студент, индивидуальный предприниматель.

Этой же формой можно воспользоваться при изучении тем: «Вклады», «Инвестиции», воспользоваться сайтом Московской биржи.



3. Решение контекстных задач

Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным), задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней

ПРИМЕР:Поездка на поезде стоит 400р.Чтобы проехать это расстояние на автомобиле,надо израсходовать 20л бензина. Цена бензина 30р. за литр.Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?

Ответ:Если папа поедет один, он выберет поезд: поездка на автомобиле выйдет дороже 30X20=600р.

Если же он поедет с семьёй, то на автомобиле. На поезде будет дороже:400x3=1200р.

4. Выполнение различных видов готовых заданий по формированию финансовой грамотности.Виды заданий :

Задание с выбором одного верного ответа

Задание с выбором нескольких верных ответов

Комплексное задание с выбором ответа

Задание с выбором одного верного ответа на основе произведенных расчетов

Задание на установление соответствия

Задание на установление последовательности

Задание на выделение фрагмента текста

Задание с кратким ответом

5. Выполнение заданий по подготовке к ГИА (ОГЭ, ГИА)

Для формирования финансовой грамотности на уроках «Истории» разработан специальный УМК «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России»

Этот УМК включает:

Учебное пособие “Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Учебное пособие для 5–11 классов” (ISBN 978-5-6040376-1-4)

Методическое пособие “Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России” (ISBN 978-5-6040376-2-1)

Программный комплекс “Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России”, включающий

сайт https://fingram-history.oc3.ru/

приложение для персональных компьютеров.

Мобильное приложение.

В курсе изучения истории, в первую очередь мы решаем предметные задачи по истории, но многие именно финансовые явления появились давно и сыграли огромную роль в историческом развитии. Данное пособие помогает работать именно над раскрытием различных финансовых терминов, концепций. Начиная с первых уроков истории в 5 классе это такие понятия как «примитивные деньги», «обмен», «торговля» и т.п. Именно работа над формированием финансово грамотной речи и наполнения личного финансового словаря — это задача, которую мы можем решать на уроках истории.Используя тексты из данного пособия можно также развивать и метапредметные результаты. Отвечая на вопросы и выполняя задания, сопровождающие каждую главу пособия, ученик приобретает важный навык применения полученных знаний на практике — в данном случае для решения разнообразных учебно-познавательных, исследовательских и практических задач с финансовым контекстом. Учащиеся могут самостоятельно использовать данное пособие самостоятельно для более глубокого изучения отдельных исторических периодов именно в разрезе формирования финансовых отношений и развития финансовых инструментов и услуг.

Используя это пособие, группа учителей создала сборник «Формирование финансовой грамотности на уроках истории на уровне основного общего образования»

Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у обучающихся финансовой грамотности является требованием сегодняшнего дня, всем удачи, спасибо за внимание!!!



Используемая литература

Учебные модули по финансовой грамотности https://www.fingram39.ru/projects/5652-sbornik-spetsialnykh-moduley-po-finansovoy-gramotnosti-dlya-umk-po-predmetam.html

Интернет-ресурсы в помощь учителю и школьнику по изучению финансовой грамотности

Институт стратегии развития российского образования. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

Национальная образовательная программа «Дружи с финансами» (раздел «Карта портала»)https://vashifinancy.ru/about/sitemap/

Всероссийская программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» http://dnifg.ru/

Сайт Центрального банка России http://fincult.info/

Сайт Финансовая грамотность населения (раздел- Статьи - Материалы для детей)

Банк методических проектов http://финграмотностьвшколе.рф/projects/

Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования https://fmc.hse.ru/













Приложение №1

Кроссенс по теме «Налоги»

t1701347959aa.png





















Опубликовано в группе « Учителю истории и обществознания»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.