Статья «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»
Киндрат О. А.
учитель географии
МБОУ «СОШ № 28 г. Челябинска»
(г. Челябинск, Россия)
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Аннотация: в статье актуализируется значимость развития на уроке географии функциональной грамотности обучающихся посредством работы с содержательным и многофункциональным дидактическим материалом. В рамках положений обновленных ФГОС и требований реализации системно-деятельностного подхода предлагаются возможные методы и приемы работы с географическим материалом, направленным на достижение необходимых предметных, метапредметных и личностных результатов.
Ключевые слова: урок географии, функциональная грамотность, системно-деятельностный подход, дидактический материал, система заданий.
Фундаментом построения современного учебного занятия, согласно обновленным ФГОС, выступает системно-деятельностный подход. Особенностями его реализации является открытие детьми новых знаний в ходе самостоятельной исследовательской деятельности, а также дальнейшее использование этих знаний в жизненной практике. Одним из важных критериев, направленных на осуществление такого подхода, является наличие у обучающихся основ функциональной грамотности.
Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году и обозначал способность читать и писать как необходимый функционал повседневной жизни. Однако постепенно значение термина стало вбирать в себя новые компоненты: читательская, языковая информационная, коммуникативная, математическая, литературная, социальная и естественнонаучная грамотность. Изменяется назначение функциональной грамотности: она приобретает социально-экономическое значение. Все эти компоненты, а в большей мере естественнонаучная грамотность, реализуются в рамках современного урока географии.
География как учебный предмет является одним из ведущих в формировании целостной картины мира, развитии географической компетентности и в воспитании экологической культуры обучающихся. Стоит отметить, что методический арсенал современного учителя географии должен быть также средством достижения метапредметных результатов. Так, через анализ географической информации, получаемой из учебного материала, СМИ и других источников, обучающийся учится критически осмысливать информацию любой предметной области в школьной практике.
Ввиду того, что большинство учителей сталкиваются с проблемой несоответствия объема школьного материала качеству реальных знаний ученика и еще более – умению применять их на практике, педагог должен проявлять гибкость в отборе дидактического материала и тех методов обучения, которые были бы направлены не только на закрепление и формирование предметных знаний по географии, но и на формирование умений и навыков извлечения социально значимой информации.
Дети с трудом понимают текст учебника, географическую терминологию, испытывают сложность в пересказе параграфов, в выделении главной и ключевой информации при работе с атласами и контурными картами. В целях избежания этих проблем, целесообразно включать в работу на уроке разнообразные типы заданий, направленные на формирование функциональной грамотности через:
1. работу с текстом;
2. работу со статистическими данными;
3. работу с атласами и контурными картами.
1. При работе с текстовой информацией предлагаем использовать следующие приемы: составление вопросов к тексту; составление простой таблицы по материалу параграфа учебника; составление таблицы, в основе которой - выделение черт сходства и различия географических объектов или явлений; составление схемы по прочитанному тексту или написание текста по предложенной схеме; составление развернутого плана по тексту; ответ на проблемный вопрос учителя с собственным предложением решения представленной проблемы; написание текста по указанной схеме; нахождение географических ошибок в тексте.
Интересным заданием в этом блоке является чтение художественного текста, в результате которого обучающиеся должны объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.
Пример:
Определите, какие грунты характерны для города (области) и какие проблемы с этим связаны?
«Грунт земли, на которой построен город, болотистый, хотя ранее местность была возделана под пашни. Еще в 1713 году повсюду были приметны борозды плугов, дорога к городу была очень тонкая, плохая, и весь путь весной и осенью был усеян лошадьми, падшими в упряжи между трясинами». В.Пылаев
Ответ: Грунты, присущие данному городу, болотистые, топкие. Основная проблема, связанная с ними, - строительство домов, транспортных путей и инженерных сооружений.
2. Введение статистических данных на уроке географии предполагает работу с графиками, схематично-табличным материалом и диаграммами. Умение анализировать такой материал направлено как на естественнонаучную, так и на математическую область функциональной грамотности, что обеспечивает достижение метапредметных результатов. Такие задания частотны на ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Для их успешного выполнения предлагаем ввести следующие приемы: преобразование диаграмм и текстовой информации в графическую, табличную, схематичную информацию; решение различных дифференцированных географических задач.
Пример:
Постройте график изменения температуры воздуха за определенный период времени
(г. Челябинск; с 20.09.2023 г. по 04.10. 2023 г.)
3. Поскольку целью современного урока географии является формирование картографической компетентности, необходимо проводить работу с географической картой. Работа с данным дидактическим материалом позволяет обучающимся овладеть одним из значимых в наше время методов исследования - картографическим. Задания, направленные на формирование умения читать карту и владеть приемом наложения карт, вызывают наибольшее затруднения у школьников ввиду недостаточной сформированности пространственного представления картографической информации. Задача учителя - уделять внимание работе с картой на каждом уроке посредством следующих приемов: нахождение лишнего географического объекта на карте с последующим объяснением; объединение географических объектов по какому-либо основанию; нахождение географического объекта на карте по его описанию; определение географического объекта по контуру; ответить на вопросы с опорой на фрагмент карты.
Пример:
Назовите и покажите на карте полуостров, напоминающий по своей конфигурации треугольник
(вершина - снизу, основание - сверху)
Ответ: полуостров Индостан.
Такое задание реализует метапредметные связи (введение геометрической фигуры) и позволяет в интересной форме запомнить положение и очертание полуострова на карте.
Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроке географии возможно при условии систематической работы с грамотно подобранным методическим материалом. Обращая внимание на отбор заданий, методов и приемов, педагог обеспечивает реализацию не только предметных и метапредметных результатов, но и важных личностных - воспитание человека, способного применить знания из различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных жизненных задач.
Список использованных источников
1. Дреева, Г. Н. Интеграция образовательных пространств как ресурс формирования функциональных грамотностей учащихся / Г. Н. Дреева // Современные образовательные технологии: Практика формирования функциональной грамотности учащихся в условиях реализации новых предметных концепций. – 2021. – С. 38–40.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/ (дата обращения: 03.10.2023).
3. PISA и функциональная грамотность. – URL : https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/ (дата обращения: 03.10.2023).