Статья «Формирование функциональной грамотности школьников 5–6 классов на уроках математики»
Формирование функциональной грамотности школьников 5-6 классов на уроках математики
Функциональная грамотность — это умение использовать знания и навыки для решения повседневных и учебных задач, способность самостоятельно ориентироваться в информации и применять её на практике. Для учеников 5-6 классов это особенно важно, ведь именно в этот период формируется базовая способность к осмысленному учению и жизненному ориентированию.
В современном мире информации очень много, и важно не просто учить факты, а уметь работать с текстами, цифрами, различными ситуациями. Это помогает детям не бояться сложных заданий, развивает критическое мышление и самостоятельность. Функциональная грамотность в математике — это способность применять математические знания и методы для решения реальных задач, понимание и интерпретация данных, умение рассуждать и принимать обоснованные решения. Математика — универсальный язык, через который можно описать множество явлений и повседневных ситуаций: от домашних расходов до планирования времени. Формирование навыков работы с числами, пропорциями, геометрическими фигурами и логическими построениями закладывает базу для самостоятельной и успешной жизни.
В своей работе я применяю различные методы формирования функциональной грамотности:
1. Работа с текстом — устный и письменный анализ, поиск нужной информации, формулировка выводов.
2. Решение практических задач, связанных с повседневной жизнью.
3. Работа в группах, где ученики обсуждают, объясняют друг другу решения.
4. Межпредметные интеграции — задачи, требующие знаний из разных предметных областей.
5. Использование визуализации и графиков - графики, диаграммы, схемы облегчают восприятие абстрактных понятий.
6. Выполнение практических работ.
На каждом уроке в 5-6 классах предлагаю ребятам для решения задачу, которая связана с жизненным опытом ребёнка. Приведу примеры таких задач.
1) Покупка в магазине (Проценты, Действия с числами)
Ситуация: В магазине игрушек проходят скидки: на весь товар скидка 20%. Цена игрушки — 500 рублей. Сколько будет стоить игрушка со скидкой?
Решая эту задачу с ребятами, мы совершенствуем умение вычислять проценты, применить их в бытовой ситуации. При этом обязательно рассматриваем разные способы решения задачи
1 способ
20% = 0,2
(руб) –составит скидка
500-100=400 (руб) –цена игрушки
2 способ
100-20=80 (%) – составит новая цена от старой
80% = 0,8
цена игрушки
3 способ
10%=
от 500 равна 50
Тогда 10% это 50 рублей, а 20% это 100
500-100=400
2) Планирование времени (Время и действия с ним)
Ситуация: Школьник начал делать домашнее задание в 16:30. Он потратил на уроки 1 час 45 минут. Во сколько он закончит выполнение задания
3) Строительство забора (Геометрия, Периметр)
Ситуация: Нужно построить забор вокруг прямоугольного огорода длиной 12 м 45см и шириной 8 м 75см. Сколько материала нужно купить, чтобы огородить весь участок?
4) Распределение бюджета (Действия с числами, Проценты)
Ситуация: У семьи из 4 человек 3600 рублей на развлечения в выходные. Они хотят пойти в кино, билет для взрослого стоит 500 рублей, на детский скидка 15%. Сколько они потратят на билеты в кино, если купят 2 взрослых и 2 детских билета?
5) Анализ данных (Работа с таблицами)
Ситуация: Ученик записывал количество прочитанных им страниц в течении 5 дней. Получилась следующая запись: 12, 15, 10, 20, 18 Сколько всего страниц прочитано? Какова средняя скорость чтения в день?
6) Покупка в магазине (Действия с числами, Единицы веса)
Ситуация: Килограмм конфет стоит 850 рублей. Сколько будет стоить 250 грамм таких конфет? 300 грамм?
При подсчете стоимости за 250 грамм обязательно обговариваем, что 250 грамм это четвертая часть килограмма. И в этом случае стоимость можно найти путём деления цены на 4.
7) Работа с таблицами и графиками (Действия с положительными и отрицательными числами)
Задание: Дана таблица с температурой по месяцам.
- Определи самый холодный и самый тёплый месяц.
- Найди разницу температур между июлем и январём.
- Сделай вывод, как меняется погода в течение года.
8) Планирование бюджета
Ситуация: Семья планирует поездку. Расстояние до города — 150 км. Машина расходует 8 литров бензина на 100 км, цена бензина — 45 рублей за литр. Какую сумму нужно отложить на бензин для поездки туда и обратно?
Стоить помнить, что важна не только правильность решения задачи, но и умение объяснить свой ход мыслей, выбрать нужные данные, оценить результат с точки зрения реалистичности. Такие навыки можно формировать через обсуждения, групповую работу и рефлексию.
Функциональная грамотность — это больше, чем просто умение читать или считать. Это способность использовать знания для решения реальных задач, анализировать информацию и принимать решения. Чтобы формировать такие навыки у школьников 5–6 классов, полезны именно задания, которые связывают учебу с реальной жизнью и требуют активного мышления.