Статья «Формирование функциональной грамотности школьников 5–6 классов на уроках математики»

0
0
Материал опубликован 30 July

Формирование функциональной грамотности школьников 5-6 классов на уроках математики



 

Функциональная грамотность — это умение использовать знания и навыки для решения повседневных и учебных задач, способность самостоятельно ориентироваться в информации и применять её на практике. Для учеников 5-6 классов это особенно важно, ведь именно в этот период формируется базовая способность к осмысленному учению и жизненному ориентированию.

В современном мире информации очень много, и важно не просто учить факты, а уметь работать с текстами, цифрами, различными ситуациями. Это помогает детям не бояться сложных заданий, развивает критическое мышление и самостоятельность. Функциональная грамотность в математике — это способность применять математические знания и методы для решения реальных задач, понимание и интерпретация данных, умение рассуждать и принимать обоснованные решения. Математика — универсальный язык, через который можно описать множество явлений и повседневных ситуаций: от домашних расходов до планирования времени. Формирование навыков работы с числами, пропорциями, геометрическими фигурами и логическими построениями закладывает базу для самостоятельной и успешной жизни.

 В своей работе я применяю различные методы формирования функциональной грамотности:
1. Работа с текстом — устный и письменный анализ, поиск нужной информации, формулировка выводов.
2. Решение практических задач, связанных с повседневной жизнью.
3. Работа в группах, где ученики обсуждают, объясняют друг другу решения.
4. Межпредметные интеграции — задачи, требующие знаний из разных предметных областей.

5. Использование визуализации и графиков - графики, диаграммы, схемы облегчают восприятие абстрактных понятий.

6. Выполнение практических работ.
 

На каждом уроке в 5-6 классах предлагаю ребятам для решения задачу, которая связана с жизненным опытом ребёнка. Приведу примеры таких задач.

1) Покупка в магазине (Проценты, Действия с числами)
Ситуация: В магазине игрушек проходят скидки: на весь товар скидка 20%. Цена игрушки — 500 рублей. Сколько будет стоить игрушка со скидкой?

Решая эту задачу с ребятами, мы совершенствуем умение  вычислять проценты, применить их в бытовой ситуации. При этом обязательно рассматриваем разные способы решения задачи

1 способ

20% = 0,2

t1753882729aa.gif (руб) –составит скидка

500-100=400 (руб) –цена игрушки
2 способ

100-20=80 (%) – составит новая цена от старой

80% = 0,8

t1753882729ab.gif цена игрушки
3 способ

10%= t1753882729ac.gif

t1753882729ac.gif от 500 равна 50

Тогда 10% это 50 рублей, а 20% это 100

500-100=400
 

2) Планирование времени (Время и действия с ним)
Ситуация: Школьник начал делать домашнее задание в 16:30. Он потратил на уроки 1 час 45 минут. Во сколько он закончит выполнение задания
3) Строительство забора (Геометрия, Периметр)
Ситуация: Нужно построить забор вокруг прямоугольного огорода длиной 12 м 45см и шириной 8 м 75см.  Сколько материала нужно купить, чтобы огородить весь участок?
4) Распределение бюджета (Действия с числами, Проценты)
Ситуация: У семьи из 4 человек 3600 рублей на развлечения в выходные. Они хотят пойти в кино, билет для взрослого стоит 500 рублей, на детский скидка 15%. Сколько они потратят на билеты в кино, если купят 2 взрослых и 2 детских билета?
5) Анализ данных (Работа с таблицами)
Ситуация: Ученик записывал количество прочитанных им страниц в течении 5 дней. Получилась следующая запись: 12, 15, 10, 20, 18 Сколько всего страниц прочитано? Какова средняя скорость чтения в день?

6) Покупка в магазине (Действия с числами, Единицы веса)
Ситуация: Килограмм конфет стоит 850 рублей. Сколько будет стоить 250 грамм таких конфет? 300 грамм?
При подсчете стоимости за 250 грамм обязательно обговариваем, что 250 грамм это четвертая часть килограмма. И в этом случае стоимость можно найти путём деления цены на 4.

7) Работа с таблицами и графиками (Действия с положительными и отрицательными числами)
Задание: Дана таблица с температурой по месяцам.
- Определи самый холодный и самый тёплый месяц.
- Найди разницу температур между июлем и январём.
- Сделай вывод, как меняется погода в течение года.

8) Планирование бюджета

Ситуация: Семья планирует поездку. Расстояние до города — 150 км. Машина расходует 8 литров бензина на 100 км, цена бензина — 45 рублей за литр. Какую сумму нужно отложить на бензин для поездки туда и обратно?

 

Стоить помнить, что важна не только правильность решения задачи, но и умение объяснить свой ход мыслей, выбрать нужные данные, оценить результат с точки зрения реалистичности. Такие навыки можно формировать через обсуждения, групповую работу и рефлексию.

Функциональная грамотность — это больше, чем просто умение читать или считать. Это способность использовать знания для решения реальных задач, анализировать информацию и принимать решения. Чтобы формировать такие навыки у школьников 5–6 классов, полезны именно задания, которые связывают учебу с реальной жизнью и требуют активного мышления.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.