Формирование функциональной грамотности на уроках географии

2
0
Материал опубликован 11 December 2022

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

​​​​​​​Аннотация:

В данной статье идет речь о рассмотрении развитии функциональной грамотности на уроках географии. Автор статьи приводит формы и методы работы по развитию данного метапредметного навыка. В результате автор приходит к выводу о том, что уроки географии помогают развить мышление человека и формировать у него функциональную и географическую грамотность.

Ключевые слова:

Функциональная грамотность, география, карты, статистика, текст.


Школьное обучение в настоящее время – это не только воспитание подрастающего поколения, не только приобретение ими конкретных знаний по каждому из предметов школьной программы, но и получение ими основных навыков, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

Среди таких навыков есть понятие «функциональной грамотности». В современных образовательных программах функциональная грамотность прописана как метапредметный результат деятельности. В это понятие вложены такие свойства и качества, которые могут пригодиться человеку в течение всей жизни, независимо от того, какой род деятельности для себя он изберет. В нее входят организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные умения. Формирование функциональной естественнонаучной грамотности осуществляется на следующих уровнях:

- владение терминологией предмета;

- умение формулировать выводы и приводить примеры описываемых явлений;

- использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений;

- определение элементов исследования;

- научная аргументация своей точки зрения.

Д.Н. Баянова описывает структуру функциональной грамотности по географии следующим образом:

- картографическая грамотность;

- читательская грамотность;

- математическая грамотность;

- естественнонаучная грамотность [1; 284].

Развитие данного навыка может быть реализовано через такие приемы как:

- вовлечение учащихся в процесс активного познания;

- объяснение способа употребления географических знаний на практике;

- формирование у ребенка собственного мнения по различным проблемам, связанным с географией и т.д. [2; 47].

На уроках функциональная грамотность реализуется через работу с текстом учебника, картой и статистикой. Каждый из этих видов работ имеет свои особенности.

Так, при работе с текстом на начальных этапах географии правильнее применять комментированное чтение, а в старших классах – составление таблиц и схем к тексту, поиск географических ошибок, создание плана параграфа, высказывание мнения по тексту, поднимающую некую проблему, составление конспекта прочитанного, составление кроссворда к тексту и т.д.

Работа с картой подразумевает развитие пространственного воображения и имения читать карту, находить на ней объекты, пользоваться системой координат, владеть приемом наложения карт.

Оперирование статистическими данными предполагает, что школьники умеют вычислять обобщающие показатели, показывать динамические тенденции, строить диаграммы и уметь их читать.

Данная работа начинается еще на первом этапе изучения географии и проходит на протяжении всего курса.

Рассмотрев указанную тему, мы можем отметить, что уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.


Список используемых источников:

Баянова, Д. Н. Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе / Д. Н. Баянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 283-285.

Гакаев, Р. А., Чатаева, М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета/ Р.А. Гакаев, М.Ж. Чатаева // Научное обозрение, 2014. — № 4. — С. 45–56.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.