12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бочкова Карина Набижоновна14
0

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

Приоритетной целью российского образования на современном этапе развития является создание условий для получения учащимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится способность человека действовать в конкретной жизненной, профессиональной, социальной ситуации, проявляя самостоятельность, мобильность, креативность, компетентность.

Начальная школа, являясь стартовой ступенью образования, закладывает базу общих учебных умений в учебно-познавательной деятельности, формирует ключевые компетенции, составляющие основу образования на протяжении всей жизни. Одним из наиболее значимых результатов обучения, необходимых для продолжения образования, ученые и педагоги считают исследовательские умения. В настоящий момент проблема формирования исследовательских умений рассматривается в связи с необходимостью подготовки нового поколения молодых специалистов, способных решать быстро, качественно и творчески сложные задачи; мыслящих достаточно универсально, обладающих фундаментальными знаниями, конкурентоспособных. Поскольку одним из важных результатов является умение учиться на протяжении всей жизни, очевидна необходимость изучения вопроса формирования и диагностирования исследовательских умений младшего школьника, для которого учебная деятельность является ведущей.

Согласно ФГОС НОО, дети должны овладеть различными видами ис-следовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоя-тельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации [20].

Универсальные учебные действия нового стандарта должны способ-ствовать не накоплению знаний, умений, а развитию личности. Это – умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека.

Исследовательские умения – способность ученика выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования на доступном детям материале, на основе знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате изучения основ наук и опыта собственной практической деятельности.

В.П. Ушачёв даёт следующее определение исследовательским умени-ям: «Учебные исследовательские умения – это способность учеников выполнять теоретические и практические действия, которые соответствуют научно-исследовательской деятельности, подчиняющиеся логике научного исследования, на основе знаний и умений и приобретаются в процессе изучения основ наук» [17].

В.Н. Литовченко придерживается такого мнения, что исследователь-ские умения – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков личности, взглядов и убеждений, с помощью которых определяется функциональная готовность учащихся к творческому решению познавательных задач [17].

Причиной появления в образовательном процессе исследовательской деятельности учащихся стала потребность в построении личностно ориентированного образования, формирующего познавательную самостоятельность и активную познавательную позицию школьника. Как отмечает В.В. Давыдов, взрыв информации и быстрое «моральное старение» добываемых наукой знаний делает первостепенной задачей воспитание у учащихся способности к самостоятельному и творческому усвоению все новых и новых понятий. Причем знания должны войти в структуру личности не только как «опыт других», но и, прежде всего, непосредственный опыт учащегося.

Под исследовательскими умениями необходимо понимать интеллекту-альные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале. В педагогическом словаре понятие «исследовательские умения» трактуется так «исследовательские умения - сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность, успешность формирования и выполнения которых зависит от ранее приобретенных умений».

В качестве исследовательских умений младших школьников А.И. Са-венков называет: умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, сравнивать, задавать вопросы, наблюдать, сравнивать, проводить эксперименты, добы-вать информацию, давать определение понятиям, проводить самостоятельное исследование, структурировать материал, делать сравнения, давать оценку, составлять внутренний план действий, доказывать правильность точки зрения.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что «исследовательское обучение» и «исследовательские методы обучения» в наше время понимаются как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Интерес к исследованиям может пропасть из-за постоянных трудностей, которые дети не в состоянии преодолеть самостоятельно. Тут им на помощь должен прийти учитель. Задача учителя не рассказать ребёнку, что и как нужно делать, а сделать так, что бы ребёнок почувствовал, что это он сам смог решить проблему. Это не только сохранит его мотивацию, но и более того, повысит её.

По мнению П.В. Середенко, «исследовательские умения и навыки – это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию».

Выделим функции исследовательских умений учащихся для обучения:

1) формирование познавательных мотивов и интереса, в процессе исследовательской деятельности, овладение новыми знаниями;

2) выработка качеств личности, таких как, внимание и наблюда-тельность, инициатива и настойчивость, трудолюбие, сообразительность и способность к изобретениям;

3) расширение видов и способов деятельности, в процессе которой формируется осознанность исследовательской деятельности, умение организовывать и контролировать процесс учебного исследования;

4) развитие умственных способностей, которое направлено на фор-мирование умения анализировать изучаемый материал, устанавливать при-чинно-следственные связи, применять имеющиеся знания при решении за-дач;

5) целенаправленное освоение приемов и действий, позволяющее обучающемуся совершенствовать учебную деятельность.

Укрупнено в состав исследовательских умений входят: умение работать с учебной, научной и научно популярной литературой; умение проведения наблюдения; умение постановки эксперимента; умение оформлять и презентовать результат исследования.

Гладкова А.П. выделяет четыре группы исследовательских умений, формируемых в процессе обучения в рамках каждой учебной дисциплины:

организационно-практические (умение планировать работу; задавать вопросы и отвечать на них; преобразовывать полученные данные; выдвигать предположения; умения, связанные с применением общелогических приемов; умение использовать различные формы представления результатов исследования);

поисковые (умение выбрать тему исследования; увидеть проблему и поставить цель исследования (Что я хочу узнать? Зачем я это делаю? Для чего мне будут нужны полученные знания?); умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение выбирать и применять доступные методы исследования; устанавливать причинно-следственные связи; умение находить несколько вариантов решения проблемы;

информационные (умение находить источники информации, пользоваться ими; внимательно слушать выступающего; работать с определениями, понятиями, терминами; понимать и интерпретировать любой текст; фиксировать информацию в виде символов, условных знаков; формулировать выводы; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у педагога);

оценочные (умение оценить свою работу, определить ее достоинства и недостатки; оценить работу, представленную другим исследователем; формулировать оценочные суждения, рекомендации, отзывы; обосновывать свою оценку) [7].

Для развития умений исследовательской деятельности необходимо соблюдать некоторые условия. В своих исследованиях Н.А. Семёнова, определила следующие условия, способствующие организации планомерной работы по формированию исследовательских умений:

целенаправленность и систематичность: работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

мотивированность: необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей;

творческая среда: учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе;

психологический комфорт: учитель должен поощрять творческие проявления учащихся, стремления к творческому поиску;

личность педагога: для развития творческих способностей нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой обстановки и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности;

учёт возрастных особенностей: обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Для оценивания уровня сформированности исследовательских умений, учащихся необходимо наличие определенных критериев:

1.        Практическая готовность учащегося - это основной критерий оценки уровня развития исследовательских умений.

2.        Мотивация учащегося по отношению к исследовательской деятельности.

3.        Проявление креативности учащихся в осуществлении исследовательской деятельности.

4.        Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении исследовательской деятельности.

Существуют различные классификации уровней сформированности исследовательских умений младших школьников. В нашем исследовании будем опираться на классификацию уровней, основанную на исследованиях учителей-практиков Достоваловой Н.В., Ситниковой В.Н.

Уровни развития исследовательских умений:

Исходный уровень, обладает следующими характеристиками: низкий уровень проявления интереса к ведению учебной исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, об использовании умений учебной исследовательской деятельности. При выполнении любой самостоятельной работы опора на помощь учителя либо родителей на любом этапе исследования. Ученик редко проявляет оригинальный подход к осуществлению исследования, не высказывает идей, предложений по работе.

Начальный уровень, характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью находить проблему с помощью учителя, предлагать различные варианты решения проблем. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные, кратковременные исследования по заданию, совершая действия самостоятельно, по аналогии с коллективным выполнением такого же задания или с участием взрослых на определённых этапах, вызывающих затруднение. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы.

Продуктивный уровень, обладает следующими характеристиками: наличествуют устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (или с небольшой группой) исследование. Учащийся имеет знания и умения осуществлять учебное исследование (умение самостоятельно определить тему, возможность постановки цели и задач исследования с помощью педагога или самостоятельно, умение работать с источниками информации); демонстрирует реализацию оригинального подхода к решению проблемы, умение представлять результат своей деятельности.

Креативный уровень, можно определить следующим образом: очевиден постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить решение поставленных задач, высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности [9].

Таким образом, в соответствии с федеральным государственным стандартом, формирование и развитие исследовательских умений в младшем школьном возрасте является необходимым. Универсальные учебные действия, которые можно формировать как на уроке, так и во внеурочное время, занимаясь с детьми исследовательской деятельностью, которая будет им интересна.

Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Начальная школа до и после / Аркадьева А. В. – Москва : Просвещение, 2005. – 187 с..

Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. – 152с.

Асмолов  А. Г.  Как  проектировать  универсальные  учебные  действия  в  начальной  школе / А. Г. Асмолов. -  Москва :  Просвещение,  2008.  —  151  с.

Борзенко A. C. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник / Борзенко А.С. - Москва: Народное образование, 2001. - 87 с.

Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 5-6.

Галковская И. Техника и средства оценивания достижений учащихся/ И. Галковская // Сельская школа. – 2009. - №1. – С. 43 – 45.

Гладкова А. П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. – С. 91-94.

 Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Москва : Просвещение, 2010. – 223 с.

Деменева Н. Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: методическое пособие / под ред. Н. Н. Деменевой. – Москва : АРКТИ, 2012. – 152 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.