Подвижные игры в режиме школьного дня
Подвижные игры — обязательный элемент режима дня начальной школы и наиболее целесообразная форма организации двигательной деятельности детей. Будь то урок физической культуры, спортивный кружок или подвижная перемена, пешеходная прогулка или спортивный час в группе продлённого дня — везде находит себе место подвижная игра.
Предлагаемые мною игры построены на свободных, разнообразных движениях, требуют от каждого учащегося проявления ловкости, быстроты, смекалки. Они просты по организации и содержанию, доступны детскому восприятию и не требуют особых условий. Их можно проводить в игровой комнате, на спортивной площадке, включать в программу физкультурных праздников, использовать во время перемен, прогулок.
«16 карточек». Для игры необходимы ровная площадка 10x10 м, волейбольный мяч, 16 карточек размером 10x10 см. На каждой карточке написаны цифры от 1 до 16. Перед игрой все карточки лежат в центре площадки цифрами вниз. Игроки делятся на две команды по 8 человек и устанавливают жеребьёвкой очерёдность, кто располагается в кругу, а кто по бокам площадки, за размеченными линиями, по 4 человека с каждой стороны.
У каждой команды своя задача. По сигналу игроки команды, находящейся в кругу, переворачивают карточки и собирают их в порядке возрастания цифр от 1 до 16, при этом пытаются увернуться от мяча, который бросают в них игроки другой команды, стараясь не заступать за линию площадки. Осаленные игроки выходят из игры. Выиграет команда, которая соберёт все карточки правильно от 1 до 16. Если игрока осалили с карточками, то он может передать их партнёрам по команде, которые продолжают собирать карточки. Можно усложнить игру, заменив цифры какими-либо фигурами, нарисованными на карточках.
«Прыжки через скакалку». Вариант 1. Два игрока держат скакалку с двух сторон и по сигналу начинают вращать её. Остальные играющие строятся в колонну по одному рядом с одним из игроков, вращающих скакалку. Когда скакалка окажется при вращении на максимальной высоте, игрок запрыгивает под неё, выполняет один прыжок и выпрыгивает в противоположную сторону от стоящих в колонне партнёров. Затем то же самое делают все остальные игроки. Как только все прыгнут по одному разу, игра повторяется, но каждый прыгает уже два раза и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не наступит на скакалку. Игрок, совершивший ошибку, меняется с одним из товарищей, вращающих скакалку, и занимает его место. Можно увеличить количество прыжков до десяти раз.
Вариант 2. То же, но прыжки на одной ноге.
Вариант 3. То же, но прыжки в приседе.
Вариант 4. То же, но скакалку вращают в быстром темпе
Вариант 5. То же, но скакалку вращают, не касаясь пола.
«Счёт по кругу». Игроки строятся по кругу, размещаясь друг от друга на расстоянии вытянутых рук. В середину круга выходит водящий. Он подходит к одному из играющих и говорит: «Один». Стоящий рядом должен уже сказать: «Два», следующий игрок: «Три», располагающийся за ним: «Четыре» и т.д. Но тот, кому выпадет число «Пять», или число, делящееся на «Пять», или же содержащее цифру «Пять», должен сказать: «Нет». Игрок, долго раздумывающий, произнёсший запрещённое или неправильное число, становится водящим.
«Охотники и звери». Дети изображают зверей — зайцев, кенгуру, медведей, лисиц. Выбирают также четырёх охотников, которые становятся в круги, обозначенные на противоположных сторонах площадки. В руках у каждого охотника по малому мячу. Дети бегают по всей площадке, имитируя движения зверей. По сигналу учителя: «Охотники!» — звери останавливаются и замирают, а охотники «стреляют» (бросают мячи в ноги детей с места, не выходя из своего круга). Зверей, которых удалось «подстрелить», охотники отводят в свой дом. После 2—3 повторений подсчитывают, сколько каждый охотник «подстрелил» зверей. Потом назначают новых охотников, и игра возобновляется. В конце игры отмечают самых метких охотников.
«Салки». Выбирают двух водящих. По сигналу водящие догоняют остальных играющих, и если коснутся кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен двигаться, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся предыдущий игрок, будь то рука, голова, плечо.
В таком положении он должен догнать и осалить кого-либо.
В т «Прыжки через двойную резинку». Игра состоит из серии постепенно усложняемых заданий:
Два игрока, стоя на определённом расстоянии друг от друга, натягивают резинку на уровне ниже коленей, ноги расставлены на уровне плеч. Другие играющие в прыжке, толчком обеих ног по очереди приземляются на одну резинку и возвращаются обратно.
Варианты прыжков: прыгнуть в середину между двумя резинками и в прыжке приземлиться на две резинки одновременно; зацепив одну резинку, приземлиться на вторую и выпрыгнуть. После того как все играющие пройдут этот уровень трудности прыжков, переходят к следующим.
Резинка на уровне коленей.
Резинка на уровне таза.
Резинка на уровне пояса.
То же, со сменой высоты, расстояние между резинками небольшое.
Во время прыжков нельзя трогать резинку руками. Игрок, совершивший ошибку, меняется местами с одним из игроков, которые держат резинку.
Г.Ф. ИВОНИНА,
учитель физической культуры высшей категории, станица Михайловская,
Урюпинский район, Волгоградская область.