Предварительный просмотр презентации
Формирование коммуникативных навыков младших школьников через организацию проектной деятельности в рамках возможностей методического продукта: рабочая тетрадь «Моё Оренбуржье»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И. Г. Песталоцци
Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования коммуникативных навыков младших школьников через организацию проектной деятельности в рамках возможностей методического продукта: рабочая тетрадь «Моё Оренбуржье».
Формирование коммуникативных навыков младших школьников основаны на трудах отечественных ученых, педагогов: Ю.А. Каляевой, А.А. Кидрона, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова, А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, А.С. Золотняковой, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, В.Н. Панферова, В.М.
Новизна опыта предусматривает переход от установки на запоминание информации к освоению новых видов деятельности.
- каждый ребёнок должен иметь успех. маленький успех ребёнка на занятиях в школе порождает большой успех в жизни. а неудача – никогда не является стимулом для развития; - каждый ребёнок – личность. Учителю необходимо направлять, а не принуждать. любое принуждение ведёт к подавлению личности; - все дети – талантливы! Учитель в союзе с родителями должен помочь найти себя, проявить таланты и развить способности.
Осуществление метода проектов может происходить в несколько этапов, на которых решаются разные коммуникативные задачи. Погружение в проект Организация работы над проектом Работа над проектом Презентация результатов Самооценка
Система работы: -коллективные проекты; -занятия, где необходима работа в парах, группах; -групповые проекты; - консультирование и продвижение индивидуальных проектов; - проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель; -мероприятия в классе с приглашением родителей; -участие в творческих и научно-практических конкурсах и разного уровня.
Результатом такой деятельности стали: - работы «Берегите Урал», «Бузулукский бор», «Что мы знаем о степи», «Тюльпан Шренка», «Животные степи». Так, изучая тему степных тюльпанов, ребятам класса удалось собрать богатый материал по данной теме: легенды, мифы, интересные сведения про тюльпаны. - презентации, выполненные учащимися в Power Point: «Многообразие растений степи», «Многообразие животного мира степей», «Города Оренбургской области», «Реки. Озера. Водохранилища Оренбуржья».
Групповая работа способствует вовлечению в проектную деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. Организация работы в группах помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. Групповая форма обучения также помогает решить проблему подтягивания более слабого ученика.
Большую активность проявляют дети, когда урок проходит в игровой форме. Поэтому можно организовать соревнования между группами, сказочное путешествие и многое другое. Критериями такой работы являются: правильность выполнения задания, организованность работы в группе.
Также эта форма организации детей способствует реализации воспитательных целей, приучает детей к ответственности, готовности оказать помощь другим; повышает производительность работы учащихся, повышает активность и самостоятельность; дети учатся объективно оценивать себя и других.
Проектная деятельность, независимо от вида проекта, предполагает превращение учащегося в субъект деятельности, каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива или индивидуальным исследователем.
За время обучения нами были выполнены следующие групповые проекты: «Пуховые кружева Оренбуржья», «Поклонимся великим тем годам. Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны», «Гайский горно-обогатительный комбинат», «Многонациональный город Орск», «Город Орск в годы Великой Отечественной войны», творческий проект «Сарматский олень».
Одной из форм организации работы направленной, в частности, на формирование коммуникативных УУД потенциала учащихся, являются мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей.
Результативность Коммуникационные УУД Задание Уровень высокий средний низкий Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек % владение монологическими формами речи «Составь рассказ» 4 чел. 16% 13 чел. 52% 8чел. 32% Использование речи взрослого как источника информации при выполнении учебных заданий «Узор под диктовку» 10 чел. 40% 9 чел. 36% 6чел. 24% сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества «Рукавички» (Г.А. Цукерман) 4 чел. 16% 16 чел. 64% 5чел. 20%
Коммуникативные умения Результаты входящих диагностик (высокий уровень) Результаты заключительных диагностик (высокий уровень) Самооценка коммуникативных умений 4% 54% Речевая коммуникация 14% 75% Произношение 0% 77% Связная речь 4% 61% Понимание обращенной речи 25% 57%
Оценка проявления коммуникативной компетенции Информационно-предметная Ф. И. обучающегося Знает источник информации Знает способы преобразования информации Знает стили подачи информации Знает содержание раздела
Коммуникативная компетенция
Вывод: в процессе формирования коммуникативной компетентности через участие в проектной деятельности, используя рабочую тетрадь «Моё Оренбуржье» младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. Число школьников, на уровне сформированности коммуникативной успешности ниже среднего, уменьшилось по всем параметрам. Количество младших школьников, находившихся на среднем уровне, увеличилось. Количество школьников, находившихся на высоком уровне, увеличилось. Полученные результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности. Прогноз ожидаемых результатов: повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизация мотивации к обучению.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПЛАТФОРМЫ «РОССИЯ – СТРАНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ» – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО» Команда школы (Глебова Е.Ю., Куликовская Т.Г., Неверова Ю.А.) – участники полуфинала Приволжского федерального округа