Формирование коммуникативных качеств младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование коммуникативных качеств младших школьников на уроках литературного чтения
( Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа д.Новосельский » Старорусского района Новгородской области Шуриновой Натальи Николаевны)
Формирование коммуникативных качеств младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, и в целом далёк от желаемого.
Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, педагогу необходимо максимально разнообразить работу в данном направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.Этого требуют ФГОС начальной школы.
Речь учащихся должна характеризоваться содержательностью– говорить или писать можно только о том, что сам хорошо знаешь; логичностью- последовательность, четкость построения речи; точностью – умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Речь ученика должна характеризоваться выразительностью – умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, способность воздействовать на людей интонацией, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа; ясностью – доступностью для людей, к которым она обращена. Все эти термины можно напечатать на карточках и показывать детям по мере необходимости и важности при построении речевого высказывания
Очень важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое произнесение звуков родного языка, соблюдение правил орфоэпии. Важной задачей в работе над техникой речи является: а) формирование правильного речевого дыхания; б) совершенствование артикуляции и дикции. В связи с этим в структуру урока литературного чтения , я включаю речевую разминку как обязательный этапа урока. На каждом уроке литературного чтения я предлагаю детям чистоговорки, которые они с удовольствием читают и даже обмениваются друг с другом, если успевают прочитать в отведённое для этого время на уроке. У меня большая картотека чистоговорок. Главное условие при этом, чтобы ребёнок держал её перед глазами и видел , что читает.
Интонация – это звуковое средство языка. Оно состоит из следующих компонентов: мелодика (повышение и понижение тона); сила голоса; темп, пауза, тембр как средство выражения эмоций. Для формирования такого коммуникативного качества как выразительность использую специальные упражнения и способы действий, активно влияющие на основные параметры чтения. К ним относятся:
1.Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
2. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
3.Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Конечно, удобнее всего применять данные рекомендации на уроках литературного чтения. Урока литературного обычно начинается с разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развития четкости произношения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание — это здоровье. Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос — естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий. В работе над выразительностью речи уделяю внимание средствам речевой выразительности (интонации, логическим ударениям, различным паузам, темпу, силе и высоте голоса). Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности — интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Эти задания всем известны. Приведу фрагменты заданий, используемые для разминки:
1) Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль) в зависимости от текста художественного произведения.
2) Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию радости, страха, гордости, огорчения).
3) Прочитай и дай оценку читающему (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации).
Отрывки из текста использую из произведений, заданных на дом. Предоставляю право ученику самому выбрать отрывок. Обязательно у каждого ученика на разминке есть памятка (выбери отрывок по своему желанию): 1) Правильно ставь ударение. 2) Соблюдай паузу. 3) Выбери силу голоса (громко, тихо). 4) Определи темп (быстро, медленно). 5) Читай эмоционально. 6) Покажи интонацией свое отношение к произведению. Работу эту провожу в паре. Ученики читают друг другу отрывки. Оценивают её по критериям: четкость произношения; правильное прочтение слова; эмоциональность.
Усвоение орфоэпических норм русского литературного языка должно быть обеспечено ежедневно в связи с изучаемым на уроке учебным материалом. Следует учить детей орфоэпически правильно читать напечатанное. Интонационная работа обязательно включается в структуру уроков и опирается на учебный материал учебных книг (текстовый и иллюстративный. Правильно выражать свои мысли и чувства — значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно — уметь из множества близких по смыслу слов выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы.
Для формирования культуры речи, обогащения словаря я использую такие приёмы как:
- использование библиотеки, с целью направить читательские интересы детей в нужное русло, учить любить книгу и сам процесс чтения, знакомство со словарями;
- возобновила ( как в старые добрые времена) выпуск школьных газет с материалами по культуре речи;
- ввела в структуру каждого урока пятиминутку грамотности и культуры речи, которая представляет собой карточку размера А5, в которой содержится материал: чистоговорка, слова с правильным ударением, слова с правильным произношением.
Формирование коммуникативных качеств у младших школьников происходит успешнее во внеурочной деятельности, а именное в направлении проектной деятельности. Немаловажную роль при формировании коммуникативных качеств играют родители, когда выполняют проекты совместно с детьми. Во внеурочной деятельности мои ученики принимают участие в реализации проекта «По страницам детских журналов»
Итак, формирование коммуникативных качеств - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Таким образом, формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.
Яюс Татьяна Юрьевна