Презентация «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности»
Пояснительная записка к презентации
а. п. скурвидас
с. новотроицкое константиновского района амурской области
муниципальное общеобразовательное учреждение
новотроицкая средняя общеобразовательная школа
Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.
СЛАЙД 2 «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь».
Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деят
PPT / 18.97 Мб
В.А.Сухомлинский
Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса.
Внеурочная работа в школе складывается в основном из трёх компонентов: внеурочной деятельности обучающихся, внеурочной работы учителей с обучающимися и системы управления внеурочной деятельностью.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов. Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Одним из направлений организации внеурочной деятельности предполагается внеклассная проектная деятельность учащихся.
СЛАЙД 3 Проект – наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что организация проектно-исследовательской деятельности ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков, активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
С 2011 года в своём классе веду кружок «Мои первые проекты». Работу в данном направлении я разделила на три этапа.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
СЛАЙД 4 На данном этапе рекомендуется применять тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:
Развитие умений видеть проблемы
Развитие умений выдвигать гипотезы
Развитие умений задавать вопросы.
Следует особо подчеркнуть, что методика работы над проектами в первом классе существенно отличается от методики, применяемой в работе со старшими детьми. Как известно, работа над проектом предполагает постановку цели, определение задач, выдвижение гипотезы. Совершенно очевидно, что подобные понятия первоклассник не способен осознать. СЛАЙД 5 Поэтому «проект» в первом классе – это, скорее, сообщение на заданную тему. Мы готовим детей к дальнейшей исследовательско-поисковой работе, знакомим с простейшими видами самостоятельной учебной деятельности, посильной им.
Постепенно ставлю перед учеником новые, более сложные задачи, повышаю требования.
СЛАЙД 6 Так в проекте, впервые предложенном учащимся первого класса в начале учебного года, я не устанавливала объём работы и не выдвигала строгие требования по содержанию и оформлению. От ребят требовались лишь:
СЛАЙД 7 аккуратность, разборчивость письма, эстетика и культура оформления;
СЛАЙД 8 соответствие и подбор иллюстраций, рисунков.
СЛАЙД 9 Для облегчения работы над проектом в классе находится плакат с тремя кармашками, который зрительно повторяет план исследования и помогает дома работать над выбранным объектом. Плакат висит постоянно, и дети складывают в кармашки информацию, собранную самостоятельно в домашних условиях.
СЛАЙД 10 С первого класса начинаю вовлекать учащихся в мини-проекты. Включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.
СЛАЙД 11, 12 Дальнейшее выполнение проектной работы (конец учебного года) предусматривает другие требования: регламентируется объём работы, возрастает уровень самостоятельности, требуется от ученика самооценка результатов деятельности.
Второй этап – соответствует второму классу начальной школы.
Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.
СЛАЙД 13,14,15,16 В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
СЛАЙД 17 На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач.
СЛАЙД 18 Я веду кружок «Мои первые проекты» уже третий год. Мои ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему проекта. Я могу лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.
Из классификации проектов по продолжительности я выбрала мини-проекты (на одно занятие), краткосрочные (на несколько занятий) и долгосрочные (от месяца и до нескольких месяцев).
СЛАЙД 19 Особое внимание уделяю краткосрочным коллективным проектам. Класс делю на группы: группа художников, писателей, экологов и т.п. (в зависимости от предмета). Задаю конкретную тему, ставлю проблему (чаще всего это какая-либо нестандартная ситуация). Например: «Что произошло бы с нашей планетой, если бы исчезли птицы», «Как бы я жил, если б не умел писать, читать». Группы готовят план (несложный, простой), распределяют обязанности каждого участника. По истечению времени каждая группа выступает перед классом с подготовленным материалом. На заключительном занятии производится защита проектов. При подготовке к этому занятию идет кропотливая коллективная работа: ученики согласовывают свои выступления, связывают их в единый рассказ, обсуждают тематическое оформление кабинета. СЛАЙД 20 Защита проекта проходит в форме праздничного, торжественного мероприятия.
Привлекая к этой работе родителей, прошу, чтобы они не брали на себя выполнение части работы над проектом за детей, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. СЛАЙД 21 С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Защиту проектов провожу на разных уровнях: СЛАЙД 22 на родительских собраниях, СЛАЙД 23 на школьной и СЛАЙД 24 районной детских конференциях.
В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. Очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка. А еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
СЛАЙД 25 Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты – ответы на вопросы). Презентация должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.
Перед презентацией провожу психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.
СЛАЙД 26 Проектная деятельность имеет большое значение в обучении и воспитании. В своей педагогической практике также использую семейные проекты, в защите которых дети участвуют совместно с родителями. Как правило, эти проекты длительные. Они требуют определенной подготовки, наличия отдельных навыков, профессиональных умений, индивидуального материала (строительного, природного, бросового).
Работая над методом проектирования, убедилась в том, что у детей вырабатывается навык самостоятельности в получении знаний. То есть в словосочетании проектная деятельность главным является слово деятельность.
СЛАЙД 27 Более важен с точки зрения развития ребёнка не конечный результат, а процесс. Ученик должен овладеть информационной компетенцией: уметь находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, правильно ее ранжировать, выделять главное, усваивать её в виде новых знаний.
Проектная деятельность, как никакая другая, служит цели формирования коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителями.
СЛАЙД 28 Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.
В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Опыт исследовательской работы является, возможно, одним из самых полезных для ребенка за годы учебы. Он учит анализировать, сравнивать, логически мыслить, учит решать творческие задачи. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. СЛАЙД 29 П.А. Кропоткин писал: “Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения”.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске новых открытий вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.
В своей работе по организации проектной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.
Список литературы
Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. – № 6. – 1995
Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт-сост. Е.В.Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010
Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе: из опыта/ Н.Н.Кутявина// Начальная школа.-2010.-№10
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004
Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений./ И.С. Сергеев// 6- е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ,2008 (Методическая библиотека)
Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. – 2008. – № 9
Интернет