Статья «Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на логопедических занятиях»
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на логопедических занятиях.
В настоящее время, к сожалению, все чаще у детей встречаются различные интеллектуальные нарушения, отягощенные сопутствующими дефектами, что в свою очередь в наибольшей степени затрудняет (или делает невозможным) обучающее воздействие и затрудняет усвоение основной образовательной программы без создания специальных образовательных условий.
ФГОС О УО (ИН) предполагает развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Общение, как основополагающее условие развития ребенка, важнейший компонент формирования его личности. Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности в общении. Речь у данной категории детей появляется намного позже, чем у детей с нормальным развитием, в иных случаях может так и не появиться. Качество речи, безусловно, страдает, так как отмечается стойкое недоразвитие практически всех ее компонентов. Интеллектуальное нарушение, как правило, носит тотальный характер, что обуславливает нарушение коммуникации как следствие нарушений высших психических функций. В зависимости от степени и локализации поражения головного мозга могут проявляться различные по характеру выраженности речевые нарушения.
Отмечаются такие нарушения как эхолаличная речь, которую можно наблюдать как поток фраз, произносимых с сохранением услышанных интонаций. Это механически воспроизводимая речь, не имеющая смысла речь. Дети с интеллектуальными нарушениями плохо понимают чужую речь, они могут улавливать тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные с их бытовыми потребностями. Активный словарный запас отмечается бедностью, который состоит из часто употребляемых в быту слов и выражений, характеризуется штампами. Дальнейшее обогащение словаря крайне затруднено, в связи с тугоподвижностью нервных процессов. Слова редко используются в полной мере в процессе общения. Грамматический строй грубо нарушен и чаще используются односложные фразы с нарушенным согласованием в предложениях. Дети с умеренной умственной отсталостью пользуются ситуативной речью, понятной лишь присутствующим. Нарушения речи носят системный характер.
Таким образом, целесообразно в процессе логопедической работы организовать целостное и системное обучение, направленное на формирование у школьников с интеллектуальной недостаточностью речевой компетентности, что включает развитие коммуникативных и языковых способностей детей.
Важным в процессе логопедической работы является активизация всех анализаторов для достижения максимально возможных результатов. Наглядность является одним из основных принципов работы с детьми с нарушениями интеллекта. Обучение строиться таким образом, чтобы изучаемый объект был воспринят по возможности всеми органами чувств. Здесь мы можем использовать следующие приемы:
- словесные;
- наглядные;
- игровые.
Их применение дает возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, углублять знания и обмениваться ими, повысить интерес к изучаемому материалу, способствует развитию координации движений, зрительного контакта, речевых и коммуникативных навыков, что значительно повышает результаты логопедической работы.
Формирование коммуникативных умений должно органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, учение. Оно реализуется на материале игр и упражнений, предлагаемых другими направлениями программы. Повышение уровня коммуникативных умений представляет собой как самостоятельную цель, так и средство, позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития детей с нарушениями интеллекта.
Таким образом, работа по формированию коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями, а также симптоматики, механизмов, структуры дефекта у данной категории детей.
Задача логопеда – обеспечить детям максимальную речевую активность на занятиях, которая бы не только формировала необходимые коммуникативные навыки, но обеспечивала бы коррекцию всех сторон личности ребёнка: высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, предупреждение поведенческих отклонений.
Литература.
Аугене Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология. - 1987. – №4 – С. – 3-8.
Бодякшина Т. Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maam.ru/.
Воробьева В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.2006 г.
Емельянова И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта.//Образование и наука. 2008. № 1 (58) – с.86-94.
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Отв. ред. Т. А. Савчук. – М.: Владос, 1998. – 224 с.
Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для пед. и гуманит. вузов. (Авт.-сост. В.П. Глухов) / В.П. Глухов. - М.: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 312 с.
Основы теории и практики логопедии// Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.
Петрова В.Г Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2004
Развитие коммуникативных умений младших школьников [Электронный ресурс] /http://ext.spb.ru/ Режим доступа: http://ext.spb.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1979. - 481 с.