Краеведческое воспитание младших школьников через организацию проектной деятельности
Краеведческое воспитание младших школьников через организацию проектной деятельности
Трофимова Н.Н.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки»
Д.С. Лихачев
Актуальность данной темы очевидна. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края .
Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у младших школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу, стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Ведь, яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.
Начальная школа – это особый этап в жизни каждого ребёнка. Он связан с многочисленными процессами его взросления и социализации. Цель образования в этот период ориентирована на многоаспектное развитие личности младшего школьника. Здесь учителю начальных классов поистине принадлежит роль первооткрывателя в реализации системного подхода по освоению регионального историко-культурного наследия посредством организации краеведческой деятельности.
Всесторонне реализовать системно-деятельностный подход позволяет проектная деятельность учащихся. Использование проектной деятельности в начальной школе помогает развитию познавательной активности детей, умению ориентироваться в информационном материале, грамотно преподнести окружающим собранную информацию, совершать новые открытия. Проектная деятельность является одним из ведущих методов в краеведческом воспитании младших школьников.
Система изучения своей малой Родины, погружение в мир краеведения дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками, учит работать с книгой и Интернет-ресурсами. Детям нравится изучать свой край, узнавать новые исторические факты из жизни своих знаменитых односельчан. Все это способствует их нравственному, патриотическому, гражданскому воспитанию, заставляя читать их больше книг, позволяет воспитать вдумчивого, грамотного читателя новой школы.
Краеведческое воспитание школьников призвано решать следующие задачи :
Формировать эмоционально-ценностное отношение к родному краю через изучение его истории.
Развивать познавательную активность, творческие способности учащихся на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития , формировать потребность в изучении краеведения.
Приобщать учащихся к культуре, литературе, истории родного края.
Формировать эстетическую культуру учащихся через знакомство с лучшими образцами фольклора, произведениями местных писателей, искусством и народным творчеством края.
Воспитывать учащихся в современных условиях на примере и опыте выдающихся земляков.
Предлагаю вашему вниманию проект «Со времён былинных и до наших дней, Тамбовский край, горжусь историей твоей!», который был проведен с учениками 3 класса в рамках урочной (окружающий мир, литературное чтение) и внеурочной деятельности.
Цель проекта: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Основополагающий вопрос : За что я люблю свой край?
Проблемные вопросы
Почему необходимо изучать историю родного края?
Какие достопримечательности города мы знаем?
Кто прославил Тамбовский край?
Как человек может повлиять на процветание родного края
Планируемые результаты проекта:
- Расширение знаний детей об истории родного города ,края;
- рост познавательной активности детей и родителей;
- умение работать с книгой, адаптироваться в сложном информационном потоке, систематизировать и обобщать полученные знания;
- развитие творческих способностей и критического мышления учащихся;
- повышение профессионального мастерства, компетенции педагогов.
Этапы проведения проекта: 1 этап: подготовительный (сентябрь – октябрь),
2 этап: основной (ноябрь– март ), 3 этап: заключительный (апрель ).
Направления реализации проекта:
- Историческое - (знакомство с историей возникновения родного города и его символикой).
- Литературное ( знакомство с поэтическими и прозаическими произведениями писателей и поэтов края, произведениями устного народного творчества).
– Культурное (знакомство с историко-культурным наследием края памятниками архитектуры, музыкой, театром, живописью и т. п. ).
Продукты проекта: выставка рисунков и фотографий «Любимый уголок Тамбова », конкурс сочинений «Мой город», стенд «Знаменитые земляки».
В ходе работы над проектом были выявлены следующие проблемы:
Дефицит знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций (результаты анкетирования).
Незаинтересованность части родителей в воспитании патриотических чувств детей в семье.
Недостаточное количество материала в библиотеке по краеведению.
Недостаточное количество часов в учебных программах, останавливающих внимание на вопросах изучения родного края.
В ходе проекта необходима организация художественно-творческой деятельности детей. Она позволяет углубить, расширить, закрепить уже имеющиеся представления детей. Кроме того, дети могут выразить с помощью средств изобразительного искусства свое собственное отношение к изображаемым объектам, передать авторское видение мира, что, безусловно, сыграет положительную роль в личностном развитии детей.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Поэтому, проект не может быть реализован без участия родителей. Формирование патриотических чувств происходит эффективно в тесной связи с семьёй. Родителям можно посоветовать такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки , экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками города.
Очень важно, чтобы процесс постижения основ краеведческой работы происходил сразу на нескольких уровнях:
уровень восприятия (визуальное, звуковое сопровождение, непосредственно на экскурсии);
уровень воспроизведения (творческие работы, проекты, рефераты, художественные выставки);
уровень практической творческой деятельности (участие в восстановлении памятников истории и культуры).
Краеведческое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности младших школьников, осуществляться в повседневной жизни, во внеклассной работе.
Использование проектной деятельности в краеведческом, патриотическом воспитании младших школьников решает главную задачу - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Список литературы
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Нас.школа.-2004.-№2
Пахомова Н.Ю.Методология учебного проекта. Учитель,2000,№1,4
Баева Н.А. Город на Цне. – Тамбов, 1996
Аксенова Е.Г. Элементы краеведения на начальной ступени образования// Начальная школа плюс До и После. – 2008. - №10.
Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2005.
Русская крепость. М.: Центр Детской книги, 1995
Муравьев Н.В. Улицы и площади Тамбова. – Тамбов, 1994