Статья «Формирование проектных знаний и умений младших школьников в рамках надпредметного курса «Мир деятельности»

3
0
Материал опубликован 22 August 2018
Формирование проектных знаний и умений младших школьников в рамках надпредметного курса «Мир деятельности»

(на основе материалов ЦСДП АПК и ППРО «Школа 2000» г. Москва, научный руководитель Л.Г. Петерсон)

 

Чичикина Галина Георгиевна учитель начальных классов,

воспитатель ГБОУ гимназии № 405

Санкт-Петербурга

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

Основной целью курса «Мир деятельности» (МИД) для 1-4 классов является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся начальной школы общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств, в том числе умения самостоятельно осуществлять проектную деятельность.

Курс «МиД» состоит из 4-х параллельно-развивающихся содержательно-методических линий, которые включают в себя в полном объёме все виды УУД, определённые ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД)

Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия, реализация которой определяет формирование умения учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.

Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Занятия в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» способствуют формированию проектных знаний и умений обучающихся начальной школы.

На каждом занятии приоритетной является только одна линия.

Рефлексивно – организационная линия

Если в 1 классе обучающиеся в рамках данной линии получают больше общее представление об умении учиться, то во 2 уже учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения.

Ключевым словом становится слово «САМ».

В 3- 4 классах дети учатся самостоятельно составлять план своих действий для достижения результата, действовать по алгоритму, проводить самооценку и рефлексию своей деятельности, т. е. формируются навыки необходимые в проектной деятельности.

Коммуникативная линия

Создание группового проекта невозможно без эффективной коммуникации. Именно умению работать в паре, а затем и в малой группе посвящены в 1 классе темы: «Учимся дружно. Работа в парах», «Учимся дружно. Работа в группах».

Во 2 классе обучающиеся на занятиях знакомятся с ролями автора и понимающего, понятиями «слушать» и «слышать», невербальными средствами общения.

В результате появляются эталоны, на которые обучающиеся будут опираться в своей работе, в том числе для проведения самооценки и рефлексии.

В 3- 4 классах говорим о диалоге, дискуссии, правилах их ведения. Обучающиеся пробуют себя в роли организатора, критика, учатся сотрудничать и выходить из конфликтной ситуации.

Познавательная линия

Во 2- 3 классах основной акцент делается на формирование необходимых познавательных компетенций.

Школьники учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, моделировать, знакомятся с секретами успешного выступления.

В 4 классе формируются умения и навыки работы с информацией, текстом.

А затем обучающиеся, проводя аналогию между шагами урока открытия и этапами проекта, получают эталон построения проекта, учатся оформлять и защищать его.

В рамках Ценностной линии обучающиеся знакомятся с такими качествами личности как активность, любознательность, целеустремлённость, доброжелательность, самокритичность, терпение (не только в достижении цели, но и в отношении с другими людьми).

Полученные проектные знания и первичные проектные умения на занятиях по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам - математике, русскому языку, окружающему миру и др.

Таким образом, курс «Мир деятельности» с одной стороны помогает в организации освоения учащимися надпредметных знаний, а именно: уметь учиться, уметь самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою учебную деятельность, проводить ее рефлексию, контролировать и оценивать. С другой способствует отработке моделирования реальной технологической цепочки: задача – результат, создает возможность организации взаимодействия детей между собой, даёт возможность применения знаний и способов действий в новой ситуации, учит способу проектирования; создаёт условия для формирования позитивной мотивации и интереса детей. Знание способов выполнения действий, изученные в рамках курса «Мир деятельности», способствуют более осознанному проведению исследования и построения проекта.

Проведению качественных занятий с детьми в рамках курса «МИД» помогает его методическое обеспечение.

Оно включает в себя комплект для ученика, состоящий из Учебного пособия с наклейками, разрезного материала в виде отдельной тетради, эталонов и комплект учителя, который содержит методические рекомендации с описанием системы работы по курсу и варианты сценариев каждого урока; диск с презентациями и материалами для печати к каждому уроку; демонстрационный материал, содержащий увеличенные таблицы, схемы, эталоны и необходимые иллюстрации к урокам.

Источники информации:

http://www.apkpro.ru/123.html

https://www.sch2000.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации