12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мальцева Ирина Николаевна97

Формирование межличностных отношений первоклассников

Мальцева Ирина Николаевна

учитель начальных классов


Многие 6 – 7 – летние дети испытывают трудности при построении межличностных отношений с одноклассниками. Назовём основные признаки неблагоприятной адаптации первоклассников, связанные с проблемами в межличностных отношениях.

Ссоры с одноклассниками на переменах.

Отсутствие друзей и приятелей в классе.

Негативное отношение к учителю или к одноклассникам.

Повышенная тревожность, неуверенность в своих силах.

Перед учениками и учителем стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в общении с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое здоровье первоклассников.

Для успешной адаптации к школе у первоклассника должны быть сформированы соответствующие качества и умения. Они являются показателями степени адаптации первоклассников к школе.

Эмоционально – положительное отношение к совместной деятельности (желание в ней участвовать, уверенность в успехе, положительные эмоции от удачной совместной работы, адекватная эмоциональная реакция на ошибки своей или чьей-то деятельности, желание предложить свою помощь, принять помощь от других).

Деловые отношения на уроке (умение принимать цель совместной деятельности, умение взаимодействовать: планировать, договариваться, соотносить свои действия с действиями других).

Формируется понимание важности коллективного познания для себя и других, желание быть соучастником общего дела.

Умение «презентовать» себя: рассказывать о себе, объективно оценивать свои возможности, адекватно реагировать на критику своей работы.

Как учитель может помочь детям благополучно пережить процесс вхождения в новую социальную ситуацию, принять нормы и требования школьной жизни, успешно сформировать качества, присущие ученику?

Формирование всех компонентов межличностных отношений в процессе обучения может обеспечить каждый учебный предмет, а также внеурочная деятельность.

Вне зависимости от предмета каждому учителю необходимо применять формы организации учебного процесса, которые способствовали бы поступательному развитию взаимодействия между детьми. Формирование межличностных отношений первоклассников в адаптационный период может быть представлено в виде последовательности следующих форм сотрудничества: работа детей в парах, работа в группах, групповая работа с элементами коллективной деятельности.

Работа в парах – начальная стадия формирования межличностных отношений детей. Работа в парах формирует у первоклассников принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, распределять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

Объединение в парах обеспечивает положительно-эмоциональный фон совместной деятельности. Формируется готовность детей к более сложным формам взаимодействия. Учитель имеет возможность узнать каждого ученика, осуществлять анализ деятельности детей в условиях достаточно большой наполняемости класса; можно наблюдать динамику наполняемости класса в целом и строить процесс корректировки с учётом потребности детей в совместной деятельности.

Работа в группах – более сложная форма взаимодействия и общения нескольких участников. Такая деятельность требует более развитых умений (распределять обязанности, находя место каждому, учитывая интересы нескольких человек; выслушивать точки зрения разных детей; умение подчиняться мнению большинства; умение принимать на себя разные роли: подчинённого, лидера, контролёра, наблюдателя и т. д.). Целесообразно применять работу в группах после того, как большинство учащихся научились работать в парах.

Групповая работа с элементами коллективной деятельности – это организация работы, которая объединяет все группы. Общеклассный результат складывается из результата каждого ученика и группы. Это открывает возможности организации коллективного познания на уроке в первом классе. В результате коллективной деятельности первоклассники понимают, что они занимаются общей деятельностью, проявляют заинтересованность в успехах других, оказывают помощь своим менее успешным товарищам.

Таким образом, благодаря организации совместной деятельности на уроке разрешается противоречие между желанием детей общаться, взаимодействовать со сверстниками и несформированностью этих умений в новой (учебной) деятельности.

Наиболее типичными причинами трудностей общения первоклассников являются:

Плохо развитая речь (нарушение звукопроизношения, недоразвитие повествовательной речи) приводит к тому, что ребёнок чаще предпочитает невербальные формы общения, то есть ему проще заплакать, закричать, ударить, толкнуть одноклассника и т. д. На первых порах лучше поручать таким первоклассникам задания, не требующие развёрнутых словесных формулировок (развесить карточки, стереть с доски, повесить картинки). Это будет постепенно повышать их самооценку, придаст детям уверенность в своих силах; логопед и психолог помогут ученикам преодолевать речевые и связанные с ним психологические трудности.

Тревожность замкнутость выражается в том, что ребёнок долго присматривается к учителю и одноклассникам. Задача учителя – с первых дней узнать, чем больше всего интересуется ребёнок, какова история его развития, необходимо больше общаться с семьёй ученика. Всё это поможет понять причины эмоционального состояния первоклассника. Чаще нужно хвалить ученика, много общаться персонально, подбадривать, использовать невербальные способы общения (погладить по голове, по спинке), посадить рядом доброжелательного, открытого для общения соседа по парте.

Плохое знание русского языка у детей, для которых он не является родным. Вследствие этого первоклассники плохо воспринимают незнакомую речь, не могут ответить на вопрос, выразить то, что знают. В этом случае учитель должен развивать активный словарь ученика, создавать ситуации общения с разными детьми.

Заикание ребёнка часто делает его стеснительным, поэтому он неохотно вступает в речевые контакты. От учителя требуется большая моральная поддержка, которая выражается в показе одноклассникам всех достоинств данного ребёнка.

Дружеские межличностные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой группировок. Группировки - это достаточно тесные объединения нескольких (2-5) ребят, Они возникают спонтанно, в процессе деятельности и общения на разных основаниях: сходство взглядов, общие интересы, одинаковое положение в классе, близкое место жительства и т. д. Иногда эти малые группы и сложившиеся в них отношения для школьника становятся более значимыми, чем отношения, сложившиеся в классе, т. к. именно в группировке ребенок может найти удовлетворяющее его положение, через группировки он приобретает опыт общения, очень важный для становления его личности. Развитие взаимоотношений в первом классе приводит к появлению следующих статусных групп:

«звёзд», лидеров учеников, которые пользуются уважением у большинства одноклассников;

группы «предпочитаемых» это ученики, с которыми хотят дружить, которых уважают по крайней мере несколько одноклассников;

группа «пренебрегаемых» - ученики, к которым положительно относятся единицы;

группа «изолированных» - учащиеся, с которыми не дружат одноклассники.

Уже из названий этих групп становится ясно, насколько члены этих групп чувствуют себя комфортно в классе и как складывается у них система межличностных отношений, хотя не стоит забывать, что отношения в первом классе носят стихийный характер, следовательно, статус учеников может меняться после совершения какого-нибудь опрометчивого поступка.

Итак, на базе личных симпатий и привязанностей детей в первом классе возникает система личных отношений, в которой каждый ученик занимает определённое место. Положение ученика в группе зависит от количества учащихся класса, симпатизирующих ребёнку, испытывающих потребность общаться именно с ним. Следовательно, положение школьника может быть благополучным или неблагополучным. Это накладывает отпечаток не развитие личности ребёнка, на его самочувствие, настроение. Доброжелательное отношение к ученику со стороны сверстников вызывает у него доверие к ним, взаимную симпатию. Неблагополучное положение, состояние психологической изоляции ведёт к переживанию отрицательных эмоций и осложнению в развитии личности. Дети, не получившие признания в классе, совершают аморальные действия и поступки, в общении с другими людьми грубы, озлоблены, капризны или замкнуты. На основании вышесказанного мы видим, что в первом классе происходит становление межличностных отношений, которые строятся на эмоциях и носят аморфный характер.

Межличностные отношения младшего школьника – это совокупность определенных ориентаций и ожиданий ученика, которые опосредуются целями, содержанием и организацией его совместной деятельности, прежде всего со сверстниками. Межличностные отношения, которые складываются в коллективе младших школьников, формируют личность каждого его члена.

Одними из главных и определяющих условий развития личности младшего школьника являются позитивные межличностные отношения с учителем, одноклассниками, положительное отношение к самому себе. Поэтому так необходимо, чтобы учитель изучал и учитывал особенности взаимоотношений школьников. Развитие умений познавать межличностные отношения младших школьников – необходимое условие успешного контакта с ними, правильной организации жизнедеятельности коллектива, создания условий для решения воспитуемыми возрастных задач. Разработаны анкеты, проведение и анализ которых дает учителю начальных классов сведения о характере взаимоотношений учащихся, о причинах трудностей установления позитивных межличностных отношений, о роли и месте общения учеников между собой, степени соответствия стиля руководства детским коллективом возрастным потребностям младших школьников.

Анкета 1. Определение характера отношений к одноклассникам

Вопросы анкеты

Цель вопроса

1. Нравятся ли тебе твои одноклассники? Почему?

Узнать симпатии и антипатии к членам классного коллектива, а также мотивы их возникновения.

2. У тебя есть друзья в класс? Назови их.

Определить наличие круга общения, количество друзей младшего школьника.

3. Если бы тебе предложили поехать на экскурсию,   кого бы из своих одноклассников взял с собой? Почему?

Определить направленность на деловые и эмоциональные отношения (наличие у ребенка значимой группы сверстников в классе).

4. Есть ли в классе такие ученики, с которыми бы ты не поехал на экскурсию? Почему?

Выявление причины антипатий к одноклассникам.

Анкета 2. Изучение межличностных отношений школьников и учителя

1. Если бы тебе предложили учиться в другой школе,
ты пошел бы туда? Почему?

Определить степень и факторы
удовлетворенности школой.

2. Хотел бы ты, чтобы в следующем учебном году в классе был другой учитель? Почему?

Изучить сформированность позиции «Я и мой учитель», узнать факторы, определяющие отношение симпатий – антипатий к педагогу.

3. Хотел бы ты, чтобы тебя вместо учителя учила бы
мама (бабушка, тетя, старшая сестра, воспитатель детского сада)? Почему?

Изучить эмоциональное отношение к значимым для ребенка взрослым (учителю, родственникам), степень соответствия стиля взаимодействия учителя потребностям младших школьников.

Анкета 3. Изучение отношения младших школьников к учению и роли межличностных отношений в нем

1. Если бы завтра можно было пойти в школу или остаться дома, что бы ты выбрал? Почему?

Определение степени сформированности позиции «Я – школьник», выявление детей группы риска.

2. Где тебе больше нравится общаться с одноклассниками: на переменах или уроках? Почему?

Определение места межличностных отношений в школьной жизни учеников и степени реализации потребности общения с одноклассниками на уроке.

3. Сейчас ты хотел бы вернуться в детский сад или продолжать ходить в школу? Почему?

Выявление сформированности позиции первоклассника как ученика, а также факторов, не позволяющих успешно перейти с позиции дошкольника на позицию младшего школьника.

4. Какой твой самый любимый предмет? Почему?

Определение сферы успешности в школьной жизни, изучение значимых мотивов учения и роли межличностных отношений в их позитивном формировании.

Анализ результатов анкетирования учащихся даст возможность установить причины трудностей, связанных с межличностными отношениями. Безусловно, каждый педагог, используя данные анкеты, получит результаты, характерные для его класса, которые дадут почву для анализа и возможной корректировки своей работы.

Исходя из сказанного, одной из задач работы учителя начальных классов должно стать формирование мотивов к совместной деятельности с одноклассниками на уроке. Таким образом, изучение учителем причин трудностей межличностных отношений школьников позволяет педагогу выявить качественные характеристики как каждого ученика, так и целого класса, вовремя понять проблемы своих воспитанников и оказать им квалифицированную помощь.


Опубликовано


Комментарии (1)

Наталья, 27.03.23 в 05:04 0Ответить Пожаловаться
Спасибо автору за интересную статью. Обязательно проведу в классе социометрию, используя рекомендации Ирины Николаевны.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.