Технологическая карта урока по теме «Межличностные отношения, ФГОС
Технологическая карта урока по обществознанию
6-А, 6-Б класс
Дата: __________________
Урок № ________________
Тема. Межличностные отношения
Цель:
познакомить учащихся с видами отношений, которые возникают между людьми; проанализировать основные понятия, образующие межличностные отношения; продолжить формирование представлений об обществознании;
развивать критическое мышление; логику и внимание; повышать словарный запас учащихся, формировать обществоведческое мировоззрение;
воспитывать уважительное и толерантное отношение к окружающим, взаимопонимание.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: раздаточный материал (карточки для тестовой проверки, карточка с кроссвордом).
ХОД УРОКА:
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведут к достижению планируемых результатов |
Развитие УУД |
1. Организационное начало урока |
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Обращается внимание на внешний вид учебника. Учитель настраивает учащихся на продуктивную деятельность |
Готовы к уроку. |
||
2. Сообщение темы и цели урока |
Вступительное слово: – Сегодня на уроке мы обобщим свои знания, полученные при изучении 1 главы, познакомимся с видами отношений, которые возникают между людьми в процессе жизнедеятельности |
Получают тестовое задание и карточку для ответов. |
Анализ структуры учебника, название 1 главы |
Познавательные: ориентируются в учебнике; осуществляют поиск существенной информации |
3. Актуализация опорных знаний |
Проводит инструктаж перед написанием теста. |
Выполняют в течение 10 минут тестовое задание. Ответы вносят в карточку определённого образца. |
Тестовая проверка. |
Личностные: личностное, жизненное самоопределение. Познавательные: осуществляют структурирование ранее полученных знаний. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся |
4. Мотивация учебной деятельности |
Беседа: – В тестовом задании вам встречались компоненты понятия «человек». Назовите их. – Что (кто) способствует становлению личности? Делает акцент на необходимости общения людей. Подводит к новой главе «Человек среди людей». |
Участвуют в беседе, называют компоненты понятия «человек»: индивид, личность, индивидуальность. |
Беседа по ранее изученному материалу с целью подвести к теме урока. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
5. Знакомство и усвоение нового материала |
1. Объясняет значение слова «межличностные», использует материал учебника стр. 50 (первый абзац). 2. Раздаёт листы с кроссвордом по теме урока, предлагает разгадать его. 3. Рассказывает о видах межличностных отношений |
Записывают в тетрадь тему урока. Отвечают на вопросы по новой теме. Чтение вслух материала учебника. Работая в паре разгадывают кроссворд. Пользуются текстом в учебнике (стр. 51). Чтение молча текста в учебнике стр. 52-53. |
Рассказ учителя с элементами беседы. Работа с текстом учебника. Разгадывание кроссворда, задание которого концентрирует внимание учащихся на ключевом слове «взаимо». Поисковое задание по обобщению видов межличностных отношений |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Познавательные: ориентируются в учебнике; осуществляют поиск существенной информации. Коммуникативные: взаимодействие и сотрудничество. Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата |
6. Закрепление нового материала |
Беседа по вопросам учебника стр. 56-57, вопросы №№ 1, 2, 4. |
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учебника, отстаивают своё мнение, приводят примеры |
Беседа, высказывание собственного мнения |
Личностные: личностное, жизненное самоопределение, личностно-эмоциональная оценка; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. |
7. Рефлексия |
Раздаёт учащимся задания с анаграммами, участвует в обсуждении предлагаемых результатов. |
Разгадывают анаграммы, находят «лишнее» слово, объясняют почему. Объясняют свой выбор. |
Работа в паре, разгадывание анаграмм |
Коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8. Подведение итогов |
– Прочитайте материал учебника (стр. 57) о данных проведённого эксперимента. – Что общего во всех ответах? (подводит к мысли о том, что большинство событий в жизни человека осуществляется благодаря соучастию других людей). В этом заключается важность межличностных отношений. |
Читают материал учебника, высказывают свою точку зрения по результатам эксперимента (опроса). |
Чтение и анализ текста учебника. Высказывание собственной точки зрения |
Личностные: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. Познавательные: умение формулировать свои мысли. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свою мысль. |
9. Домашнее задание. Выставление оценок |
Прочитать текст учебника стр. 51-52, дать устный ответ на вопрос № 3 (стр. 56). |
Записывают домашнее задание |
Тест № 6.1.
Глава I. Человек в социальном измерении
1. Что изучает обществознание?
А) человеческое общество и его законы, человека и его отношения с окружающим миром;
Б) жизнь людей, сферы их деятельности и общество в целом;
В) знания об обществе, о законах его развития, об основных сферах общественной жизни, а также о человеке как о существе социальном;
Г) всё перечисленное.
2. Совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми – это…
А) индивид;
Б) личность;
В) индивидуальность;
Г) характер.
3. Свойства личности, необходимые для успешного осуществления определённого рода деятельности – это…
А) способности;
Б) возможности;
В) потребности;
Г) желания.
4. Что из перечисленного сдерживает развитие способностей человека, рождает неверие в себя?
А) деятельность;
Б) самооценка;
В) общение;
Г) мировоззрение.
5. Какого вида потребностей человека не существует?
А) биологические;
Б) потребительские;
В) духовные;
Г) социальные.
6. Вставьте пропущенное слово в утверждение: «Общество таким, каковы составляющие его _______________________.»
А) блага;
Б) люди;
В) потребности;
Г) граждане.
7. Процесс активного взаимодействия человека с миром, во время которого человек удовлетворяет какие-либо свои потребности, называется:
А) формированием характера;
Б) воспитательным процессом;
В) развитием способностей;
Г) деятельностью человека.
8. Какой вид деятельности способен помочь человеку достичь успеха в жизни?
А) умственная деятельность;
Б) хозяйственная деятельность;
В) трудовая деятельность;
Г) личная деятельность.
9. Из предложенных пословиц выберите ту, которая является «лишней»:
А) Работа не волк – в лес не убежит.
Б) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
В) Делу – время, потехе – час.
Г) Землю солнце красит, а человека – труд.
10. Установите ложность или истинность предложенных утверждений:
1. Человек обладает огромными способностями, главное – уметь ими воспользоваться и развивать их.
2. Человек рождается как социальное существо и развивается как биологическое.
А) Верно только 1 утверждение.
Б) Верно только 2 утверждение.
В) Оба утверждения истинные.
Г) Оба утверждения ложные.
Карточка для тестовой проверки
Ученик(ца) _________________ класс____
№ вопроса |
О т в е т ы |
Результат |
|||
1 |
а |
б |
в |
г |
|
2 |
а |
б |
в |
г |
|
3 |
а |
б |
в |
г |
|
4 |
а |
б |
в |
г |
|
5 |
а |
б |
в |
г |
|
6 |
а |
б |
в |
г |
|
7 |
а |
б |
в |
г |
|
8 |
а |
б |
в |
г |
|
9 |
а |
б |
в |
г |
|
10 |
а |
б |
в |
г |
Разгадайте анаграммы. Найдите лишнее слово.
Т С А П И Я И М - ____________________________________
Р А У Д Ж Б - ________________________________________
Б Ю В О Л Ь - ________________________________________
О А Б Т Р А - ________________________________________
С В В О Е Щ Т Р Т И А О - __________________________________
Кроссворд. Основа межличностных отношений
1 |
д |
е |
й |
с |
т |
в |
и |
е |
|||||||
2 |
п |
о |
з |
н |
а |
н |
и |
е |
|||||||
3 |
в |
ы |
р |
у |
ч |
к |
а |
||||||||
4 |
о |
б |
щ |
е |
н |
и |
е |
||||||||
5 |
п |
о |
н |
и |
м |
а |
н |
и |
е |
||||||
6 |
в |
о |
с |
п |
р |
и |
я |
т |
и |
е |
Поступки, поведение человека.
Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях окружающего мира.
Оказание помощи другу, товарищу, коллеге.
То, без чего невозможна межличностная среда.
Важный фактор в межличностном общении.
Чувственное познание предметов окружающего мира.