Особенности межличностных отношений старшеклассников

2
0
Материал опубликован 17 March 2022

Особенности межличностных отношений старшеклассников

Семёнова Анна,

обучающаяся 10а класса

БОУ «Тарская гимназия №1»


В современной психологии нет четкого определения понятия «межличностные отношения». Так, Н.Н. Обозов отмечает, что межличностные отношения – это всегда «субъект-субъектные» связи [9, с.11-12].

Е.П. Ильин в своей книге «Психология общения и межличностных отношений» даёт следующее определение: «межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.» [2, с.445].

Г.М. Андреева определяет межличностные отношения как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми [1, с.272-273].

В своей работе под межличностными отношениями вслед за Е.П. Ильиным мы будем понимать отношения, складывающиеся между отдельными людьми, которые сопровождаются переживаниями эмоций и выражают внутренний мир человека.

Анализируя имеющиеся теоретические и эмпирические данные о проблеме межличностных отношений в зарубежной и отечественной психологической литературе, Н.Н. Обозов предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений [9, с.94]:

Таблица 1

Классификация межличностных отношений


Название

Характеристика

Отношения знакомства

отношения между людьми, знающими друг друга, связанными общением;

Приятельские отношения

вид отношений, носящие поверхностный характер, основывающиеся на симпатии;

Товарищеские отношения

отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместной деятельности на основе единства интересов, жизненных задач.

Дружеские отношения

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности;

Любовные отношения

вид отношений, основанные на высшем духовном чувстве человека, богатым разнообразными эмоциональными переживаниями, основанным на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемым готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека;

Супружеские отношения

это отношения между мужем и женой

Родственные отношения

связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого (прямое родство), или разных лиц от общего предка, а также на брачных семейных отношениях.

Деструктивные отношения

это разрушительные отношения, в которых страдает один или оба партнера.


В каждом возрастном периоде, по мнению Э. Эриксона, межличностное общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы. Так он в своей книге «Идентичность: юность и кризис» выделяет стадии развития личности [14, с. 14-16] (Таблица 2).

Таблица 2

Стадии развития личности по Э.Эриксону


Название стадии

Возрастной промежуток

1

Младенчество

0-1 год

2

Раннее детство

1-3 года

3

Детство

3-6 лет

4

Школьный возраст

6-12 лет

5

Отрочество и юность

12-20 лет

6

Ранняя зрелость

20-25 лет

7

Средний возраст

25-65 лет

8

Поздняя зрелость

После 65 лет


Кулагина И.Ю. и Колюцкий В.Н. в своей книге «Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека» на основе данной классификации выделяют для каждый стадии свои особенности межличностного общения, так, например, «на первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру», или же, «на третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива» [5, с. 192-193].

Для старшеклассника межличностное общение и взаимодействие является неотъемлемой частью успешной адаптации в классе. Поэтому проблема межличностных отношений в старшем школьном возрасте является одной из центральных в формировании личности школьника.

Особенно интенсивно человек развивается в начале жизненного пути — с рождения до 17 лет, пока стремительно взрослеющий ребёнок не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь. Поздний подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности [5, с.195-196].

Подросток больше не осуществляет себя ребёнком, поэтому переходит в следующий возрастную фазу, а именно во взрослость. Д.Б. Эльконин разграничивает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника. Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям [13, с.137].

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат: проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности, желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых, наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников, появление привычек, заимствованных у взрослых, таких как: распитие спиртных напитков, курение и т.д. [13, с.138].

В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его задачи. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, увеличиваются контакты с лицами противоположного пола, складываются две разные по своему значению для психического становления системы отношений: одна – со взрослыми, иная – со сверстниками. Взаимоотношения со сверстниками обычно строятся на равноправии субъектов отношений, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отстраняется от семьи и начинает больше времени проводить со сверстниками.

Повзрослевший ребёнок присоединяется к новым социальным группам и приобретает иные представления о самом себе. Непротиворечивая идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, креативность и компетентность позволяют ребёнку решить главную задачу, а именно задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная система самооценивания, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание себя как личности, неповторимой и не похожей на других. Таким образом, постепенно у тинейджера формируется своя «Я – концепция», которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Старшеклассник сложен и противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Физическое и психическое становление постепенно уравновешивается, в отличие от младшего подросткового этапа, основной чертой которого была неравномерность развития.

Как уже говорилось ранее, общение в классе является неотъемлемой частью адаптации ребёнка в обществе, так и формирования его личности. Школьный класс – важнейшая группа принадлежности старшеклассников. Для старшеклассника особенно важны процессы развития самосознания, динамика и регулирования образов "я". У большинства старшеклассников отчетливо выражена дифференциация интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности [12].

В школьном классе ученики не только контактируют, но и взаимодействуют друг с другом в течение достаточно длительного времени, находясь в одном помещении, а кроме этого взаимодействуют во время проведения различных школьных мероприятий. Это взаимодействие продолжается и за стенами школы, во время работы над совместными проектами, при участии в подготовке групповых дискуссий. Эти взаимодействия могут быть как примитивные (реакции амбиции, превосходства) так, и альтруистические, от конкуренции, соревнования до сотрудничества.

В подростковых группах обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который по какой-либо причине не находится в центре внимания сверстников. Подросток всегда особенно дорожит личной дружбой с лидером и стремится её завоевать.

Формирование лидерских качеств связано с тем, что у старшеклассника формируется определенный образ лидера и лидерства в целом, он осознает свои индивидуально-психические особенности, свойства, способности и возможности, необходимые для выполнения лидерской роли, у него начинает формироваться необходимый блок лидерских качеств, лидерское поведение. Быть лидером в подростковых группах, как в любой возрасте, значит вести за собой, но в юношестве лидер также неосознанно пропагандирует свою манеру поведения и другие особенности, присущие ему. Подростки видят в нём ориентир, на который следует равняться и подражать [6].

Формирование индивидуальности ведёт за собой также и негативные последствия. Подростки, которые только находят себя, могут быть неприняты другими. Их интересы могут выбиваться из привычных представлений их сверстников, что ведёт за собой неприязнь и травлю. Мотивом для травли может быть зависть, месть, глубокая неприязнь человека, борьба за власть, самоутверждение за счет более слабого человека, желание быть в центре внимания, выглядеть лучше остальных, стремление унизить, запугать непонравившегося человека.

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростов: интимно-личностную, стихийно-групповую, социально-ориентированную [11, с.35].

В старшем школьном возрасте дружеские отношения становятся типичными. Школьники уже осознают различия между дружбой и приятельством, их выбор друзей становиться менее хаотичен, нежели подростковом возрасте, и ограничивается двумя-тремя по-настоящему близкими друзьями. Старшеклассники одновременно могут входить в несколько социальных групп: небольшую приятельскую группу (5-6 человек), большую компанию (до 12-15 человек). Для общения в этих группах характерно то, что предмет их занятий выступает лишь как повод для общения. Прежде всего, это поиск приятельских отношений.

Приятельские отношения возникают, когда знакомые ощущают симпатию друг к другу.

Симпатия (от греч. sympatheia – влечение, внутреннее расположение) – это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому– или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму) [2, с.126].

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и малоосознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым – внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п. [1, с. 473]

На основе симпатии может сформироваться дружба. Дружба является важнейшей составляющей, как подросткового и юношеского возраста, так и все возрастов в целом.

Дружба — вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности [10, с.187].

И. С. Кон выявляет причины формирования дружбы [3, с.104]:

  • потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера;
  • свойства партнера, стимулирующие интерес или симпатию к нему;
  • благоприятствующие особенности процесса взаимодействия возникновению и развитию парных отношений;
  • объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения, групповая солидарность).

Юношеская дружба многообразна, а также может быть различных форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубокого самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых обычно лежит совместная деятельность, дружба характеризуется, прежде всего, эмоциональной привязанностью. Не смотря на то, что дружба строится на общности предметных интересов, личная близость для неё намного важнее [2, с. 205].

Дружат часто совершенно непохожие по психическому складу люди. Отношения между такими друзьями дают каждому из них максимальную возможность для самовыражения при минимальном соперничестве; в то же время вместе они составляют пару, обладающую большим разнообразием черт личности, чем каждый в отдельности, возмещая недостатки одного достоинствами другого. Однако друзья не всегда бывают полной противоположностью друг другу. Для дружеских пар, существующих долгое время, обычно характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений как относительно друг друга, так и в отношении других людей [10].

Дружба может достичь глубокого уровня близости, при котором субъекты дружбы начинают чувствовать себя словно родственники. При таком уровне взаимоотношений формируется понятие «лучший друг/подруга».

Лучший друг – это тот человек, которому можно довериться, как самому себе, и на которого можно полностью положиться. Существует много друзей в нашей жизни, но лучших друзей не может быть очень много, он либо один, либо их несколько.

Дружба занимает промежуточное положение между двумя видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого отличается тем, что носит более интимный характер, и она гораздо глубже знакомства или приятельства. От любви дружба отличается, напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определёнными правилами поведения [8].

В средних и старших классах между мальчиками и девочками появляются романтические чувства, они более серьёзнее, чем в подростковом возрасте. Так подростки начинают писать друг другу записки или общаться в социальных сетях, стараются как можно больше проводить время вместе. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию.

Влюбленность – это страстное влечение к кому-нибудь. Отличительным признаком влюбленности от всех других видов эмоциональных отношений является половая страсть.

Влюбившись, подросток пытается как можно больше времени уделять второй половине, поэтому подростка теперь сложно застать вечером дома – он предпочитает гулять в обществе объекта воздыхания.

Психологию подростковой любви можно сравнить с эпидемией. Юноши и девушки замечают, как их сверстники образовывают пары, и им хочется аналогичных чувств. Они смотрят фильмы, где неизменно присутствует любовная линия, и жаждут пережить похожие эмоции. Многие подростки считают необходимым не отставать от сверстников и приписанных подросткам стереотипов, стараются найти вторую половинку, хотя и вовсе могут быть не готовы к отношениям.


Список используемой литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: ИЦ «Академия», 2010. – 284 с.
  2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений, 2009. - 576 с.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980 - 189с.
  4. Крутецкий, В.А. Общая характеристика особенностей подросткового возраста / В.А. Крутецкий. URL: http://www.detskiysad.ru/ped/shkolnik09.html (Дата обращения: 02.02.2022)
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. - 464 с.
  6. Лири Т. Диагностика межличностных отношений (методика, тест) «Межличностные отношения в старших классах.» (доклад)

URL: https://revolution.allbest.ru/sociology/00842919_0.html#text ( Дата обращения: 18.12.2021)

  1. Мисикова Л.Х. статья на тему: «Межличностные отношения старшеклассников»,

URL:

  1. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Ленинград, 1979. - 172с.
  2. Особенности межличностных отношений в старшем школьном возрасте. –

URL: https://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/2017/11/25/mezhlichnostnye-otnosheniya-starsheklassnikov

https://studbooks.net/1867797/pedagogika/osobennosti_mezhlichnostnyh_otnosheniy_starshem_shkolnom_vozraste (Дата обращения: 02.02.2022)

  1. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М.: Знание, 1987. - 381 с.
  2. Школьный класс как малая социальная группа // Социальная психология.

URL: https://studme.org/383229/psihologiya/shkolnyy_klass_malaya_gruppa (Дата обращения: 23.01.2022) (Дата обращения: 18.12.2021)

  1. Эльконин Д.Б Детская психология Издательский центр «Академия», 2007 - 377 с.
  2. Эриксон Э. Индентичность: Юность и кризис. - М.: Новая школа, 1996 - 327 с.


Комментарии
Комментариев пока нет.