12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
5

«Формирование мотивации обучения: компоненты мотивационной сферы и методические приемы мотивации обучения школьников на уроках английского языка»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»





«Формирование мотивации обучения: компоненты мотивационной сферы и методические приемы мотивации обучения школьников на уроках английского языка»








                                                                         Автор работы:

                                                                         Солодовникова Елена Владимировна

                                                                         МБОУ «Школа №64 города Донецка»,

                                                                         учитель английского языка







Донецк 2023




Формировать мотивацию обучения в современных условиях означает создать такие условия, ситуации развертывания учебной активности, при которых желательные мотивы и цели появлялись бы и развивались с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, желаний, стремлений самого школьника.

Чтобы работа по формированию мотивов учения и учебной деятельности была эффективной, учителю необходимо выполнять следующие основные общие алгоритмы действий по формированию учебно-познавательных мотивов:

осуществлять мониторинг сформированности мотивации, на основании которого находить индивидуальный подход к каждому ученику в вопросах ее формирования;

определить, приступив к работе с классом, сформированы ли  те уровни учебной деятельности и мотивации, которые составляют резервы этого возраста, то есть установить, соответствует развитие возрасту или отстает; если у учащихся отсутствуют те особенности мотивации, присущие данному возрасту, учесть это при планировании учебной работы, запланировать специальную работу (виды задач, упражнения, тренинги и т.д.), чтобы их мобилизовать;

помнить о принципе преемственности: опираться на достижения предыдущего возраста (например, работая с подростками, следует исходить из того, что широкие познавательные и социальные мотивы у них должны быть уже сформированы, следовательно, к окончанию начальной школы желательно закладывать черты мотивации подросткового возраста; поэтому необходимо постепенно расширять самостоятельность в учебной работе младших школьников, поощрять поиск новых способов своей работы и тем самым способствовать становлению основ учебно-познавательных мотивов, характерных для дальнейшего возраста и т.д.);

подготавливать почву для дальнейшего возраста в ходе работы с каждым возрастом, то есть ориентироваться не только на имеющийся уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов и учебной деятельности;

создать условия для формирования положительной мотивации учения: привлекать школьников к активным видам учебной деятельности, реализовать субъект-субъектные отношения учителя и ученика, включать детей в оценочною деятельность, формировать у них адекватную самооценку и тому подобное.



Формированию положительной мотивации к обучению способствуют также другие факторы: интерес подачи материала (интересные или жизненные примеры, парадоксальные или малоизвестные факты и т.д.), эмоциональность речи учителя и его неравнодушие к рассматриваемому материалу; анализ различных жизненных ситуаций, познавательные и дидактические игры, интерактивные упражнения; проблемные ситуации и дискуссии; осознание общественной и личностной значимости обучения и использование полученных знаний в будущей жизни; умелое применение учителем методов поощрения и порицания.

В частности, при решении интересных задач достигаются следующие результаты:

1) обеспечивается интерес к предмету и учебной деятельности, способам получения и переработки учебной информации (учеников привлекают необычность сюжета или способа подачи задачи, это находит эмоциональный отклик у школьников, стимулирует их к решению задачи);

2) развиваются такие мыслительные операции, как: сравнение, анализ, синтез, аналогии, обобщения (нестандартные, логические, творческие задачи, а также задачи на "соображение", "на догадку", головоломки, шарады и т.д.);

3) тренируется творческое мышление;

4) формируются такие качества личности, как: самостоятельность, познавательная активность, настойчивость, способность к риску, сообразительность и т.д. (в частности,  сообразительность формируется в результате анализа, сравнений, установления связей, аналогий, обобщений, выводов, умозаключений, обеспечивающих развязку);

5) происходит подготовка учащихся к творческой деятельности;

6) особое значение приобретает также развитие умения учиться, что обеспечивает усвоение всех видов знаний и их творческое использование в новых условиях, самостоятельное выполнение учебных действий и самоконтроля, самостоятельную и самообразовательную деятельность.



На уроках учитель должен создать ситуации успешной деятельности учащихся, успешность всегда стимулирует дальнейшую деятельность, побуждает к новым результатам в познании. В педагогике и психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности и способствующих ее успешности. Давайте рассмотрим некоторые из них.

1. Ученик не должен чувствовать беспомощности перед новым учебным материалом. Чтобы этого не случилось, необходимы общее определение цели изучения учебного материала, определение перспектив изучения темы, совершенствование навыков умственных и учебных действий, необходимых для решения проблемы. Ученик является субъектом обучения.

2. Ученик должен понимать значимость новых для него знаний, их жизненную необходимость. При этом учитель опирается на известные ему учебные потребности школьника, подбирает именно такой материал, который побудил бы его к работе, вызвал интерес.

3. Каким должен быть способ раскрытия учебного материала? Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность отдельных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ученику необходимо все это запомнить и действовать указанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает такие явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета.

4. Новые педагогические технологии, современные методы, интересные приемы - это также обеспечивает интерес и успешность в учебе. Интерактивные технологии обучения, проектная деятельность, разработка аудиовизуальных презентаций, использование медиаресурсов в обучении, элементов дистанционного обучения - все это и другое мотивирует учебную деятельность, стимулирует учеников к работе.

5. Дифференциация обучения - залог его успешности. При этом необходимо постепенно усложнять требования. Если упражнения включают разноуровневые по сложности задачи, то каждый ученик сможет почувствовать успех при выполнении задач доступного для него уровня.

6. На уроках необходимо предоставить ученику право выбирать содержание задания, виды деятельности, формы проверки и тому подобное. Учитель, который стремится к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вы обязаны ...» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности - тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора - темы для сочинения, презентации, доклады, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему произведения, способ проверки результативности изучения пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть.

7. Необходимо обеспечить оперативную обратную связь учителя и ученика, в ходе которой демонстрировать достижения школьника по сравнению с его предыдущими результатами, при этом сосредотачиваться на прогрессе, совершенствовании, а не негативных сторонах, определять перспективы продвижения вперед, получения лучших результатов.



Стимулировать развитие мотивационной сферы возможно системой психологически продуманных приемов. При этом необходимо формировать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться, а именно:

мотивы (социальные и познавательные);

цели учебной деятельности;

умение учиться и его характеристики;

эмоции.

Итак, программа деятельности учителя в этом направлении должна состоять из нескольких направлений: мотивационного, целевого, познавательного, эмоционального.

Рассмотрим каждое из названных направлений.



Мотивационное направление

Сущность работы в этом направлении заключается в том, чтобы создать условия для осознания учеником того, ради чего он учится.

Опишем некоторые возможные педагогические методы и приемы формирования этих мотивов, основанных на выборе учеником определенных возможностей:

выбор учебных задач различного уровня сложности (репродуктивных, конструктивных, творческих);

выбор из решенных задач различной сложности тех, которые больше всего понравились;

выбор из двух задач, где в одном варианте надо находить несколько способов решения задачи, а в другом варианте - быстро получить результат; 

ретроспективный метод, в частности такие приемы: а) было, если бы ...; б) если бы ты был на месте ..., ты бы ...; в) оправдано было ..., когда ... и т.д.;

выбор в ситуации конфликта между познавательным и социальным мотивами;

ситуации морального выбора и тому подобное.

Целевое направление

В этом направлении осуществляется обучение способности ставить цели и выявлять возможности их достижения.

Мы уже рассматривали, что реализация мотивов зависит от процесса целеполагания, то есть умения школьников ставить цели и достигать их в обучении.

Каковы педагогические условия формирования способности целеполагания у учащихся? В литературе приводятся следующие основные условия, актуализирующие те или иные стороны целеполагания:

варьирование ситуаций по степени их обязательности и выявление поведения учащихся в них;

прерывание и незавершенность деятельности при наличии внешних причин; возврат к прерванному заданию и его возобновление;

выполнения задач различной сложности и обоснование этого выбора; наблюдение за поведением в ситуациях возникших трудностей при этом;

выполнение нерешенной задачи и изучение возможной реакции учеников;

реакция на ошибку (способность самостоятельно найти ошибку и выбрать действия, направленные на ее исправление, обращение за помощью к взрослому);

препятствия, дефицит времени, соревнование, варьирование оценки, которую ученик получает от другого человека.

Одна из составляющих мотивации - умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно изучать предлагаемый учебный материал. Итак, следующая группа упражнений - это упражнения на целеполагание школьников в обучении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.

В частности можно в начале урока попросить учеников ответить на ряд вопросов:

Подумай, чему бы ты хотел научиться на этом занятии?

Сформулируй учебные цели или выбери из предложенных.

Какую оценку ты хотел получить сегодня по этой теме?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было именно так?

Чья помощь и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймешь, что результат достигнут?


Познавательное направление

Выделение этого направления в программе развития мотивации необходимо, отношения школьников к обучению формируется не без учета умения школьников учиться, повышения степени развития их учебной деятельности.

Согласно основным положениям педагогической психологии, обучение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе получения знаний осваивает новые способы учебных действий, вытекающих из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Таким образом, учебной деятельностью становится только такое обучение, при котором школьник активен и овладевает не только знаниями, но и способами их получения. Задача учителя - формировать учебную деятельность, каждый из ее компонентов.

Каков основной смысл учебной деятельности учащихся, чтобы сформировать это направление?

Ученик должен понять и овладеть следующими умениями:

понимать готовую задачу, поставленную учителем, принимать её и ставить задачи для себя;

выполнять отдельные операции как звенья определенного действия;

выполнять основные учебные действия (анализ, сравнение, моделирование, синтез и т.д.);

выполнять несколько учебных действий, осуществляемых совместно с одной задачей и объединенных в большие блоки - приемы, способы, методы учебной работы;

выполнять эти крупные блоки на осознанном уровне (умение) или «автоматически» (навыки);

осуществлять самоконтроль и самооценку по результатам работы на основе сопоставления с образцом;

выполнять самоконтроль и самооценку в процессе и в результате учебной деятельности.

Реализовать познавательное направление возможно при условии, если учитель организует учебный процесс в соответствии со структурой учебной деятельности, а значит, обеспечивает наличие трех этапов учебного процесса: мотивационного, операционно-исполнительского и рефлексивно-оценочного.



Методические приемы для формирования мотивации обучения можно объединить в следующие группы:

1. Приемы, направленные на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:

включение учащихся в коллективные формы деятельности;

привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;

сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;

поощрение познавательной активности и учащихся, создание творческой атмосферы;

занимательность изложения учебного материала (необычная форма представления материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, интересные примеры и опыты и т.п.);

умелое применение поощрения и наказания.

2. Специальные задания на укрепление отдельных сторон мотивации.

Учителю необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по обучению. Предлагаемые школьникам задачи в соответствии с их направленностью можно сгруппировать следующим образом:

укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение сотрудничества, понимания собственной позиции и стремление к осуществлению собственного выбора);

создание ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъектной позиции;

обучение целеполаганию в обучении (формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности и т.д.);

устойчивость целей и упорство в их реализации.

3. Формирование мотивации на отдельных этапах урока.

Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру: понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение определенных действий, способов, приемов, осуществление самоконтроля и самооценки.

Соответственно выделяются следующие этапы формирования мотивации:

этап «вызывания» исходной мотивации (побудить к новой деятельности, подчеркнуть предыдущие достижения, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать и т.п.);

этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержка различного уровня сложности задач, подключение учащихся к самоконтролю);

этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепить ситуацию успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).

Другой пример - использование дидактических игр как средства развития интеллектуальных способностей и формирования интереса к процессу познания. Игра помогает сделать учебный материал привлекательным, создает ситуации успешной деятельности, снижая напряжение, облегчает процесс усвоения знаний.

Эмоциональное направление

Эмоциональный компонент мотивации учебной деятельности составляют эмоциональные переживания ученика в учебной деятельности.

Как его развивать?

Могут быть использованы такие методы и приемы:

просьба к ученику описать собственное эмоциональное состояние в наиболее напряженные, проблемные моменты урока;

подбор несложных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой, позволят отойти от напряжения;

неожиданный вызов к доске, выбор тяжелого или легкого варианта контрольной работы, интересная проблема на уроке, оценка учеником своего ответа у доски, ослабленный контроль учителя работы ученика у доски и т.д.;

метод оценки (аксиологический); содержит такие приемы, как: а) выскажите свою точку зрения; б) оцените с моральной точки зрения, в) согласны ли вы с утверждением ...;

демонстрация учителем разнообразия переживаемых на уроке эмоций, проговаривание их вслух для учеников.

Формирование мотивации необходимо начинать именно с эмотивного компонента как наиболее чувствительного к стимулирующим воздействиям.

Назначение системы эмоционального воздействия в том, чтобы вызвать у ученика интерес - причину познавательного интереса, который, в свою очередь, способен поддержать повседневную учебную работу, направлять восприятие, познание, действия.


Наиболее эффективные способы эмоциональной стимуляции учащихся:

показать личностную значимость изучаемого (применение учебного материала в повседневной жизни, знакомство с особенностями предмета для развития личности и т.п.);

обеспечить реализацию учащимися тенденции к деятельности: научить превращать цели «будущего» в ряд проблем, задач, имеющих непосредственное отношение к настоящему;

поощрять самостоятельность учащихся, предоставляя только необходимую помощь (посильность задач, своевременное их усложнение, подбор творческих заданий);

обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого ученика, удачный ответ, правильный способ выполнения задачи, оригинальное решение задачи, использование дополнительного материала по исследуемой теме и тому подобное;

использовать каждое выполненное задание как новую ступень для постановки новых задач, для раскрытия новых учебных перспектив, развития новых наклонностей и интересов;

использовать на занятиях учебное время, постоянно чередуя виды деятельности преподавателя и учеников, используя разнообразные приемы, методы, формы работы;

давать оценку проделанной работе так, чтобы она добавляла ученикам уверенности в своих силах, свидетельствовала пусть даже о небольших достижения в учебной деятельности и удовлетворении познавательных потребностей, настраивала на новую познавательную активность;

строить с учениками доброжелательные, открытые, эмоционально насыщенные отношения в процессе обучения, направленные на формирование и поощрение ощущение себя и другой личности, потребности в самоутверждении, самоактуализации;

выявлять самому педагогу эмоциональное богатство и разнообразие своей личности, выражение своего отношения (но не оценки) к произведениям искусства, к поступкам людей, к собственной профессиональной деятельности, готовность быть эмоционально отрытым самому и воспринимать эмоциональность своих учеников.

О результативности применения подобных приемов, упражнений можно судить по следующим критериям:

растущий интерес к выполнению заданий для ребенка;

увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;

повышение уровня активности участников занятий, что выражается в желании сотрудничества;

повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел учителя и ученика.






Список литературы:


1.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с.

2.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с.

3.Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

4. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. – М.: «АСТ - Москва», 2004. – 139 с.

5.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 364с. 




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Этника27, 21.09.23 в 10:32 1Ответить Пожаловаться
Молодец, Елена Владимировна! Превосходная подача актуального материала! Спасибо!
Калягина Ирина Владимировна, 21.09.23 в 12:49 0Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо за интересную, полезную статью!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.