Методическая разработка «Формирование навыка чтения»
Формирование навыка чтения
Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. О важности освоения учащимися техникой чтения и желании читать говорили многие педагоги и психологи.
Д. Дидро утверждал, что люди перестают думать, когда перестают читать.
В.А. Сухомлинский видел «...воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемым источником знаний».
С.В. Михалков добавляет, что «люди теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или утратили способность эстетического наслаждения искусством, способность испытывать удовольствие от трудной интеллектуальной деятельности — от чтения высоких произведений искусства». Таким образом, обучение умению читать и качественное его формирование следует рассматривать не только в узкопрагматическом смысле как овладение ребенком данным учебным навыком, но и в более ; широком — в качестве базы для личностного развития детей в будущем.
Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении? Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.
В то же время становится все более ясно, что без целенаправленного формирования психологических процессов, лежащих в основе умения читать, оно не может формироваться полноценно, что неизбежно будет сказываться либо на его технической основе, либо проявляться в плохом понимании читаемого текста. Пора, наконец, осознать, что чтение в нашей стране стало проблемой! Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребёнком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребёнка к чтению – является актуальной.
Отправной точкой работы над проблемой является убеждение, что качество всех параметров может быть повышено не столько путём многократного прочитывания, сколько за счёт овладения такими действиями, которыми дают сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребёнка.
Как же сформировать интерес к чтению?
Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать.
Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Моя система работы направлена на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения.
Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений. Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.
Что же представляет собой процесс чтения?
В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста.
Все названные умения формируются поэтапно во времени, они «зреют»; как зреет плод. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.
Но каждый ребёнок в своём развитии индивидуален, поэтому у кого-то из детей умения текущего этапа не успевают «созреть», т. е. достаточно автоматизироваться за то время, которое отведено школьным планированием. Значит, для следующего этапа не подготовлен фундамент. Когда материал для чтения усложняется, учащийся начинает отставать от других попадает в группу слабоуспевающих, и не потому что не может понять и научиться, а потому что не успел научиться.
Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.
На предыдущем этапе ребёнок должен был научиться соединять несколько букв в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, мост, блеск, строй, всплыл).
На этапе слияния слогов в слова каждый слог читаемого слова откладывается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл. Далее прочитанные и понятые слова откладываются в оперативную память уже как частица предложения. Успешный синтез слов в предложение можно считать следующим этапом (этапом синтеза предложения).
Кроме того, формирование интереса к чтению у учащихся следует рассматривать не как отдельную, самостоятельную решаемую психолого-педагогическую задачу. Интерес к чтению — это оборотная, познавательно-эмоциональная сторона его технико-смысловой составляющей, он прямо и непосредственно зависит от степени сформированности последней. Сформировать интерес к чтению — значит прежде всего обеспечить хорошую сформированность самого умения читать.
Как известно, в процессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны — техническую, т.е. скорость, правильность и качество озвучивания букв, и смысловую, т.е.понимание содержания прочитанного. С точки зрения когнитивной психологии можно предположить, что полноценный процесс чтения обеспечивается совместной работой отдельных когнитивных структур, одни из которых — когнитивно-двигательные — осуществляют зрительную и слухоречедвигательную регуляцию процесса чтения, а другие — вербально-смысловые — обеспечивают понимание читаемого. Применительно к акту чтения существенное значение приобретает современное представление ряда психологов о многоуровневой организации когнитивных структур. В соответствии с ним вышеназванные традиционно выделяемые стороны акта чтения (скорость (темп) и понимание) могут рассматриваться как функции вышележащих уровней соответствующих когнитивных структур. На базовых же, нижележащих, уровнях когнитивно-двигательной структуры, участвующих в акте чтения, протекают процессы, связанные с артикуляционной (речедвигательной) его стороной, и когнитивные процессы, образующие непосредственно-чувственную его основу, которые обеспечивают восприятие и распознавание воспринимаемого буквенного материала и как результат — скорость и правильность чтения. В когнитивных структурах, обеспечивающих понимание прочитанного вербального материала, на нижележащих уровнях протекают не только базовые процессы по различению значений слов, но и выполняются разнообразные мыслительные операции, являющиеся инструментом смысловой обработки вербальной информации.
Недостатки процесса чтения могут быть обусловлены дефектностью формирования любого уровня обеспечивающих его психологических когнитивных структур, однако, в педагогической практике при объяснении причин низкого качества чтения до сих пор не просто недооценивают вклад нижележащих уровней когнитивных структур в осуществление акта чтения, но даже и не принимают их во внимание при организации педагогических коррекционных воздействий. В связи с этим даются рекомендации, являющиеся на деле малоэффективными: если ученик медленно читает и нечетко произносит звуки, советуют читать больше, добиваясь нужной скорости и качества прочтения; если плохо понимает прочитанное содержание, то рекомендуют ученику делать соответствующие умственные усилия.
Однако еще в начале прошлого века отечественный психолог А.П. Нечаев ясно и определенно указывал, что способность к осмысленному чтению с необходимостью предполагает наличие определенного уровня душевного (психологического) развития ребенка: процессов восприятия, речи, мышления, воображения, понимания, догадливости. Более того, он высказал важную мысль, что преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенку может оказаться для него даже вредным, вызвав не только отвращение к чтению и самому процессу обучения, но и подорвав веру ребенка в собственные силы. Поэтому необходимо, прежде чем обучать детей чтению, выяснить, достаточно ли развиты у них вовлекаемые в процессе чтения психические процессы.
Анализируя выше сказанное, можно утверждать, что навык чтения, формируется на основе развития психических процессов.
В своей работе по данной теме ставлю следующие цели:
Создание условий для формирования навыка чтения у учащихся с учётом их индивидуальных особенностей на основе развития психологических процессов
Активизировать потребность в чтении
Работа по формированию навыка чтения на основе развития познавательных процессов предполагает решение следующих задач:
Развить важные для чтения психические процессы
Развить мыслительные операции
Обогатить словарный запас детей
Основной формой обучения является урок, на котором формирование умений и навыков чтения осуществляется через взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся. На каждом уроке чтения, в зависимости от темы и содержания , учащиеся включаются в индивидуальную, парную, групповую и фронтальную формы работы, в ходе которой они организуют свою деятельность, учатся достигать поставленных целей.
В основу работы ставятся следующие принципы:
1) принцип природосообразности(развитие способностей учащихся, поддержка стремления ребёнка к обучению, осуществление помощи детям в учении и развитии);
2) принцип гуманизации, где учитываются интересы младших школьников к определённым видам занятий;
3) принцип обучения в зоне ближайшего развития каждого ребёнка.
Эти принципы служат ориентиром при выборе методов и содержания для реализации предлагаемой системы упражнений по формированию навыка чтения.
Содержание:
Разминка
Развиваем восприятие (его объём)
Развиваем антиципацию
Развиваем воображение
Тренируем внимание (распределение и переключение)
Развиваем мыслительные операции
Ожидаемые результаты:
Целенаправленное формирование психологических процессов, лежащих в основе умения читать окажется эффективным путём в овладении детьми навыком чтения .
У детей появится потребность в читательском самовыявлении, осознание возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга.
Подобранная мною система упражнений развивает важные для чтения психические процессы и мыслительные операции, обогащая словарный запас детей.
На первой неделе 1класса провожу диагностику развития ребёнка. На полученных результатах выстраиваю систему упражнений для индивидуального подхода.
Урок чтения всегда начинаю с разминки. Она ориентирована на проверку быстроты реакции, сообразительности, готовности памяти. Учитель читает вопросы, а дети должны на них быстро давать ответ.
Например : 1.Как называется второй месяц лета?
2.Что находится в начале книги?
3.Прошли четыре дня после воскресенья. Какой сегодня день?
4.Можно ли в решете воду унести?
5.Что мы слышим в конце урока? и т.п.
Система упражнений
1. Упражнение на увеличение поля зрения.
]) Работа по буквенным и числовым таблицам проводится следующим образом:
подготовительный этап — зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом ряду или алфавите (время выполнения -25 с);
исполнительный этап — последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные цифры указываются карандашом.
При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка».
«Напечатать» называемые учителем слова (это могут быть названия произведений, авторы,словарные слова на уроках русского языка; термины и т.д.).
Ученики указывают карандашом буквы слова по таблице.
Е | М | Т | А | 0 | И |
Ю | Г | Ш | Р | X | В |
Л | И | 3 | Э | Ё | У |
Ф | Б | Я | Ч | Д | Л |
К | Ц | С | Н | Щ | Ж |
2) По типу предыдущего упражнения используются слоговые таблицы и таблицы слов. Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений.
Лимон, панама. У Оли лимон. У Коли панама.
ЛИ | МА | ПА |
0 | КО | НА |
КА | У | МОИ |
2. Нравятся детям упражнения на тренировку восприятия, предложенные Ли Кларком. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом.
вол/мол мул вол волк столб болт вол тол вот
мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак гак
ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка
маска/манка марка каска пасха маска миска
Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.
| каркас карась карат каркать карниз карниз карст
катер кратер катет катет катион катод каток
3. Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации.
Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой.
Назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени.
4. Развитие антиципации текста.
1.) На доске написаны скороговорка или придуманные детьми четверостишие, загадка.
После предварительного прочтения учитель убирает окончания нескольких слов и просит восстановить текст. Убираются целые слова, восстановить текст предлагается по памяти.
2) Прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов.
Для этого задания выбираются тексты из известного детям произведения «Репка».
По., де., ре.. Вы., ре.. бо..-пре.. Ста., де,. ре., тя.. Тя..-потя.., вы., не мо..
3) Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.
Написать слова, у которых есть такие согласные:
к-н кино, океан, конь, окно...
с-л сила, соль, осел, село...
4) Дописать пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях.
Он сам во всем... Сделал дело...
Дверь была... Тише едешь...
5) Восстановить диалог.
- Ты уже читал эту книгу?
-Я тебе ее дам прочитать.
-Ты что, медленно читаешь?
Дети сами придумывают диалоги и предлагают одноклассникам их восстановить.
6. Развитие внимания.
Чтение — вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение.
Поэтому ученикам предлагаются задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.
1) Для расширения объема и распределения внимания используются корректурные пробы.
Подчеркнуть в ряду буквы:
м — а/мсаыумамауысуоносам и у о;
у — ы/мсаусыпамлеыиуыаод тжир
2) Для развития избирательного внимания используется методика Мюистерберга.
Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
кносликпрслонтдкволкмит
прщукатькарасьтпсомтдн
Найти общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?
3) Найти ошибки в тексте.
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.
7. Повышение скорости мышления в процессе чтения .
1)Прочитай текст:
В лесу на сосне ДИСИТ ТЕЛЯД. Хвостом упирается в ОСТЛВ ЕРЕАВД. Носом по стволу стучит, УОРК БИЛОТД, букашек ищет.
2) Выполни математические действия и прочитай слово
вер+лис+ту-ус+о-ил+лёт== ?
3) Прочитай слова. Найди лишнее слово, которое не подходит по смыслу
удб аносс реазбе палютьн
Предложенная система упражнений позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке. Она даёт хорошие результаты.
В классе 28человек (УМК «Школа России»)
1класс(на 1 сентября)
Техника чтения
Важно отметить отношение детей к уроку чтения.
На уроках они активны, с удовольствием выполняют предлагаемые задания, испытывают чувство радости от результатов своей деятельности.
У детей развиваются творческие способности. Они с удовольствием читают книги, посещают библиотеки. Проявляют инициативу в подготовке различных рефератов. Подходят к этому процессу творчески.
Литература
Винокуров Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта». – М.: изд-во «Импэто», 1995.
Егоров Т.Г.Очерки психологии обучения детей чтению М., 1983
ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981,
Ли Кларк. Техника быстрого чтения. Минск,1999г.
Михалков С.В. Учись читать // Начальная школа. 2003. №3. с.69.
Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность. М., 2008г.
Светловская Н.Н.Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005. №2
Светловская Н.Н. Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение.М., 1999.
Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь- справочник для библиотекарей. М.: Школьная библиотека. 2004.
Шадриков В.Д. Познавательные интересы и способности в обучении. М., 2001г.
Эдигей В.Б. Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения. УЦ «Перспектива».М.,1997г.
Якиманская И.С. Предмет и методы современной психологии. //вопросы психологии.2006.№5.с.140-146.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно- методическое пособие: -СПб.: МиМ, 1997г.