12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кострулина Елена Васильевна396
Россия, Кировская обл., Яранск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
2

Методическая разработка «Приемы формирования навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира в 4 классе»

Методическая разработка

«Приемы формирования навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школына уроках окружающего мира в 4 классе»

 

Кострулина Елена Васильевна

учитель начальных классов

МКОУ СШ с УИОП №2

им. А. Жаркова

г. Яранска Кировской области


 

Теоретические основы темы

 

Чтение – одно из истоков мышления и умственного развития.

В.А. Сухомлинский

ФГОС начального общего образования устанавливает требования к результатам обучения. Данные требования вызывают необходимости в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Одним из метапредметных результатов освоения ООП является смысловое чтение.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий (УУД):

- личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения;

- регулятивные УУД – принятие обучающимися учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, концентрация внимания, оперативная память, объем словаря; творческое воображение;

- коммуникативные УУД – адекватно передавать информацию, умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

определением основной и второстепенной информации;

формулированием главной идеи текста и проблемы.

В своей работе я сталкиваюсьсо следующими проблемами при формировании навыков смыслового чтения.

В последние годы снизился процент самостоятельного детского чтения и уровень читательской культуры родителей обучающихся.

В каждом классе имеются дети, испытывающие трудности при самостоятельной работе с различными текстами учебника. Они с трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст.

Из-за ошибок при чтении обучающиеся часто не понимают сути прочитанного.

С трудом извлекают необходимую информацию из предложенного текста, не могут выделить главное в прочитанном, затрудняются пересказывать содержание.

В Основной образовательной программе начального общего образования сказано, что в результате изучения всех без исключения учебных предметов выпускники начальной школы приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Текст является связующим звеном всех учебных предметов. Поэтому в Планируемых результатах начального общего образования в разделе «Чтение: работа с информацией» прописаны метапредметные результаты, которыми должны овладеть выпускники начальной школы.

Одно из условий успешного обучения и показателем личностного развития становится умение школьника самостоятельно работать с учебником, с дополнительной литературой. Читательские знания и навыки,составляя основу умения учиться, позволят обучающемуся активно включаться в процесс получения знаний и умений.

Работа с материалами учебников – один из видов речемыслительной деятельности младших школьников. Овладевая навыками смыслового чтения, дети учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах (текстах, таблицах, иллюстрациях, графиках и т.д.). В начале смысловое чтение выступает как предмет обучения, а затем становится средством и результатом обучения и развития обучающихся.

При формировании навыков смыслового чтения выделяют три этапа работы с текстом: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.

Рассмотрим методику

1 этап- работа с текстом до чтения.

Целю данного этапа является развитие антиципации. Обучающиеся учатся определять и формулировать речевую задачу для первичного прочтения текста, у них создается положительная мотивация, а также преодолеваются трудности, связанные с содержанием текста.

2 этап - работа с текстом во время чтения.

Целью работы на этом этапе становится достижение понимания текста на уровне содержания. 

На начальном этапе для лучшего понимания содержания текста целесообразно использовать задания направленные на поиск информации и письменной ее фиксации, учащимся предлагается заполнить разного рода таблицы, схемы, опоры.

Следует помнить, что на данном этапе должно действовать правило: нецелесообразно многократно читать один и тот же текст. Знакомое содержание текста теряет свой коммуникативный смысл. Повторное прочтение целесообразно использовать лишь в том случае, когда речь идет о поиске уточняющей илидополнительной информации.

3 этап - работа с текстом после чтения.

Цель третьего этапа - достижение понимания на уровне смысла(понимание основной мысли, как бы «чтение между строк»).На данном этапе происходит преобразование текста в другую форму, в результате которого образуется минитекст, реферат, аннотация, резюме, но воплощающий в себе основное содержание исходного текста.

Дидактический анализ раздела«Страницы Всемирной истории»

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» - представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Раздел «Страницы Всемирной истории» изучается в УМК "Школа России" в 4классе в количестве 5 часов.

Планируемые результаты освоения раздела «Страницы Всемирной истории» в рамках учебного предмета «Окружающий мир»

Предметные результаты

Обучающийся научится:

• приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

• соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

• читать историческую карту;

• перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

• с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

• описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

Обучающийся получит возможность научиться:

• отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от расы; верующих разных религий и атеистов;

• объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

• получат возможность иметь первичные представления о понятиях: эпохи Всемирной истории, Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время, расы, национальность, религии мира, атеизм

Данная тема изучается в 4 классе.

Основные понятия раздела «Страницы Всемирной истории»:первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время,великие географические открытия, Новейшее время.В ходе изучения раздела обучающиеся знакомятся с древними сооружениями, обзорно знакомятся схристианским храмом, мусульманской мечетью, замком феодала, домом крестьянина, узнают о достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф, получают представление о скорости перемен в XX веке.


 

3.Приемы формирования навыков смыслового чтения при изучении раздела «Страницы Всемирной истории»

Я предлагаю изучить и апробировать на практике следующие приемы работы с текстом на уроках окружающего мира. Считаю, что данные приемы можно использовать на любом предмете и в любой системе.

Урок 1.Тема «Начало истории человечества»

1 этап - работа с текстом до чтения.

Прием «Иллюстрация содержания».

Предлагаю учащимся рассмотретьсерию иллюстраций.


 

Учитель: Рассмотрите серию иллюстраций. Определите, к какому

этапу развития человечества относятся. Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

2 этап - работа с текстом во время чтения.

Прием «Выписка основных суждений»

Прочитайте текств учебнике и по ходу чтения дополните предложения.

Первобытная история длилась …

Первобытными называю ....

Они проживали .... , так как ...

Первобытные люди жили …

Первобытные люди научились ...

К искусству данной эпохи можно отнести ...

К занятиям первобытных людей относится ....

Изобретения первобытных людей, которые дошли до наших дней ...


 

3 этап - работа с текстом после чтения.

Прием «Кластер»

Заполните кластер и подготовьте краткий пересказ.

 

 

В результате данного приема образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание прочитанного сплошного текста. У обучающихся формируется умение определять основную и второстепенную информацию

 

Урок 2. Тема «Мир далекий и близкий»

1 этап - работа с текстом до чтения.

Прием «Ключевые слова к тексту»

Древний Египет – боги

Древняя Греция – Олимпийские игры

Древний Рим – Помпеи

Учитель: Прочитайте пары слов. Как вы думаете, что объединяет эти пары.

2 этап - работа с текстом во время чтения.

Прием «Пазл»

Учащиеся работают в группах

1 группа – Древний Египет

2 группа – Древняя Греция

3 группа – Древний Рим

Ответственный в группе получает в конверте разобранный пазл, на оборотной стороне на одной части указано государство, о котором обучающимся предстоит прочитать и записать важную информацию о данном государстве на пустых частях. Когда все части будут заполнены, учащиеся переверчивают пазл и на обороте видят иллюстрацию с видами древнего государства. Иллюстрация содержит прямое дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что описано в тексте. 

По окончании работы в группах, учащиеся представляют работу классу. зачитывают сведения о древнем государстве и описывают иллюстрацию.

Данный прием позволяет видеть в сплошном тексте ключевые слова, образы, формирует умение читать не сплошной текст.

Древний Египет


 

 


 


 

Древний

Рим

 


 


 

Древняя Греция

 

3 этап –работа с текстом после чтения.

Прием «Взаимные вопросы»

Для уточнения полученных сведений о древних государствах обучающиеся задают взаимные вопросы.

Это могут быть простые вопросы. Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию о том или ином государстве. Простые вопросы начинаются со слов «В каком древнем государстве … ?» или «Какое древнее государство…?»

Так же можно задавать уточняющие вопросы, которые начинаются со слов «Действительно ли …?», «Уточните, …» «Если я правильно понял, то…?»

Данный прием позволяет осуществить обратную связь относительно того, что ученик только что прочитал или услышал.

Урок 3. Тема «Средние века: время рыцарей и замков»

1 этап –работа с текстом до чтения.

Прием «Оценка текста»

Просмотрите текст параграфа, объясните его структуру.

Как называются части текста? Какая часть самая большая? С какими веками связана данная историческая эпоха? Какие слова выделены жирным шрифтом? Как, по-вашему, почему они выделены? В какой части узнаете о благородных воинах Средневековья?В какой части найдете ответ на вопрос «Как связано имя немца Иоганна Гутенберга с эпохой Средневековья?»

2 этап –работа с текстом во время чтения.

Прием «Чтение с комментированием»

Чтение текста по частям с комментариями. Статьи учебника разделены на смысловые части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям.

1 часть – Как называется данный период времени? Назовите современные государства, возникшие в этот период. Какие достопримечательности Средневековья можно увидеть в Италии и Чехии?

2 часть – Какая вера зародилась евреев? Почему так назвали?

Где появилось христианство? Кто был основателем? Чему учит данная вера? Какая вера названа в честь Будды? Где она возникла? К чему призывал Будда? Какая еще вера появилась в Средневековье? Кто был ее основателем? Как называют верующих в исламе?

Назовете здания для молитв в разных верах.

3 часть – Каким воином Средневековья восхищаются мальчишки до сих пор? Как называются здания, которых жили рыцари? Где их возводили и как укрепляли? Почему замки были не очень удобны для проживания? Чем занимались обитатели замка?

4 часть – Благодаря кому появилось книгопечатание? Что такое литеры? Как работал первый печатный станок? Какой год считается рождением книгопечатания?

3 этап –работа с текстом после чтения.

Прием «Интеллектуальная карта ответа» («Помоги себе сам»)

Я прочитал(а) в учебнике «Окружающий мир» на с. 15-20 статью по теме ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Из статьи я узнал(а), что Средние века продолжались с ___________________и до ___________________________ . В этот период возникли современные государства __________ , _____________ ,___________, ____________ и многие другие. Из города в город, из страны в страну пролегали ____________________ . Одним из главных изобретений были __________________ ________________ часы.

В Средние века появляются различные веры. У евреев родоначальником считается _________ и их вера называется _________________.

Христианство появилось ________________ . Его основателем был __________________________ . Он учил верующих _______________ и ____________________ . Христиане считают, что после _________________ жизни попадут в иной _________________________ мир.

В Древней Индии возник ________________ , названый в честь ______________. Он призывал не стремиться к ________________ и _______________ .

Пророк Мухаммад был основателем _________________ . Верующих в исламе называют ______________________ .

_______________ , _______________________ , ____________________ ,

(название веры) (название веры) (название веры)

____________________ и сегодня исповедуют люди во всем мире.

(название веры)

Благородный воин Средневековья – это ____________ . Они жилив прекрасных _____________. Замки говорили о ______________ и ____________ их владельцев. Владельцы замков возводили вокруг них надежную защиту: __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Любимым занятием рыцарей были ___________________ .

Годом рождения книгопечатания считается ______________. Немцу Иоганну Гутенбергу удалось открыть способ _______________ книги. Для набора букв он предложил ______________________ шрифт. Наборщик ________________ текст на особой доске, затем литеры _________________ типографской краской, а сверху ________________ лист влажной бумаги. Печатный станок был ________________.

Самые интересные факты о Средних веках – это _________________________________________________________________ .


 

Урок 4. Тема «Новое время: встреча Европы и Азии»

1 этап –работа с текстом до чтения

Прием «Предваряющие вопросы»

Данный прием можно назвать универсальным. Он работает на повышение интереса к учебному материалу. Используя просмотровое чтение, прошу учащихся ответьте на вопросы.

Хотите ли вы узнать, как называют историки период времени с 1500 до 1900 года?

Можете ли назвать известных художников, поэтов, писателей данного исторического периода.

Знаете ли, какая часть света была открыта в конце15 века?

Предположите, какими техническими достижениями 19 века мы пользуемся в современном мире?

2 этап – работа с текстом во время чтения.

Прием «Карта осмысления и запоминания событий»

Перед чтение рассматриваем карту, обращаем внимание на ключевые слова, портреты великих путешественников. Прошу прочитать текс учебника на с. 22-26. При чтении учащиеся постепенно заполняют данную карту. Работа ведется индивидуально.

Карта по теме «Новое время: встреча Европы и Америки»

Продолжительность периода с __________ до ________ года (с ________ до ___________ века)

Особенности данного периода

 

Великие путешественники Нового времени

Фамилия имя

Экспедиции. Открытия.

Христофор Колумб

 

Фернан Магеллан

 

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

 

Михаил Петрович

Лазарев

 

След в истории

художники

 

композиторы

 

писатели

 

изобретения

 

города

 


 

3 этап – работа с текстом после чтения.

Прием «Отношения между вопросами и ответами»

От остальных он отличается тем, что формирует навык поиска места нахождения ответа в сплошном тексте.

Рассмотрите схему «Где ответ?»


 

Ответы на вопросы, поставленные вначале урока содержатся в тексте.

Прочитав схему для поиска ответа на вопросы, обучающиеся соотносят вопрос и вписывают его номер в схему, а затем готовятся дать на них ответы. Так на первый вопрос дается точный ответ одним предложением. А для ответа на второй вопрос детям придется действовать по второму пути и соединить информацию из нескольких частей и сформулировать ответ.

Главная задача третьего этапа достигнута, происходит осмысление восприятия и понимания текста.

Урок 5. Тема «Новейшее время: история продолжается сегодня»

1 этап – работа с текстом до чтения

Прием «Ориентиры предвосхищения содержания»

Учитель: Новейшее время начинает свой отсчет с начала 20 века. Этот отрезок исторического времени самый короткий, по сравнению с другими. Выберите те словосочетания, которые относятся к Новейшему времени.

Открытие Америки

Покорение полюса

Освоение космоса

Изобретение книгопечатания

Мобильные телефоны

Первая мировая война

Рыцарские турниры

Автомобили, самолеты

Великая Отечественная война

Изобретение письменности

О каких значимых событиях и изобретениях пойдет речь на уроке?

2 этап – работа с текстом во время чтения

Прием «Чтение с пометками» («Инсерт»)

Во время самостоятельного чтения текста учащиеся ставят знаки:

V- это я знал

+ - новое для меня

- - я думал иначе

? - интересно, нужно разобраться

3 этап – работа с текстом после чтения

Прием «Бортовой журнал»

После маркировки текста учащиеся переносят пометки в специальную таблицу

знал

узнал

я думал иначе

нужно разобраться

       

На данном этапе идет предварительное подведение итогов: сопоставление частей бортового журнала, осмысление новой информации. При необходимости обучающиеся имеют возможность обратиться к тексту параграфа.


 

4. Результаты использования приемов смыслового чтения на уроках окружающего мира

К концу 4 класса у обучающихся будут сформированы читательские действия при работе с текстом, которые включает сформированность целого блока умений.

Поиск информации и понимание прочитанного:

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на структуру, выразительные средства текста;

использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

использовать формальные элементы текста для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Преобразование и интерпретация информации:

- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели дальнейшего использования;

составлять карты и таблицы к прочитанным текстам,

делать отзывы о прочитанном.

Оценка информации:

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

сопоставлять различные точки зрения

Таким образом, поэтапно реализуемая работа с текстами на уроках окружающего мира даёт положительные результаты. Обучающиеся учатся извлекать из большого объема нужную и полезную информацию, а также приобретаю социально – нравственный опыт и учатся размышлять, познавая окружающий мир.


 

Источники:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

2. «Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалѐвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 201 с.

4.Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, Ювента, М.: 2016

http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B 5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632538/

https://interactive-plus.ru/ru/article/119722/discussion_platform

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/10/20/smyslovoe-chtenie-metody-i-priemy-smyslovogo-chteniya

https://sites.google.com/site/ucitelamv/home/cto-takoe-smyslovoe-ctenie

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Акатова Ирина Анатольевна, 15.03.19 в 18:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо!! Интересный материал!!
Кострулина Елена Васильевна, 20.03.19 в 21:05 0Ответить Пожаловаться
Ирина Анатольевна, спасибо за отзыв.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.