Методическая разработка «Приёмы формирования функционального чтения младших школьников»
Приёмы формирования функционального чтения младших школьников.
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования и основного общего образования, функциональная грамотность обучающихся проявляется в способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. При этом на уровне начального общего образования данное понятие также включает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Читательская грамотность – это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Базовым навыком является читательская грамотность. Грамотное чтение подразумевает следующие требования к текстам:
- информационная насыщенность текстового материала;
- соответствие возрастным особенностям восприятия ученика;
- соответствие читательским и жизненным интересам учеников;
- возможность разработать задания, «готовящие к жизни», на основе данного текстового материала.
Работа с текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.
Тексты бывают:
- описание, повествование, рассуждение (сплошные)
- планы, графики, диаграммы, схемы, таблицы, карты (не сплошные)
Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие эффективные приёмы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер. Рассмотрим несколько приёмов.
А. «Параллельное чтение – обобщение в парах».
Рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, о чем будет данное стихотворение
Обсуди свою точку зрения с товарищем, ответьте на вопрос: какие из предложенных пословиц раскрывают основную мысль стихотворения.
Чему быть, того не миновать.
Зима не лето, пройдет и это.
Зима весну пугает, да все равно тает.
Весна - зажги снега, заиграй овражки.
Сколько проталинок - столько и жаворонков.
Б. «Узкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «широкие» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
Что обозначает это выражение? Беречь как зеницу ока.
Составьте предложение, с данным фразеологизмом.
В. «Читаем не сплошные тексты»
Соседка выращивает морковь, лук и свёклу. Каждый овощ она выращивала на отдельном участке в течение трёх лет и заносила в таблицу количество килограммов урожая, которое получает с каждого участка за год. Используя таблицу, ответь на вопросы.
Годы по порядку | Морковь | Лук | Свекла |
Первый год | 730 кг | 560 кг | 690 кг |
Второй год | 720 кг | 680 кг | 730 кг |
Третий год | 560 кг | 730 кг | 680 кг |
Урожайность какого овоща была наибольшей за третий год?
Г. “Создай понятие”
Суть приёма в том, что дети самостоятельно знакомятся с материалом. Осмысление прочитанного помогает в составлении обобщённой характеристики изучаемого явления по определенному плану.
О каком понятии идёт речь в тексте? Запиши свой ответ.
Это второстепенный член предложения, который обозначает признак, поясняет слова с предметным значением и отвечает на вопросы какой? чей?
Д. Умение самостоятельно оформлять план сплошного текста.
Установи последовательность между явлениями
____ Перелёт птиц в тёплые края.
____ Земля вращается вокруг Солнца.
____ Изменяется угол наклона солнечных лучей.
____ Изменение температуры.
Применение данных приёмов дает положительные результаты. Такие задания позволяют ребятам быть функционально грамотными, умело работать с разными текстами.
Функциональное чтение актуально в начальной школе. Оно научит не только внимательному, выразительному, осознанному чтению, но и позволит вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.
Надежда