Доклад «Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся с нарушением интеллекта»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Воткинская специальная (коррекционная) школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» города Воткинска Удмуртской Республики
Доклад на ГМО учителей начальных классов
на тему: «Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся с нарушением интеллекта».
Подготовила:
учитель начальных классов
Михалева Н.А.
2018 г.
Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность. (слайд 2)
В дефектологической литературе, посвящённой вопросам формирования чтения у данной категории детей, раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы (М.Ф. Гнездилов, А.К.Аксёнова, А.И.Граборов, Р.С.Левина, В.Г.Петрова, Н.К.Сорокина, Р.И.Лалаева и др.). Как показали исследования М. Ф. Гнездилова, Р. И. Лалаевой, Н. К. Сорокиной, Р. С. Колеватовой навыки чтения у умственно отсталых детей формируется медленно.
Чтение учащихся специальной (коррекционной) школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья овладение чтением протекает замедленно и характеризуется своеобразием и определёнными трудностями, большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.(слайд 3)
Выделяется четыре качества навыка чтения:
- правильность,
- беглость,
- сознательность,
- выразительность. (слайд 4)
- Правильность чтения – это чтение без искажений, то есть без ошибок, влияющих на смысл читаемого.
- Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.(слайд 5)
Выразительное чтение включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением. (слайд 6)
Особое значение на уроках чтения следует уделять осознанному чтению, то есть пониманию прочитанного.(слайд 7).
Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.
Упражнения для совершенствования способа чтения
Одним из эффективных приёмов работы являются ежедневные специальные упражнения («речевая зарядка», или «разминка»), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении текста. (слайд 8) Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна - две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда учащийся просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).
Очень интересные приёмы:
«жужжащее чтение»: Множество юных голосов, читая вполголоса, каждый со своей скоростью, сливаются в гулкий пчелиный рой.... (данный приём можно использовать в процессе «разминки»);
чтение «Спринт»: учащиеся на максимальной для них скорости, читают про себя текст, после прочтения отвечают на вопросы, сформированные перед чтением учителем. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Читают незнакомый текст. (слайд 9)
чтение со счётом слов: учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные вопросы к тексту.
чтение с простукиванием ритма: Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после чтения ответить на вопросы по содержанию.
чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки): текст читается про себя, одновременно при этом напевается знакомая песенка или декламируется наизусть стихотворение.
Антиципация - смысловая догадка. (слайд 10)
Возьмём например Приём «Смысловая догадка». Каждому учащемуся раздаются карточки со словами, Перочинный …
А также Слова для справок: сердце, нож, врач, день тьма, небо, мир, глаза,
орех, куртка. И учащиеся должны подобрать подходящее по смыслу слово.(слайд 11)
Подобный приём «Смысловая догадка», но по работе с пословицами. Учащимся на доске предлагаются демонстративный материал (начало пословиц « Без труда…»). Внизу даны словосочетания (вторая половина пословиц): И учащийся должны составить пословицу. (слайд 12)
Приём работы с текстом «Минутка чтения». Школьнику необходимо прочитать текст, озаглавить его, используя слова из справок.(слайд 13)
Виды работы над текстом на уроках:
- чтение цепочкой;
- чтение скороговорок;
- чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу;
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;
- регрессия – возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного;
- чтение по ролям;
- чтение, нахождение предложений, которые стали пословицами;
- нахождение предложения по данному началу или концу;
- чтение, нахождение отрывка, в котором содержится ответ на вопрос и др.
- чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу;
- нахождение предложения по данному началу или концу;
- чтение, нахождение отрывка, в котором содержится ответ на вопрос и др.
- Таблица Шульте (слайд 14)
Условия для развития беглости чтения и правильности чтения:
а) Учащиеся должны чаще и больше читать. Важно следить, чтобы в чтении принимали участие все дети. Слабых вызывать чаще, но читать они должны недолго;
б) Наблюдение учащихся за чтением своих товарищей;
в) Один и тот же текст должен перечитываться неоднократно во время урока. Чтобы перечитывание достигло положительных результатов, нужно сопровождать его сменой заданий;
г) Специально организовать работу по сочетанию разных приёмов чтения на одном и том же тексте.(слайд 15)
В заключении следует отметить, что для наилучшего результата, вся работа по формированию навыка чтения и коррекции должна вестись в комплексе. (слайд 16).Непрерывно вести работу с родителями по содействию учителю в формировании навыка чтения. А для детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья главное на уроках – похвала, пусть даже за самый малейший успех. Умение учителя выслушать ребенка, направить его мысль на правильный путь, ласковое слово стимулируют процесс обучения, у ребенка пропадает неуверенность в себе.