Формирование навыков чтения в 1-2 классов

0
0
Материал опубликован 27 October

Формирование навыков чтения в 1-2 классах.


Формирование навыков чтения – сложный процесс, и на каждом его этапе перед учителем и учащимся стоят большие задачи. Одна из них – научить учащихся слушать слово, художественное произведение на слух. Перед учениками ставится задача представить себе читаемое в красках, звуках, формах. Дети смогут представить себе героев, ситуацию, обстановку, привыкнут и научаться воображать, у них разовьется стремление оценивать свои переживания, а также поступки героев.

Вторая не менее важная задача – это усвоение понятие «читать» в узком и широком его смысле и формирование навыков учебной деятельности.

Наблюдения и последующая многолетняя работа с учителями 1 классов показывают, что трудности в классах, где учитель при анализе слова используют фишки и учит произношению слова с интонационным подчеркиванием каждого звука.

Здесь важно умение учителя поставить перед детьми задачи так, чтобы привлечь внимание всех:

- Дети, гласные и согласные звуки хотят занять свои места в цирке. Я вам скажу слово первый раз, вы поймайте первый звук и посадите его на свое место. Давайте произнесем слово второй раз и голосом выделим второй звук, поймаем его и тоже посадим на место.

Дети хором произносят это слово, затем звук, обозначают его фишкой и т.д. Слово прочитывается. Учитель обобщает: «Чтобы прочитать слово, надо смотреть на буквы (фишки) и называть последовательно звуки»

Усвоению ускорения действия чтения способствует стремление видеть слог, ориентируясь на гласную букву. Многие учителя, чтобы ученик овладел алгоритмом чтения, печатали текст на доске, и ученики тем самым становились соучастниками обучения. «Прочитайте плавно, по слогам, за моей указкой» или «Поставьте пальчик под первое слово. Смотрите на буквы первого слога, читайте вместе со мной плавно, по слогам».

Практика показывает, что чтение за ведущим облегчает процесс овладения плавным слоговым чтением, быстрее развивает поле зрения. Наконец, дети скорее и легче переходят к слитному чтению. Этот вид работы целесообразно практиковать на этапе закрепления, повторного перечитывания или при чтении слогов.

В практике организации процесса чтения в 1 классе лучше всего получается чтение «птичьем базаром», когда все учащиеся читают тихим голосом.

На уроке мы организуем чтение цепочкой. Но чтобы организовать такое чтение, детям надо следить за чтением, а что это такое и как это сделать они не знают.

При такой организации чтения получается, что учащиеся читают на уроке 20-30 минут (по нашим замерам каждый ученик читает 3-4 минуты), и то, если на уроке были использованы приемы хорового или индивидуального чтения.

Перед нами стала задача, как научить детей следить за чтением. Как только дети научились читать слова по слогам, перед нами была поставлена первая задача – научиться следовать за медленным чтением учителя глазами и пальцем по строке. Здесь же осуществляется контроль за темпом слежения пальцем за ведущим. Затем была поставлена вторая задача – сформировать и закрепить навык фиксации глаз на слове, а в дальнейшем на строке с одновременным проговариванием шепотом или вслух.

И третья задача – сформировать навык беглой артикуляции. Это чтение одновременно с учителем в нужном для 1 и 2 классов темпе с преимущественной опорой на звучащий текст. Использовались разнообразные приемы: поочередное чтение учащихся одновременно с учителем, чтение с опорой на печатной текст, когда голос учителя звучит тихо или выключается; учащиеся читают в этом же темпе, потом включается звук, и дети контролируют свой темп.

Учащиеся могут вполголоса читать вместе с учителем одновременно, обращая внимание на интонационную выразительность, паузы, логические ударения.

Повышению результативности обучения способствует создание на уроке таких ситуаций, когда ученик оказывается в педагогической позиции: это взаимный контроль школьников, обучение литературных персонажей, помощь учителю, который очень часто на уроке совершает «ошибки», выступают в роли литературного героя, в роли слова, буквы и т.д.

Большое значение придаю психологическому настрою учащихся:

- Посмотрите на текст, настройтесь. Скажите себе: «Я должен прочитать красиво. Я буду читать правильно». Надо преодолевать желание читать, неуверенность в своих возможностях.

А затем:

- Найдите нужные слова и выражения для ответа на вопрос. Выскажете свое суждение. Какова главная цель в этом отрывке и какие слова использовал автор?

Такие обобщенные вопросы дети слышали не раз и знают, что необходимо вчитываться в текст, представить себе картину и высказать свое мнение.

- Что вы чувствовали, когда читали?

- Найдите, как об этом говориться в тексте. Что вы хотите своим чтением?

Формирование действий контроля за чтением проводилось сюжетных рассказах, прозаических художественных описаниях, на народных сказках, пословицах, народных песнях, потешках.

Технику чтения во 2 классе проверяю вместе с библиотекарем один раз в месяц. В течении года каждый ученик был библиотекарем.

Насущной задачей сегодняшнего дня становиться формирование культуры чтения. Это – обеспечение гигиенических условий чтения: место книги на парте, темп включения в работу, контроль за зрением, движение глаз и утомляемостью.

Большое значение уделяю работе с родителями по развитию у детей интереса к книге. Считаю, что проблему приобщения детей к книге нельзя решить одному учителю без опоры на семью.

Вызвать интерес у сельских детей к школе, знаниям, учебному труду помогло использование музыки, устного народного творчества, чтение небольших сказок. Все дети научились читать





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.