Дидактический материал для развития навыков чтения «10 карточек для чтения» для 1-2 классов
Пояснительная записка
Данный материал представляет собой карточки-задания с небольшими по объему литературными текстами для детей младшего школьного возраста. Слабоуспевающие по чтению обучающиеся 1-2 классов очень пугаются больших текстов. Такие короткие рассказы помогут улучшить технику чтения и осмыслить прочитанное.
Цель – совершенствование навыков чтения у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Организация работы обучающихся в парах;
Включение каждого учащегося в активную работу на уроках чтения;
Улучшение техники чтения.
Рекомендации по работе с дидактическим материалом:
Каждый ученик получает карточку с текстом. Остальные карточки из набора лежат на столе учителя, ученик может поменять текст или взять дополнительный.
Предварительно учитель должен организовать показ работы с карточками в первой паре. Правила работы в парах:
читать и говорить вполголоса;
двигаться по классу в поисках нового партнера без лишнего шума.
Можно предложить на одном уроке переходить в новую пару в поисках нового партнера ученикам, занимающим учебные места первого варианта, на другом уроке – наоборот.
Работа обучающихся строится по следующему алгоритму.
В первой паре:
Каждый ученик самостоятельно, очень внимательно читает текст своей карточки.
Учащийся договаривается с партнером, по какой карточке начинается совместная работа. Карточка с текстом первого партнера кладется на середину стола так, чтобы текст был одинаково хорошо виден обоим участникам пары.
«Хозяин» карточки читает текст вполголоса своему партнеру. Партнер внимательно слушает, следит по тексту.
Затем текст этой же карточки читает второй партнер. Теперь «хозяин» текста внимательно слушает его чтение, поправляет, если допущена ошибка. Совместная работа по первой карточке закончена.
На середину стола кладется карточка с текстом второго партнера. Проводится такая же работа в паре, как с первой карточкой.
Участники обмениваются карточками с текстами и с новым текстом (текстом своего партнера) переходят в новую пару.
Во второй паре работа строится так же, как в первой. Она также заканчивается обменом карточек и переходом в новую пару.
Таким образом, происходит коллективное чтение. Ученик в первой паре сначала слушает текст, затем читает его под контролем «хозяина» текста, забирает карточку и меняет роль ученика на роль учителя, поскольку в новой паре он показывает, как нужно читать текст, слушает и проверяет чтение нового ученика-партнера. У обучающихся появляется возможность познакомиться с содержанием других литературных текстов и проработать как можно больше карточек.
В конце занятия учитель подводит итоги:
Кто читал немного, но хорошо?
С кем было интересно работать?
Кто прочитал больше всех текстов?
Кто с кем работал?
Какой рассказ запомнился лучше, понравился и чем понравился?
Через одну-две недели организованной таким образом деятельности обучающихся ученики в паре могут начинать чтение текста без предварительного самостоятельного чтения.
Карточки можно использовать на минутках чтения, как дополнительный материал для индивидуальных занятий.
Галина Владимировна
Федорова Людмила Ивановна
Сафонова Елена Валерьевна