Статья на тему «Формирование навыков смыслового чтения»
Формирование навыков смыслового чтения
Читается трояким образом:
первое – читать и не понимать,
второе – читать и понимать,
третье – читать и понимать даже то, что не написано.
Я. Б. Княжнин
В современном мире наряду с развитием различных технологий увеличивается и количество текстовой информации, предъявляются новые требования к её анализу, систематизации и скорости обработки, высоко ценится умение работать с различными источниками информации. Поэтому проблема обучения смысловому чтению является актуальной, и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечивают младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания и в дальнейшем создают основу для самообучения и самообразования.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.
Формирование навыка смыслового чтения – сложный и длительный процесс, поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент любого навыка.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Зная и понимая это, учитель должен создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
Работа с любым текстом предполагает три этапа:
I этап - до чтения текста
II этап - во время чтения текста
III этап - после чтения текста.
Для работы с текстом на каждом из этапов учитель выбирает стратегии.
Стратегией чтения называется организация программы и процесса чтения. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:
- различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
- распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема, ее составляющие;
- собственно понимание – процесс рефлексивного восприятия информации.
Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения цели – полноценного освоения содержания текста. Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких как анализ и синтез получаемой информации, оценка собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему. Общая стратегия чтения включает в себя три основных составляющих: предтекстовую, текстовую, послетекстовую.
Стратегии предтекстовой деятельности
Предтекстовый компонент предполагает: определение цели и задач чтения; ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте; актуализация предшествующих знаний; диагностика текста и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий; побуждение к чтению.
Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст, тем выше результат.
С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:
«Мозговой штурм»
Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
- Сегодня на уроке мы будем ……………… и обсуждать…. .……………....
Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
(Учитель записывает все называемые ассоциации).
- Теперь прочитаем текст и сравним то, что мы узнали из текста с тем, какие ассоциации у вас возникли при знакомстве с темой.
«Рассечение вопроса»
Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
- Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
«Глоссарий»
Целью стратегии является актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
- Мы будем читать текст о «…». Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.
Или до чтения текста предложить учащимся перечень ключевых понятий темы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста сопоставить собственную версию с полученной информацией.
«Верите ли вы что…»
Цель стратегии - вызвать интерес к тексту или теме урока, вызвать положительную мотивацию.
Учитель формулирует утверждение, начиная словами «Верите ли вы, что…». Предположения проверяются после прочтения текста.
«Соревнуемся с писателем»
Цель – мотивировать учащихся на прочтение книги.
- Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации.
Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
Стратегии текстовой деятельности
Цель текстовой, исполнительной составляющей состоит в освоении механизмов чтения: выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого этапа, этапа текстовой деятельности является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.
Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить. Чем труднее материал, с которым работает читатель, тем большая помощь учителя ему необходима. Поэтому наиболее эффективными будут стратегии, связанные с ведением записей в самой различной форме, с руководствами по чтению.
«Чтение в кружок»
Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».
«Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
- Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.
«Восстановление / заполнение пропусков»
Цель стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Алгоритм реализации стратегии: Учащимся выдается текст, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам — фразу, по нескольким фразам — смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов.
«Чтение в парах – обобщение в парах».
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
«Чтение про себя с пометками»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
«! » - Знакомая информация
«+» - Новая информация
« - » - Я думал иначе
«?» - Это меня удивило, хочу узнать больше.
Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
Стратегии послетекстовой деятельности
Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Это создание собственного нового смысла, то есть присвоение новых добытых знаний, как собственных в результате размышления.
Стратегия «Тайм – аут»
Цель: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
-Прочитайте самостоятельно про себя 1-й абзац. Дальше работайте в парах.
-Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
- Проделайте ту же работу со всеми абзацами. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.
«Отношение между вопросом и ответом. Где ответ?»
Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста, и читатель ищет его в своих знаниях.
«Синквейн»
Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
«Словесное рисование картин»
Цель: развитие выразительного чтения, глубокого анализа произведения, выявление главной мысли, идеи произведения.
«Следуйте за персонажем книги»
Цель: сформировать у учащихся умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса.
«Аннотация»
Цель: сформировать умение выделения важного, обобщение, констатация значимости. Учащимся предлагается написание аннотации к книге, тексту.
«Верные и неверные утверждения»
Цель стратегии – диагностика качества понимания прочитанного текста учащимися и активизация мыслительной деятельности.
Данный приём дает возможность быстро определить уровень понимания полученной информации и включить детей в мыслительную деятельность. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
«Толстые» и «тонкие» вопросы»
Целью данной стратегии является формирование у учащихся умения формулировать вопросы и соотносить понятия.
Учащимся предлагается составить вопросы по теме, по тексту и т.д. «Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – это вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов:
«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
Объясните почему….? Кто…? Что……?
Почему вы думаете….? Мог ли…? Может…?
Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…?
В чём различие…? Согласны ли вы…?
Почему вы считаете….? Верно ли…?
«Кубик Блума»
Цель стратегии - обучение пониманию текста.
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к тексту по той грани, на которую выпадет кубик. Так, вопрос, начинающийся со слова «Назови...» нацелен на уровень репродукции, т.е. на простое воспроизведение знаний. Вопросы, начинающиеся со слов «Почему...» соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением. Отвечая на вопрос «Объясни...» ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры. Задания «Предложи...», «Придумай...», «Поделись...» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным. Возможны два режима использования данного приёма: 1- учитель задаёт соответствующие вопросы по тексту, ученики отвечают, 2- ученики формулируют вопросы и отвечают на них.
Все представленные стратегии обучения чтению формируют смысловое чтение у учащихся и формируют систему универсальных учебных умений, которые и являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного, развивающего обучения.
Данный подход учит анализировать, фокусировать, выбирать, отбирать, организовывать, интегрировать читаемый материал и тем самым формирует и воспитывает независимо мыслящего чтеца и читателя.
Задача учителя — шаг за шагом собрать все стратегии и научить учащихся учиться.
Проверка уровня сформированности умений по работе с текстами постепенно завоёвывает ведущую роль в рамках диагностики метапредметных умений.
Для диагностики читательских умений предлагаются информационные блоки и задания к ним. Задания по работе с текстами ориентированы на проверку трёх групп умений:
-общая ориентация в тексте;
-глубокое понимание текста;
-применение информации из текста в учебно-практических задачах.
Тексты по диагностике читательских умений
1. Общая ориентация в тексте
Расцвет шиповника.
Шиповник, наверное, с весны ещё пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло осинке справлять свои именины, вся она вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчёлы и осы, басят шмели, все летят поздравлять и на именинах росы попить и мёду домой захватить.
1. О каких растениях рассказывает писатель? Подчеркни одной чертой их названия.
2.О каких насекомых идёт речь в тексте? Подчеркни их названия двумя чертами.
3.В каком важном событии принимают участие и те и другие? Закрась нужное слово жёлтым цветом.
4.Разгадай секрет: какой подарок сделал осинке шиповник? Подчеркни слова, которые об этом говорят, волнистой линией.
5.Закрась голубым цветом все слова и выражения, которые рассказывают о растениях и насекомых как людях.
2. Оценить достоверность информации
Прочитай информацию о куропатке в «Энциклопедии» и текст, который приведён ниже и выполни задания.
«Куропатки зимой белые, под цвет снега, летом меняют белые одежды на пёстренькие, под цвет мхов и лишайников. Живут на земле, умеют быстро бегать и хорошо прятаться. Куропатки взлетают над землёй только в случае крайней опасности. Летом питаются разными растениями. Зимой наступают сложные времена: чтобы выжить, надо отыскать почки, ветки кустарников и кустарничков».
1. Куропатки зимой белые, летом меняют белые одежды на пёстренькие.
2. Живут и кормятся куропатки в основном на земле, взлетают только в крайнем случае.
3. Летом куропатки питаются в основном насекомыми, зимой почками и ветками кустарников.
4. Гнездо куропатки устраивают в конце апреля начале мая, а в середине июня у них уже появляются птенцы.
Задание 1. Какая ошибка в описании признаков куропатки допущена в этом тексте? Запиши номер предложения, в котором содержится неверная информация о куропатке.
Задание 2. Какие сведения о куропатке, приведённые в тексте, ты не смог проверить при помощи «Энциклопедии».
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет школьнику извлекать из большого объёма информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Список литературы
1.Когда книга учит. Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко. – М.: Педагогика, 1991г.
2.Чиндилова О.В. Обучение вдумчивому чтению. Начальная школа плюс-минус, 2001г.
3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Как помочь детям с трудностями в обучении. Начальная школа, 2011г.
4. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.
5. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.
9