Формирование навыков двухголосного пения в детском хоровом коллективе.(Методические рекомендации для педагогов по вокалу)
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»
Формирование навыков двухголосного пения
в детском хоровом коллективе
(методические рекомендации для педагогов по вокалу)
Исполнила:
педагог
дополнительного образования
Дзуцева Эльза Борисовна
Владикавказ, 2020г
Формирование навыков двухголосного пения
в детском хоровом коллективе.
Формирование вокальных навыков – сложный и длительный процесс, в котором активное участие принимают как внешние факторы (обучение), так и внутренние (музыкальное развитие). От их взаимодействия зависит и темп, и характер образования навыков. Через обучение, являющееся целенаправленным и организованным процессом, происходит воздействие на музыкальное развитие, которое в свою очередь, стимулирует успешность освоения музыкального материала.
Многоголосие в самых различных формах его проявления – от элементарного двухголосного пения до смешанного, - звучит для школьников с первого класса, и поэтому большое значение имеет правильная организация его восприятия.
Художественное восприятие представляет собой чувственную информацию, определённое переживание, первоначальное эмоциональное познание. Многоголосная музыка, как гомофоническая, так и полифоническая, обладает доступными для восприятия младшего школьника средствами музыкальной выразительности. При этом необходимо иметь в виду, что в современной музыке «чистые» виды многоголосия встречаются не часто: обычно разные типы фактуры тесно между собой переплетаются, поэтому все доступные восприятию детей элементы многоголосной музыки должны активно использоваться в педагогическом процессе.
Для того чтобы знать, как голосоведение может влиять на музыкальное развитие детей в начальный период их обучения, целесообразно опереться на физиологические закономерности. С физиологической токи зрения, любой процесс воспитания и обучения рассмотрен как направленное развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Следовательно, и в решении проблемы обучения двухголосному пению, немалую роль играет учет физиологических данных о развитии отделов высшей нервной деятельности, которые связаны с пением и слушанием музыки. Физиология говорит о том, что ребенок активно реагирует на раздражители, которые играли большую роль в его предшествующей жизни.
При обучении двухголосному пению это будет выражено в предварительной подготовке музыкального слуха к восприятию музыки как многосоставного раздражителя, состоящего из одновременно звучащих элементов.
Физиологами установлено, что при образовании условного рефлекса на одновременные или последовательные раздражители получается сложная комбинация, при которой компоненты комплекса вызывают разную степень раздражения и влияют друг на друга. Сильный резко подавляет слабый, а слабый, хотя и оказывает влияние на сильный, но в значительно меньшей степени. В связи с этим, сильный раздражитель воспринимается активно, произвольно, а слабый – пассивно, непроизвольно. В многоголосной музыке сильным компонентом является мелодия, слабым – сопровождающие голоса. Итак, может ли помочь какая-либо определенная последовательность использования различных видов многоголосия преодолеть инерцию восприятия? Двухголосная песня является комплексом с близкорасположенными раздражителями (мелодии близки друг другу по интонации, регистру, ритму, их звучание близко по тембру). Следовательно, она не может быть исходным материалом для обучения. Для начала необходима музыка, представляющая комплекс далеко друг от друга расположенных раздражителей, контрастных по мелодии, ритму и другим средствам музыкальной выразительности. Этой задаче может соответствовать инструментальная музыка и песни, исполняемые в сопровождении инструмента, многоголосные ритмические упражнения.
Таким образом, подготовка к обучению двухголосному пению должна начинаться с работы над одноголосной песней, а также при слушании музыки. На этом вопросе остановлюсь подробнее.
В многоголосной музыке слабым раздражителем является сопровождение, так как оно не столь выразительно, как мелодия, и расположено большей частью в регистрах, менее доступных восприятию ребенка. Для того, чтобы усилить его воздействие, надо чаще давать детям петь и слушать музыку, в которой месторасположение мелодии и аккомпанемента не были бы однообразным, повторяющимися. Это будет создавать условия для активной работы музыкального слуха и для выработки навыка распределенного внимания между всеми звучащими компонентами.
На начальном этапе восприятия многоголосной музыки важно создать условия для совершенствования слухового внимания. Внимание выражается в направленности и сосредоточенности психической деятельности, без которой невозможно решение ни одной педагогической проблемы. При обучении детей одноголосному пению вырабатывается умение быть внимательным к исполнению мелодии. При двухголосном пении этого недостаточно, необходимо распределить внимание на две звучащие одновременно мелодии. Облегчает распределить внимание совмещение таких видов деятельности, один из которых доведен до степени навыка. Например, пение хорошо выученной мелодии с развитым аккомпанементом, исполнение двухголосных песен дуэтом с руководителем, поющим верхний голос.
Итак, процесс обучения двухголосному пению сложный и требует последовательного формирования определенных навыков. Навыком принято считать автоматизированное в результате учебы целенаправленное действие, следовательно, формирование навыков представляет собой процесс создания многоэтапной структуры начального обучения. На стадии музыкального воспитания младших школьников главной задачей хоровых занятий является развитие и укрепление интереса и любви детей к музыке. В связи с этим большое значение придается музыкально-слуховым представлениям о музыке и её исполнителях, воспитанию умений быстро осваивать музыкальное произведение, о средствах художественной выразительности, о правилах пения. С возрастом и приобретением творческого опыта эти знания и умения углубляются, расширяются.
Обучение двухголосному пению детей младшего школьного возраста можно условно поделить на отдельные этапы.
Подготовительный этап.
Он состоит в ознакомлении с двухголосием, накоплении слухового опыта. Выражается это в анализе детьми прослушиваемых произведений, особое внимание уделяется анализу песен одноголосных и музыкальному соотношению в них мелодии и аккомпанемента. Знакомство со звучанием двухголосных хоров начинается сразу же на первых уроках 1 четверти, т.к. в хоровой коллектив вливаются ученики первого класса. Занятия такого рода я провожу в первый месяц обучения (1 четверть): параллельно с вокальной работой у меня запланированы беседы для смены вида деятельности малышей, так как внимание их рассеяно, детям нужно отдохнуть от пения.
Темы таких бесед:
«Мелодия и аккомпанемент» - учащиеся определяют выразительные возможности мелодии и аккомпанемента в тех хоровых произведениях, которые изучаются на данном занятии. Такая работа помогают научить детей слышать не только мелодию, но и сопровождающие ее партии.
«Хор и его составы. Хоровые партии» - показ хоровой музыки, выяснение вопросов, связанных с составом хора и влиянием его на образную характеристику развивает мыслительную деятельность и эмоциональность детей. Также в этот период наряду со слушанием музыки большую роль играет и вокально-хоровая работа – в первую очередь это выстраивание унисона, планомерное формирование всех певческих навыков одноголосного пения. И по мере укрепления унисона в одноголосный репертуар вводятся песни со сложным аккомпанементом, в котором мелодия почти или даже совсем не дублируется. Исполнение песен с не дублирующим аккомпанементом усиливает внимание детей к слабому раздражителю, ведет их от простого к сложному.
Примеры музыкального материала:
«Зимний вечер» муз. Ройтерштейна
Сюита «Песенки-картинки» муз. Г.Струве
«Тутушки» русская народная песня
Вокальная партия в каждом куплете остается неизменной, а сопровождение меняется, создавая трудности для исполнения.
Этапы работы:
1.Изучение вокальной партии без сопровождения;
2.Исполнение с облегченным сопровождением;
3.При уверенном исполнении мелодии аккомпанемент дается полностью.
1 этап – усложнение – двухголосное пение дуэтом с руководителем хора.
Сначала используются песни, в которых оба голоса примерно равны по выразительным возможностям, а затем предлагаются произведения, в которых мелодия второго голоса имеет подчиненное значение, что делает партию учителя более яркой, и пение ребят, таким образом, оказывается в усложненных условиях.
2 этап – освоение элементарных двухголосных интонаций.
На этом этапе исполняются двухголосные упражнения, попевки песенного типа. Вначале я использовала попевки с остинато в нижнем голосе, здесь выстраиваются терции и квинты. Мелодия нижнего голоса состоит из скачков по главным ступеням лада I-V-I. Закрепляя эти упражнения, в нашем репертуаре используется песня «Солнце испугалось» - помогает закреплению интонировании квинты на V ступени.
3 этап - освоение различных типов голосоведения.
Навыки, приобретённые во время работы над упражнениями, закрепляются в песнях, разнообразных по характеру, простых по средствам выразительности и способных заинтересовать детей.
1 тип голосоведения – интонационно стабильные гармонические интервалы.
2 тип – соединение интонационно стабильных с нестабильными интервалами. Работа над сплошным двухголосием.
3 тип – терцовые цепочки в три интервала.
4 тип – соединение стабильных и нестабильных интервалов в условиях вариантного развития голоса
Певческие упражнения, в том числе и двухголосные, служат осуществлению координации в работе слухового и голосового аппарата, способствуют активизации процессов восприятия и выработки музыкальных представлений. Упражнения песенного типа вызывают у детей эмоциональные переживания, служат стимулом освоения двухголосного пения.
Большую роль играет подбор репертуара, при этом нужно учитывать певческие возможности учащихся, чтобы музыкальный материал создавал естественные условия для формирования навыков.