Методические рекомендации по формированию прочных навыков табличного умножения и деления
Методические рекомендации по формированию прочных навыков табличного умножения и деления
Глубокое усвоение табличных случаев умножения и деления играет большую роль при формировании у учащихся фактически всех вычислительных приемов, способствует достижению качественно нового уровня умственного развития. Именно поэтому нужно уделять особое внимание вопросу формирования у учащихся навыков табличного умножения и деления, и постоянному поиску наиболее продуктивных методов и приемов обучения математике, которые будут способствовать не только формирование прочных знаний, предусмотренных современными образовательными программами, но и развитию самостоятельного мышления у учащихся начальных классов.
Случаи табличного умножения и соответствующие им случаи деления должны быть усвоены учащимися на уровне навыков. Основным средством прочного формирования данных навыков является выполнение учащимися тренировочных упражнений. Следует отметить, если упражнения будут однотипными, повторяющимися, то они могут вызвать у учащимися потерю интереса к знакомству с данной темой. Поэтому важно следить, чтобы упражнения предлагались в вариативной форме с широким использованием всевозможных элементов занимательности.
Стимулированию познавательной активности у детей при знакомстве с таблицей умножения и деления способствует умелое включение в образовательный процесс игровых ситуаций и других занимательных интересов, соответствующих психолого-возрастным особенностям младших школьников.
Так, например, стихотворение С.Я. Маршака «Дважды два» может помочь учащимся в игровой форме сделать первые шаги в знакомстве с таблицей умножения и деления:
Таблица Умножения
Достойна Уважения.
Она всегда во всем права:
Что б ни случилось в мире –
И все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
Строки стихотворения помогут учащимся осознать, что таблица умножения всегда верна и точна, независимо от каких-либо событий и изменений, и именно поэтому она достойна уважения и ее обязательно нужно учить и уметь правильно применять. [5]
Формированию навыков табличного умножения и деления, несомненно, будет способствовать умение педагога организовывать внимание учащихся в начале урока. Этому могут способствовать различные дидактические игры, например:
«Пересадки».
Эта игра проводится для того, чтобы дети лучше усвоили названия компонентов действий. Учитель задает вопросы вида: «Как называются числа при умножении? Как называются числа при сложении?» Ученик, ответивший правильно на вопрос, пересаживается на отдельный стул, ученик, ответивший правильно на второй вопрос, занимает место первого ученика и т. д., в конце игры подводится итог.
«Переклички».
На доске заранее записываются числовые выражения, при этом они могут располагаться горизонтально, вертикально, наклонно или в перевернутом виде:
8 × 3, 54 : 9, 42 : 6, 0 × 6, 72 : 8, 1 × 8, 6 × 6, 64 : 8, 9 × 4, 48 : 8, 6 × 3, 63 : 9, 7 × 4, 6 × 4, 27 : 3, 6 × 2, 5 × 9.
Первая команда называет одно выражение, а вторая – откликается с таким же результатом. Первая команда оценивает, правильное ли выражение подобрала вторая. Затем перекличку начинает вторая команда и т. д. Желательно, чтобы одно выражение осталось без пары. Количество выражений может изменяться по усмотрению учителя: оно зависит от времени или уровня подготовки класса. [3]
Кроме того, обычные по форме задания могут быть ориентированы на активизацию у учащихся познавательной деятельности, если они будут сопровождаться необычной формулировкой инструкции, направленной на развитие у детей логического мышления и поиск ими творческого подхода к решению, например:
Запишите ответы таблицы умножения на 6 в порядке убывания (возрастания).
Запишите примеры на деление с ответом 8. Кто запишет большее количество примеров за минуту?
Некоторым учащимся достаточно трудно дается таблица умножения на 9. Между тем в распоряжении каждого ребенка всегда есть «машинка» для осуществления умножения на 9 – это десять пальцев:
Учитель: Положите обе ладони на стол и запомните номера Ваших пальчиков. Сейчас они превратятся в «счетные машинки». Проверим?
Учитель: Чтобы умножить число на 9, Вам достаточно найти пальчик с таким же номером и посчитать, сколько пальцев слева и справа от него. Число пальцев слева показывает первую цифру произведения (десятки), а число пальцев справа – вторую цифру (единицы).
Предлагаю 2 × 9 = 18.
Учитель: Сколько пальчиков слева от второго? Один это? (Десятки).
Теперь найдем единицы.
Учитель: Сосчитайте пальчики справа. (Восемь).
Учитель: Получили число…(18).
Учитель: Можно эту таблицу умножения выучить и по-другому: умножать число на 10 и вычитать первый множитель.
Подобная работа может проводиться для более прочного усвоения всех случаев умножения в таблице.
Проведение физкультминуток на уроках математики также может способствовать лучшему усвоению табличных случаев умножения и деления:
«Ролевая игра».
Ученики первого ряда представляют первые множитель, второго ряда – вторые множители, третьего ряда – произведения. Первый ученик из первого ряда встает и говорит: «Первый множитель 5». Первый ученик из второго ряда встает и говорит: «Второй множитель 4». Первый ученик из третьего ряда встает и говорит: «Произведение 20».Затем встают вторые ученики каждого ряда и продолжают игру. [10]
Чтобы сделать усвоение таблицы умножения и деления более успешным учитель может применять различные приемы проверки (контроля) знаний. Эффективными в данном случае будут, например:
различные формы математических диктантов. Например, учитель диктует учащимся задание, а они про себя рассуждают, вычисляют и записывают только ответ. По средствам математического диктанта учитель обучает детей самостоятельной деятельности под своим систематическим контролем. Диктанты могут проводиться в разной форме, но главное для учителя – владеть «рычагами», приводящими в движение внутренние силы, заложенные в каждом ребенке. [2]
карточки для парной работы (на одной стороне карточки записаны 12 примеров. На оборотной стороне – ответы. Около каждого примера сделано круглое отверстие. Первый ученик смотрит на пример, называет ответ и вставляет карандаш в отверстие. Второй проверяет, правильно ли назван ответ и т. д. Затем ученики меняются ролями).
карточки для самостоятельной работы (с одной стороны написан пример, а с другой – ответ. Ученик смотрит на пример, называет ответ, переворачивает карточку и проверяет себя). Могут использоваться и другие формы работы. [6]
Следует отметить, что урок будет носить урок интересный и результативный характер в том случае, если он будет отличаться разнообразием учебных ситуаций, которые направлены на активацию познавательной деятельности учащихся.
Подводя итог, мы можем сделать вывод, что для формирования у учащихся навыков табличного умножения и деления необходимо при организации работы на уроке предлагать учащимся различные виды упражнений, которые помогут ребятам более осознанно применять имеющиеся у них знания таблицы умножения в различных случаях вычисления. Целесообразно применять наглядные пособия и другие приемы более прочного закрепления вычислительных навыков табличных случаев умножения и деления.
Список использованной литературы
Аргинская, И.И. Особенности обучения младших школьников математике. Методические основы личностно ориентированной системы обучения / И.И. Аргинская // Начальная школа. – 2011. - № 18. – С. 21-24.
Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова. – М., 2015. – 132 с.
Бондарева, В.Р. Материал к изучению темы: «Таблица умножения» / В.Р. Бондарева // Начальная школа. – 2014. - № 1. – С. 28-30.
Варегина, Ф.В. Закрепление навыков табличного умножения и деления / Ф.В. Варегина // Начальная школа. – 1979. - № 2. – С. 35-39.
Зайцева, И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности (на примере уроков математики) / И.А. Зайцева. – М.: Ноябрьск, 2011. – 512 с.
Клецкина, А.А. Формирование навыков табличного умножения / А.А. Клецкина // Начальная школа. – 2010. - № 9. – С. 67-69.
Моро, М.И. Математика 2 класс. 2 часть / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2012.
Моро, М.И. Математика 3 класс. 1 часть / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2012.
Перельман, Я.И. Приемы активизации познавательной деятельности / Я.И. Перельман // Народное образование. – 2013. - № 3. – С. 38-42.
Степных, В.А. Изучение табличного умножения и деления / В.А. Степных // Начальная школа. – 2010. - № 2. – С. 32-35.