Статья «Рекомендации воспитателям по разрешению конфликтов в детском коллективе»
Рекомендации воспитателям по разрешению конфликтов в детском коллективе.
Помогая детям преодолевать трудности,
мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.
Это результат совместных усилий
педагога и детей, маленькое произведение
искусства, в создании которого все принимают
участие подобно музыкантам одного оркестра.
К. Фопель
Разрешение конфликта понимается как элиминация или минимизация проблем, разделяющих стороны; обычно осуществляется через поиск компромисса, достижения согласия.
Авторы рассматривают разрешении конфликтов:
Как «устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта» (Васильев В.Л.,1977);
«достижение соглашения по спорному вопросу между участниками» (Дмитриев А. и др., 1993).
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующем:
Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.
Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что – нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).
Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.
Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад – модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.
Взрослые и дети имеют различный социальный статус (чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении).
Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.
присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
Профессиональная позиция воспитателя (педагога) – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
1. Гришина Н.В.Психология конфликта – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
2.Гагаринская Г. Конфликты и их предотвращение // Кадры, 1996. С. 79.
3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-- М., 1999 .С. 83.