12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Эльза Борисовна Дзуцева117
Педагог дополнительного образования высшей категории, преподаваемый предмет - вокальное искусство. Стаж педагогической работы 45 лет.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»»










Гласные и согласные в пении

(методические рекомендации для педагогов по вокалу)







Составитель:

педагог дополнительного образования

Дзуцева Э.Б.











г. Владикавказ, 2020г.



Гласные и согласные в пении.


Пение является удлинённой речью, растянутой удлинённым произношением гласных. Таким образом, гласные в пении играют большую роль, и потому языки, заключающие в своей фонетике часто встречающиеся гласные, являются более удобными для пения, а языки с неудобными согласными фонемами – мало удобными.

Фонетика речевых гласных хорошо изучена, певческая фонетика ещё не разработана, а потому точная разница между произношением гласных и согласных при речи и пении не изучена. Лица с хорошо развитым музыкальным слухом утверждают, что они отчётливо слышат эту разницу. В общем характеристика высоты фонем гласных в пении остаётся в пределах тех же характеристика как и при пении.

Гласные в пении требуют оопределенных положений артикулярных органов, а это положение определяет преимущественное место образования той или иной гласной» Например, в образовании гласной «и» участвует, главным образом, передняя часть ротовой полости, а при образовании «у» – задняя. Ясность произношения при пении зависит не только от чётного произношения согласных, но и гласных. Имеются указания на извращение произношения гласных при пении, например: вместо чистого «а» произносят гласную, близкую к «о», или вместо «у» произносят – похожую на «о». Бывает и так, что при длительном произношении «а» вначале слышится именно «а», а потом певец незаметно для себя постепенно переходит на звук «о».Такая нечёткость воспроизведения порождает неясность слов или, как к говорят, плохую дикцию. Эта замена гласных, очевидно, у певца является вынужденной – в угоду высоте звука. Можно предполагать, что певец с «а» переходит на «о», потому что форманта «а» выше форманты «е» и певец не может удержать звук на нужной для «а» высоте, т.е. у данного певца можно подозревать отсутствие координации между гортанью и артикуляционным аппаратом. Формантные гласные в пении считаются близкими к речи, но всё же отличаются по высотности от речевые, что доказываемся опытом с приближением камертона настроенного на речевую гласную, на которую он отвечает усилием колебаний и не отвечает на ту же гласную при пении. Это изменение гласных в пении основано на стремлении получить ровное звучание голоса при переходе от одной гласной к другой.

Таким образом «а» в пении не звучит как «а», а несколько походит на «о», а «о» походит на «у»: т.е. всё звуки становятся несколько более «тёмными» чем в речи. Затемнённые гласные приобретет мягкость и округлённость звучание. Эта общая округлённость гласных сообщает звучанию голоса однообразную тембровую окраску на всём диапазоне. Это стремление к тембрированию не должно быть чрезмерным, так как при нём тембр голоса окажется глухим.

Для устойчивости гласных в пении, кроме чёткой установки артикуляционного аппарата, требуете я и большее напряжение его, так как звук при пении тянется дольше, чем при речи/а потому для удержания звука на высоте, воспроизводимой гласной, необходимо соответствующее напряжение мышц на протяжении всей длительности гласной. Так, например, усиленное напряжение мышц в передней части полости рта влечёт за собой более светлое и даже «белое» звучание, а чрезмерное напряжение в заднем отделе ротовой полости вызывает утрированное затемнение. То и другое с эстетической точки зрения считается неблагоприятным в пении.

При певческой артикуляции требуется большее напряжение мягких стенок ротовой полости, а это большее напряжение сообщает им большую твёрдость, улучшающую резонанс. Если певец владеет лишь вялой артикуляцией, то гласные звуки становятся мало – понятными они не имеют единообразного характера и на длительной звучании могут приобретать характер звучания соседней гласной.

Чрезмерное напряжение в корне языка и в мышцах глотки может отражаться на положении гортани, она может оказаться фиксированной в низком положении влечет за собой неясность воспроизведения тех гласных, которые требуют более высокого положения гортани.

В связи с вопросом о ясности произношения на гласный стоит и вопрос о выборе гласной для начальных этапов обучения пению. По этому поводу имеют я различные указания, например рекомендуют начинать упражнения с гласной «у».При этой фонеме имеется наиболее низкое положение гортани, а потому упражнения «у» способствуют развитию устойчивого положения гортани. Наиболее правильным является индивидуальный выбор гласной при первоначальных упражнениях. К этому вопросу можно подойти с двух точек зрения. Так называемое «примерное звучание», те ,наилучшее звучание каких-либо нот в голосе начинающего связывается обычно с установлением гласной звучание которой получается наилучшее. Сторонники развития голоса от тонов примерного звучания идут от этих тонов и расширяют на весь диапазон.

Другие авторы учитывают фонетические особенности гласных звуков и выясняют связь этих особенностей с недостатками звучания голоса. Так, например» голос начинающего учиться певца глуховат или глух или он стал таким в результате подражания. В таких случаях для начальных упражнений предпочтительно выбирать передние гласные «и» или «э». Наоборот, при слишком «белом» – светлом звучании рекомендуется начинать с гласных, артикуляция которых связан больше с задним отделом ротовой, полости «у».

Согласные звуки в пении являются некоторым тормозом, особенно глухие, кроме того, гласная изменяется в своём звучании в зависимости от предшествующей гласной. Так, например, в слове «мама» обе гласные принимают явно носовой оттенок, так как предшествующие им «полугласные» «м» имеют носовой характер звучания. Точно также «му» будет звучать глубже, чем «бу», ввиду того, что губная согласная «б» придаёт свой характер гласной. При первоначальных занятиях некоторые вокальные педагоги рекомендуют начинать упражнения не с гласной, а в соединении с согласной, причём выбор согласней обусловливается или теми же особенностями примерного звучания или индивидуальными недостатками.

Например некоторые педагоги при слишком твёрдой атаке рекомендуют упражнения на гласных в соединении с буквой «х».Правильное и чётное воспроизведение слогов обусловит ясную дикцию в пении, а умение ясно воспроизводить гласные и согласные поможет певцу овладеть и хорошей фразировкой. В вокальной практике даже и большие профессионалы часто не могут правильно сочетать певческий звук со словом.

Основным недостатком является неясная дикция, так как исключает не только выразительность в пении, но и понятность текста. Выразительность в пении связана в первую очередь с «музыкальным словом», которое зависит от способности певца выделить соответствующее слово с известной силой к колоритом.

Многие певцы следят лишь за развитием «академического звучания», заключающегося в приобретении ровности, округлости и мягкости голоса, и не заботятся о выразительном пении.

Этому звучанию они приносят в жертву не только выразительность в пении, но и чёткость в произношении. Другие, увлекаясь дикцией и фразировкой, забывают о требованиях к качеству звука и потому достигнута выразительность звучание отстаёт и наоборот.









t1635846331aa.jpg













































t1635846331ab.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.