Мастер-класс «Специфика вокально-хоровой работы в детском дошкольном коллективе»
МДОУ «Детский сад №69»
ЭМР Саратовской области
Сообщение из опыта работы
«Специфика вокально- хоровой работы в детском дошкольном коллективе»
Составитель:
Музыкальный руководитель Саюшева И.А.
Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
Все занятия пением в начальной школе подчинены главной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой.
Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера. Очень важно вызвать интерес к разучиваемой песне, воспитать у детей любовь к самому процессу совместного пения.
Чтобы развитие младшего школьника шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:
Певческая установка
Дирижёрский жест
3. Дыхание и паузы
4. Звукообразование
5. Дикция и артикуляция
6. Строй, ансамбль
Развитие вокально-хоровых навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, внимания и воли, укрепляет здоровье через дыхательную и сердечно-сосудистую системы ребёнка.
Дыхание.
Правильное певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения.
В практику необходимо включать упражнения на определение мышц, участвующих в дыхании, и для нахождения нужных ощущений. Существует мнение, что «дыхание нельзя развивать в отрыве от пения, а только в процессе», но практика показала, что невокализированные упражнения приносят свою пользу, а порой и просто необходимы.
Дыхательные упражнения для старшей группы:
Упражнение «Ладошки».
На счет «раз» делаем хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно делаем короткий, шумный вдох носом, сразу же после шумного вдоха ладошки разжимаются и происходит неслышный абсолютно пассивный выдох через рот. На «два» опять делаем вдох, о выдохе думать нельзя, считаем мысленно только вдохи.
«Кошечки»
«Свечки»
«Насос» (накачать и спустить мячик)
«Лыжники»
«Воздушный шарик»
Медленная ходьба: на 2 шага – вдох, на 2 – выдох. Не изменяя
продолжительности вдоха, от занятия к занятию удлинять выдох на 4, 6, 8, 10 шагов.
«Балончики»
Дыхательные упражнения для подготовительной группы:
Стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. Вдохнуть через нос,
слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При
этом произносить каждый раз новую гласную: «а», «о», «и», «у», «э». Довести продолжительность выдоха до 5 – 7 секунд.
«Кш», «С», «Ф», «Ч»
кричим с закрытым ртом (громче, еще громче);
Вдох, задержка, 8раз прокачали и выдох со счетом
Выдох с перерывами: после вдоха выдыхать букву «С» с остановками.
Гармошка на букву «Ш», пропевание на букву «У» (с целью выравнивания тембрального звучания, достижения кантилены).
Сначала выдох на букву «С», затем поем (упр. №10, 11)
Алгоритм Дмитрия Огородного. Д. Огороднов утверждает, что в работе над звукообразованием гласный звук «У» при фонации сам по себе способствует правильному звукообразованию (без особых усилий со стороны поющего). Алгоритм соединяет в себе одновременную работу сразу над несколькими певческими навыками: дыхание, интонация, артикуляция, динамика, метр и т.д. Начинается работа с интонирования одной ступени на гласный звук «У». Постепенно вводятся остальные ступени на другие слоги. Пение по алгоритму сопровождается движениями рук
Эти упражнения активизируют дыхательную мускулатуру и вызывают чувство опоры звука на дыхание.
Дикция и артикуляция.
Артикуляция — работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. Артикуляция — важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием и т. д. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту, — все это влияет на качество исполнения.
Упражнения для губ.
Маленькие рыбки.
Большие рыбки.
Лягушки.
Пяточки, улыбки, про себя звуки «у-и», «уай», добавляем подбородок.,
потом можно это пропеть на одном звуке.
Упражнения для языка.
Лошадки (импровизация), ритмические
Делимся на группы (четверти, восьмые, половинки), задание на внимание, поочереди, потом по группам вместе.
Лошадка скачет и тормозит на тремоло губ. Пропеть губами по ступеням после педагога.
Облизать верхние зубу, нижние, вкруговую. Расслабить язык, пожевать жвачку.
Упражнение для подбородка.
Вез корабль карамель, налетел корабль на мель (проговариваем, указательные пальцы стоят на щеках и контролируют открывание подбородка).
Дикция (греч.) - произношение.
Основная задача достижения хорошей дикции в хоре — это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Между тем, в хоровом исполнении очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя считать художественным. Четкое произношение слов является непременным условием хорошего хорового пения.
Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных.
Упражнения:
По руке дирижера проговариваем буквы
П, б, м, пп, бб, тп, пт и тд.
проговариваем буквы Б, П, Д, но в последний момент букву не произносим. (упражнение стоп кадр);
Ритмическая разминка на согласных звуках
Проговаривает слова, повторяет за дирижером.
Д/з детям. Подобрать слова со сложными сочетаниями букв и на сл. уроке их проговорить.
Скороговорки.
Скажи погромче слово гром, грохочет гром со всех сторон (говорим на F)
Скажи потише 6 мышат и сразу мыши зашуршат (говорим на P).
Закрепляем динамические знаки.
Если этот знак встречаем?
Громко музыку играем.
А этот знак нам говорит?
Тихо музыка звучит.
Гром гремит, рычит грахочет над притихшею землей,
Грозный гром наверно хочет, чтобы мы ушли домой.
Пара барабанов. Пара барабанов. Пара барабанов била бой. (проговариваем маршируя и изображая игру на барабане).
Как на пишущей машинке две хорошенькие свинки и постукивают, и похрюкивают, туки туки, туки, тук, хрюки, хрюки, хрюки, хрюк. (обратить внимание на окончания)
Бык бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. (работаем с руками, следим за окончаниями).
У Егора и Федоры в огороде помидоры.
От топот а копыт пыль по полю летит.
Расскажи мне про покупки.
В четверг четвертого числа.
В младших группах скороговорки проговариваются, в старших и подготовительных пропеваются по тонам вверх и вниз.
Ритмические упражнения на скороговорках (меняется ритмический рисунок, ускорение)
Н-р «Бык тупогуб» (упр №26)
У Егора и Федоры в огороде помидоры. (упр №25)
Распевание.
Навык чистого интонирования является одним из самых сложных.
Помочь детям ускорить процесс обучения правильному чистому пению помогает система, разработанная венгерским композитором Золтаном Кодаи. Эта система относительной сольмизации, основанная на выявлении и освоении закономерностей лада с вычленением наиболее характерных его интонаций, общих для всех тональностей одного лада.
Исходя из личного опыта, придерживаюсь такого мнения, что на начальном этапе музыкального образования эта система наиболее эффективна.
Каждая ступень имеет своё название: Ё, ле, ви, на, зо, ра, ти. Исходя из личного опыта, я заменила название ступеней на номер каждой ступени. Каждый звук подкреплён ещё и ручным жестом - символом. Эти жесты - символы были разработаны английским педагогом 19 века Кёрвеном и применяются во многих странах.
Такая система ручных знаков-символов даёт ребёнку наглядные зрительно - двигательные представления о взаимоотношениях ступеней, в ладу и помогает ему сосредоточиться на каждом звуке. А в процессе работы появляется такая
закономерность, что чем точнее показывает ребенок высоту звука рукой, тем чище он этот звук интонирует.
В использовании этой системы, педагоги опираются на народную музыку своего народа.
Исходя из особенностей русской народной песни появилась следующая последовательность освоения ступеней:
V-III
III-V-VI
I-III-V-VI
I-II-III-V-VI
I-II-III-IV-V-VI
Начинаем с V, III, VI.
Эти ступени наиболее удобны для детского диапазона. На них дети разучивают песенки-попевки.
V ступень «У воды удавы»
"Дон - дон"
V-III ступени
"Два кота"
V-VI ступени «Наберу мучицы»
V-III-V-VI ступени "Ду-ду-ду, сидит ворон на дубу "
Постепенно добавляем: нижняя I, IV, II, VII, верхняя I.
I-II ступени
"Уж как шла лиса"
«Погуляем по дорожке»
«Сорока сорока»
I-II-III ступени
«Серый кот» «Грустный кот»
I-III-V ступени
«Где ты был» (мажор минор
«Листопад» «Снегопад»
Игра «Веселый концерт»
I-VIII ступени
«Низко, высоко»
Короткие песенки попевки дают возможность музыкальному руководителю на каждом занятии осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. А это очень важно на 1 году обучения, так как нужно кого-то похвалить, поддержать, направить в нужное русло. Такой индивидуальный опрос нужно делать на каждом занятии.
Хочется отметить ещё одну положительную сторону релятивной системы. Она дает возможность ребёнку свободно импровизировать. Как писал Д.Б. Кабалевский: "Собственно творческую деятельность учащихся (сочинения музыки, импровизацию), тяготение к которой, хотя бы и в самых наивных формах, заметно у большого числа детей в раннем возрасте, насколько это возможно, желательно развивать и в школе. А занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первая - выработка интонационного и ладового слуха, вторая - развитие творческой фантазии".
Как же это воплощается на практике? Очень просто. Уже на первых двух освоенных ступенях ребёнок может импровизировать. Я даю ему возможность попробовать себя в роли дирижера, сочинить свою песню на 2 звуках и повторить её с хором. Это нетрудное задание детям очень нравится, но сочинять на этих двух звуках можно лишь тогда, когда они хорошо усвоены.
Сочинение попевки:
Осень наступила, высохли цветы.
К 1 классу дети свободно владеют всеми ступенями лада и знакомятся с интервалами. Начинается переход к двухголосному пению с одновременным совершенствованием унисона.
«Музыкальное эхо», «Лютик»
Пример: «Вышел месяц из тумана» (кварта, квинта, секста)
Разрешение ступеней и пропевание на терции.
2-х голосие
ми
ре ре
до(до) до до (до)
си си
«Андрей воробей» (сначала на 2 голоса, затем на 3)
Мелодическое и гармоническое пропевание интервалов.
Параллельно даются специальные упражнения: определение и исполнение в интервалах верхнего и нижнего звуков; пение звукоряда, у которого часть ступеней исполняется про себя; исполнение несложных мелодий без сопровождения; пение канонов на два голоса. При пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего.
Каноны, по мнению многих опытных педагогов-музыкантов, являются результативным связующим мостиком между одноголосным и многоголосным пением. Каноническое двухголосие (иногда даже и трехголосие) наиболее доступно, интересно и дает достаточно быстрые и ощутимые результаты в овладении навыком распределения внимания.
Канон «Слышишь песню у ворот»
Разучивание песни
В подготовительной группе играем в игру «Сложи песенку». Цель – умение различать форму музыкального произведения. (с помощью разноцветных фигурок, детям предлагается сложить песенку (куплет, припев, куплет, припев и т.д.
При разучивании песни необходимо чётко показывать необходимые штрихи, дыхание.
При разучивании жест несколько утрирую, добиваясь желаемого качества пения. Прививаю детям навык протяжного пения (пропевание, протягивание гласного звука), а также уделяю внимание правильному вокальному делению на слоги.
Перед показом произведения необходимо у себя в партитуре проставить все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамика, фразировка.
Заранее продумать все сложности произведения: сложности в тексте, в форме, фразировке, дыхании.
Разучивание проходит частями: фразы, предложения, куплеты. Перед началом пения необходимо 2-3 раза пропеть детям фрагмент, предназначенный для разучивания, при этом необходимо высотное тактирование, чтобы детям было легче запомнить движение мелодии. Каждый раз перед пропеванием ставятся новые задачи перед детьми: пропой про себя спедагогом; определи, какие слова являются главными в смысловом отношении и т. д.
В целом вся вокальная работа над песней должна вестись в тональностях, более низких, чем та, в которой песня будет звучать (нужно транспонировать отдельные части в удобную для голоса тональность).
Не забываем ставить акценты в тексте песни, выделяем главные слова и делаем на них акценты.