Методические рекомендации для педагогов «Культура педагога — условие успешной профессиональной деятельности»

0
0
Материал опубликован 18 March 2016 в группе

Областное государственное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Новодольский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Остров детства»


Методические рекомендации для педагогов

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Воспитатель  Е.Г. Усынина

Р.п. Базарный Сызган


 

Методические рекомендации для педагогов

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры педагога, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности. Это интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылки эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования.

Основой становления культуры педагога выступает его общая культура. Культура педагога проявляется в многосторонности, эрудиции во многих областях, высоком духовном развитии. А также в потребности общения с искусством, людьми, в культуре мышления, труда, общения, и т. д. Она же является основой профессиональной педагогической культуры.

Профессиональная культура - это определённая степень овладения человеком приёмами и способами решения профессиональных задач.

Педагогическая культура - это сущностная характеристика личности и деятельности педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения.

Культура педагога является важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога. Ее главное назначение - способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.

Культура педагога выполняет ряд функций, включающих:

передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;

развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;

обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

формирование эстетического отношения к действительности;

укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

Педагогическая культура предполагает наличие:

педагогической направленности в личности педагога, отражающей его предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;

широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности педагога, т.е. таких его профессиональных качеств, которые позволяют ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности;

совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога, т.е. таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность;

умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, позволяющего педагогу постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать саму учебно-воспитательную работу;

гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога, т.е. особого сочетания сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.), организационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить их и т.д.) и способности проявлять эти характеристики во благо организации и для повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности;

педагогического мастерства педагога, предполагающего синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога позволят им эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога.

Педагогический такт это мера педагогически целесообразного воздействия преподавателя на обучающихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения.

Одной из основных целей образования является компетентность человека. Компетентность — способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность — способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.

В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность — способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социально­культурную, гуманитарную компоненту. Общекультурная компетентность — это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы.

В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, компетентность раскрывается с помощью различных познавательно-творческих понятий: знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных условиях и т.д.

Имидж – внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определённое впечатление, мнение, отношение других; совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, традицией и т.д. объекту, с целью вызвать определённые реакции по отношению к нему.

Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний: методологические, теоретические, методические и технологические.

Профессиональные умения включают: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, умения владения педагогическими техниками, постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательная работа.

К важным профессиональным качествам педагога можно отнести: психологическая подготовка; педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда; организаторские умения и навыки; педагогический такт (концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя); педагогическая техника; владение технологиями общения и ораторского искусства; научная увлеченность; любовь к своему профессиональному труду (добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущие требования к себе, к своей педагогической компетентности); высокая эрудиция; высокий уровень культуры; информационная культура; профессиональный потенциал; стремление постоянно повышать качество своего труда; умение поставить дидактическую и найти оптимальный путь ее достижения; изобретательность; систематическое и планомерное повышение своей профессиональной компетентности, готовность к самостоятельному разрешению любых ситуаций и др.

К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, обязательность, щедрость, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная культура, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, гуманность, душевная чуткость, чувство юмора, сообразительность, выдержка и самообладание, требовательность к себе и к своим воспитанникам и др.

Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, проявлять их в повседневной жизни и практической деятельности с детьми. Данный факт свидетельствует о том, что уровень знаний и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области. Внутренняя культура педагога - это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации