Формирование навыков устного счета с помощью интерактивных форм обучения
Формирование навыков устного счета с помощью интерактивных форм обучения
Формирование у школьников начальных классов навыков устного счета является одной из основных задач обучения математике в начальной школе.
Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приемами.
Устные вычисления развивают логическое мышление учащихся, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины. Устный счет способствует математическому развитию детей. Оперируя при устных вычислениях сравнительно небольшими числами, учащиеся яснее представляют себе состав чисел, быстрее схватывают зависимость между данными и результатами действий, законы и свойства действий.
Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, они должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всей начальной школы на каждом уроке математики необходимо уделять 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Для того чтобы избежать однообразного повторения одних и тех же упражнений, которые порождают скуку на уроках и притупляют интерес к предмету, необходимо прибегать к различным приемам, соответствующим развитию быстроты вычислений, а также проводить надлежащий отбор упражнений.
И тут на помощь приходят интерактивые методы и формы обучения.
Интерактивное обучение - это изначально разновидность активного обучения, которая переросла в отдельный метод. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися. По-другому его называют «диалоговым обучением».
Значение интерактивных форм обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
стимулирование мотивации и интереса в области изучаемого предмета;
повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся;
развитие навыков анализа, взаимодействия, коммуникации;
саморазвитие и развитие благодаря диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Интерактивные формы помогают педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов и коллективную работу.
1. Мультимедийный счёт
В интернете представлено много презентаций с интерактивными играми для развития устных вычислительных способностей. Например, «Ромашка», «Баскетбол», «Корабли», «Открой окошко», «Лесенка» и «Кто быстрее?», «Альпинисты» и т.д.
Презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. В ходе такой работы более слабые дети тянутся за более сильными. У слабых учеников появляется уверенность в себе и своих силах. С помощью данных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) - в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.
2. Мозговой штурм, дискуссия, дебаты
Исследование или разбор, целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
Данный метод отлично применим на этапе актуализации знаний (устный счет) и на этапе постановки учебной задачи. Преимуществом является сплочённость класса в идеи поиска решения проблемы.
3. Кейсы
Одним из преимуществ такого интерактивного метода является то, что он позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, принимать коллективные решения. При реализации данного метода ученику легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.
4. Просмотр видеофрагментов и их обсуждение
Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью. Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию. В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги и озвучить полученные выводы.
5. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры)
Например, «Лучший счетчик». На доске написано 6-10 примеров для устного счета. Два ученика становятся спиной к доске. Учитель показывает на пример. Учащиеся, сидящие за партами, устно решают его. Один из учеников называет ответ. С разрешения учителя оба школьника, стоящие у доски, поворачиваются лицом к написанным примерам и находят тот пример, ответ на который был назван. Выигрывает ученик, который первый указал правильный пример.
Игра «Крестики-нолики». Игрокам необходимо верно решить примеры, вписав ответы ручкой или фломастером определенного, «своего» цвета так, чтобы получилась линия из 3 верных ответов.
«Азартное умножение». Выкидывая игральные кубики и умножая выпавшие на них значения, записывайте полученные значения в таблицу рабочего листа. Играть в такое умножение можно бесконечно. «Бросай и умножай». Бросьте кубик. Умножь выпавшее число на 2 или 3. Раскрась свой ответ в таблице. Побеждает тот, кто первым закрасит три клетки в ряду.
«Кидай кубик - решай в уме» (кинь кубик, реши пример из строчки с таким же кубиком, закрась звездочку в конце строки, собери все звезды в любой одной строчке).
«Три в ряд» рассчитываем скорость, время, расстояние (игроки по очереди находят и раскрашивают линию, состоящую из скорости, времени и расстояния, которые могут составить уравнение скорости)
«Числовое домино» или «Змейка», Математическое «Бинго» или «Лото».
По наблюдениям выявлено, что правильно организованная игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра является одним из приёмов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Однако проведение игр на уроке или во внеурочное время занимает большое количество времени проведения и подготовки.
6. Образовательная платформа «Учи.ру»
Использование данной платформы способствует формированию у учащихся учебной самостоятельности и познавательной мотивации; создаёт положительный эмоциональный настрой. У каждого ученика есть возможность увидеть свои ошибки и исправить их.
В методической копилке платформы представлены задания поурочно для всех школьных программ. Так на уроках математики на этапе актуализации знаний можно использовать интерактивные задания при формировании вычислительных навыков. Например, «Дополни пример с пропуском внутри», «Найди значение выражения», «Задачи», «Вычисли и переведи» и т.д.
7. Рабочие листы
«Рабочий лист» - это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения. Рабочие листы - это задания, требующие умение анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. С их помощью теоретические основы материала изучаются на примерах, различных практических заданий.
Весь «Рабочий лист» должна объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения. Исходя из этого, придумываем интересные названия номерам заданий (операция №1, шаг №1, дело №1, улика 1 и т.д.). Всё это способствует повышению мотивации к обучению.
Данные рабочие листы можно использовать в самостоятельной, парной и групповой работах на разных этапах формирования навыков устного счета на уроках математики.
Например, «Числовые лабиринты» (найди сумму, разность, произведение, частное), «Рисунки на координатной прямой» (соедини указанные точки на координатной плоскости и узнай, что изображено на загадочной картинке), «Математический кроссворд», «Найди равенства» (челлендж, скрываются 20 примеров, обведи и выпиши со знаками), «В поисках умножения», «Секретный код» (реши примеры в столбце, найди их в таблице и обведи), «Получи девятку» ((пятерку, семерку и т.д.) рабочий лист изучения чисел от 1 до 10), «Последовательности» (вставь пропущенные числа и опиши последовательность), «Сложение (вычитание) до 100? Легко!» (вырежи и приклей), «Взломай код» (отгадай загадку с помощью решения примеров) и т.п.
Таким образом формы и методы проведения устного счета путем использования интерактивного обучения детей на уроках математики реализуют:
пробуждение у обучающихся интереса;
эффективное усвоение учебного материала;
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
формирование у обучающихся мнения и отношения;
формирование жизненных и учебных навыков;
выход на уровень осознанной компетентности ученика.
Сложности для педагога:
сохранение баланса между игрой и обучением;
адаптация метода под особенности характера и поведения детей;
высокий уровень организаторских способностей;
временные затраты на обучение новому методу;
борьба с тревожностью и дискомфортом детей при введении нового формата;
одна тема затратнее по времени изучения по сравнению с пассивным и активным методами;
энергозатратность.
Потамошнева Наталья Алексеевна