Педагогический проект «Формирование социальных навыков общения у детей с ОВЗ с помощью средств альтернативной коммуникации»

0
0
Материал опубликован 11 June 2019

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Котовская школа-интернат»

 

Педагогический проект

«Формирование социальных навыков общения у детей с ОВЗ

с помощью средств альтернативной коммуникации».

 

 

Разработчик:

олигофренопедагог Медведева Елена Николаевна

ГКОУ «Котовская школа-интернат»

 

Волгоград -2018

Цель проекта:

Внедрение активных средств невербальной коммуникации для формирования социально значимых навыков общения детей со сложной структурой дефекта.

 

Задачи:

  • Изучать индивидуально-психофизические особенности детей.
  • Уточнить возможности и способности каждого ребёнка.
  • Создавать специальные педагогические условия для формирования навыков общения.
  • Подобрать и систематизировать невербальные средства общения, обеспечивающие социальную адаптацию детей с проблемами здоровья.
  • Проанализировать и обобщить результаты работы.

 

Ожидаемые конечные результаты:

  • уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
  • наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, окружающими людьми;
  • возможности самореализации в процессе позитивного коммуникативного взаимодействия.

 

Нормативно правовая база:

  1. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г;
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.;
  3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ;
  4. Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г.;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»;
  6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг.;
  7. Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
  8. Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
  9. Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании»;
  10. Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации»;
  11. Устав ГК ОУ «Котовская школа-интернат»;
  12. Годовой учебный календарный график на текущий учебный год;
  13. Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (редакция 2016г);
  14. Требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
  15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26;
  16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
  17. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ( вариант 2). ОУ.

 

Актуальность

Дети с тяжёлыми нарушениями развития, не владеющие или частично владеющие речью, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребёнка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям.

Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой деятельности, в частности и коммуникации, вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняют расширение их социальных контактов.

Это делает актуальной проблему обучения и подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в окружающем их обществе.

Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребёнка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

 

Ресурсы сопровождения проекта:

Интернет-ресурсы;

Педагогический опыт коллег;

Методические материалы;

Дидактические игры;

Систематизированные программы альтернативной коммуникации.

 

Продукты проектной деятельности:

Подборки жестов;

Знаки-символы;

Карточки-пиктограммы;

Схемы-алгоритмы действий;

Программы сопровождения детей с ОВЗ;

Папка индивидуального сопровождения, позволяющая отследить динамику развития ребенка.

 

Список литературы

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок. И др. :Упражнения с пиктограммами. – М.: Дрофа, 2007-2008.

Альтернативная Коммуникация. Методический сборник Штягинова Е.А.,

Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эври-чайлд» (Великобритания), 2010 г.

Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г.

Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интелектуальными нарушениями, а также с РАС/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. - М.: Теревинф,2014.

Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011 — 64 с.

Лынская М. И. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий»

Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч.1.- М.:ТЦ Сфера,2010.

Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005 — 477 с

Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова СВ., Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007 — 181 с. — (Коррекционная педагогика).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации