Педагогический проект «Формирование социальных навыков общения у детей с ОВЗ с помощью средств альтернативной коммуникации»
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Котовская школа-интернат»
Педагогический проект
«Формирование социальных навыков общения у детей с ОВЗ
с помощью средств альтернативной коммуникации».
Разработчик:
олигофренопедагог Медведева Елена Николаевна
ГКОУ «Котовская школа-интернат»
Волгоград -2018
Цель проекта:
Внедрение активных средств невербальной коммуникации для формирования социально значимых навыков общения детей со сложной структурой дефекта.
Задачи:
- Изучать индивидуально-психофизические особенности детей.
- Уточнить возможности и способности каждого ребёнка.
- Создавать специальные педагогические условия для формирования навыков общения.
- Подобрать и систематизировать невербальные средства общения, обеспечивающие социальную адаптацию детей с проблемами здоровья.
- Проанализировать и обобщить результаты работы.
Ожидаемые конечные результаты:
- уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
- наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, окружающими людьми;
- возможности самореализации в процессе позитивного коммуникативного взаимодействия.
Нормативно правовая база:
- Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г;
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.;
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ;
- Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г.;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг.;
- Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
- Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании»;
- Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации»;
- Устав ГК ОУ «Котовская школа-интернат»;
- Годовой учебный календарный график на текущий учебный год;
- Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (редакция 2016г);
- Требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ( вариант 2). ОУ.
Актуальность
Дети с тяжёлыми нарушениями развития, не владеющие или частично владеющие речью, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребёнка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям.
Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой деятельности, в частности и коммуникации, вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняют расширение их социальных контактов.
Это делает актуальной проблему обучения и подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в окружающем их обществе.
Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребёнка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.
Ресурсы сопровождения проекта:
Интернет-ресурсы;
Педагогический опыт коллег;
Методические материалы;
Дидактические игры;
Систематизированные программы альтернативной коммуникации.
Продукты проектной деятельности:
Подборки жестов;
Знаки-символы;
Карточки-пиктограммы;
Схемы-алгоритмы действий;
Программы сопровождения детей с ОВЗ;
Папка индивидуального сопровождения, позволяющая отследить динамику развития ребенка.
Список литературы
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок. И др. :Упражнения с пиктограммами. – М.: Дрофа, 2007-2008.
Альтернативная Коммуникация. Методический сборник Штягинова Е.А.,
Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эври-чайлд» (Великобритания), 2010 г.
Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г.
Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интелектуальными нарушениями, а также с РАС/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. - М.: Теревинф,2014.
Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011 — 64 с.
Лынская М. И. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий»
Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч.1.- М.:ТЦ Сфера,2010.
Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005 — 477 с
Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова СВ., Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007 — 181 с. — (Коррекционная педагогика).