Конспект внеурочного занятия на тему «Права и обязанности» (4–5 классы)

4
0
Материал опубликован 1 November 2021















КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

по формированию правовой культуры у детей младшего школьного возраста











Выполнила: студентка 4 курса группы П-183,

Ахметова Лейла Фаритовна



Набережные Челны, 2021 г.

Направление: социально-правовое.

Вид деятельности: игровая деятельность, частично-поисковая деятельность.

Класс: 4.

Тема: «Права и обязанности».

Цель: формирование правовой культуры у обучающихся младшего школьного возраста.

Задачи:

воспитывающая: содействовать воспитанию у обучающихся правовой культуры; содействовать воспитанию ответственного отношения к своим правам и обязанностям.

развивающая: способствовать развитию мышления, памяти связной речи детей, творческих навыков, умения делать выводы.

образовательная: способствовать формированию представлений об основных правах и обязанностях детей; способствовать ознакомлению с нормативными документами, регулирующими защиту прав человека в Российской Федерации, с организациями, защищающими права граждан.


Метапредметные результаты (УУД):

Познавательные УУД:

Способствовать формированию:

умения извлекать информацию, представленную в различных формах;

умения давать определения понятиям;

Регулятивные УУД:

Способствовать формированию:

способности принимать и сохранять цели и задачи данной деятельности;

умения организовывать свое рабочее место;

умения контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД:

Способствовать формированию:

умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

способности осознанно строить речевое высказывание.

Личностные УУД:

Способствовать формированию:

мотивов, потребностей, применение знаний в жизни;

выражения положительного отношение к процессу познания.


Уровень образовательных результатов:

2-ой уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Место проведения: учебный кабинет.

Применяемые технологии: ИКТ, игровая, сотрудничества, здоровьесберегающая.

Оборудование и оформление:

Демонстрационный материал (на доску)

Компьютерная презентация

План занятия.

Раздаточный материал (на парты)

Карточки для рефлексии, карточки с заданиями.

ТСО

Компьютер, проекционная аппаратура.



Ход занятия


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД


1.Вступительная часть

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас!

Сейчас я буду раздавать вам жетоны. Вам нужно посмотреть на обратную сторону жетонов, увидеть, к какой группе вы относитесь, и пересесть на обозначенное место.

Ребята, сегодня на занятии предлагаю вам побывать в роли исследователей.

Кто такие исследователи? Правильно, исследователи – это лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующими получению новых знаний.

Считается, что первым инструментом исследователя была лупа.

Поэтому, результаты исследования вы будете фиксировать с помощью лупы – если все получилось, поднимаете лупу зеленого цвета, если возникли затруднения – красного.

Объект исследования вы сможете определить, собрав пазл в группах. Откройте конверт №1 и соберите пазл. (собирают пазл – Конституция РФ, «Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека»)

Как будете готовы, поднимите свои лупы. Вижу многие закончили. Что у вас получилось?

Ребята, можете ли вы предположить, что их объединяет?





Во всех этих документах собраны права и обязанности человека.

Как вы думаете, что является предметом нашего исследования? Правильно, сегодня мы изучим с вами права и обязанности.

Какую цель мы поставим перед собой? (познакомиться с правами и обязанностями человека).

Ребята, предлагаю познакомиться с вопросами исследования, на которые мы должны найти ответы:

1. Что такое права и обязанности?

2. В каких документах они сохраняются?

3. Какие права и обязанности имеют дети?

Приветствуют.

Слушают. Выбирают себе жетон, поворачивают, садятся по группам.

Слушают.


Отвечают.





Слушают, смотрят.

Слушают задание.

Открывают конверт №1, собирают пазл в группах, обсуждают получившееся.

Показывают знак готовности - поднимают лупы.

Конституция РФ, «Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека».


«Права и обязанности человека».

«Познакомиться с правами и обязанностями человека».


Слушают.


Смотрят план.


Р: умеют организовывать свое рабочее место.

















Л: выражают положительное отношение к процессу познания.

















  II. Основная часть

Приступим к рассмотрению первого вопроса нашего исследования.

Ребята, так как исследователи при исследовании обращаются к различным источникам, предлагаю найти определение к словам «право», «обязанности» в словаре Ожегова (1 группа), в интернете (2 группа) и одной группе найти и собрать, разрезанные части (3 группа).

На выполнение вам 3 минуты.

Ребята, какие определения вы нашли?

Какой вывод мы можем сделать?

Правильно, права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.

Обязанности – это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка – это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Ребята, для того, чтобы узнать различаете ли вы эти понятия, предлагаю выйти к доске и расставить примеры прав и обязанностей в две колонки, выходим по порядку.

Замечательно! Ребята, можем ли мы сказать, что рассмотрели первый пункт исследования?

Перейдем ко второму пункту.

Ребята, в начале урока вы собрали пазл – в результате мы познакомились с различными нормативными документами.

Сейчас в группах прочитайте информацию на карточке №1 об этих документах и познакомьте своих одноклассников.

На выполнение данного задания вам 3 минуты.

Время вышло, предлагаю каждой группе выйти и познакомить с нормативным документом.

Давайте подведем итоги. Законы собраны в Конституции – основном законе государства.

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс» и многие другие.

Замечательно! Рассмотрим следующий пункт нашего исследования.

У вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.

Предлагаю посмотреть видеофрагмент с вашими правами и обязанностями. (https://www.youtube.com/watch?v=Vs4mBbhU1m4). После просмотра вам предстоит заполнить в парах кластер на карточке №2, определив какие права и обязанности вы имеете.

Какие права и обязанности вы выделили?

Правильно, основными правами считаются следующие:

1. Право на образование.

2. Право на охрану здоровья.

3. Право на отдых и досуг.

4. Право на личную жизнь.

5. Право свободно выражать своё мнение.

6. Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.

Продолжим исследование. Ребята, у каждого из вас есть пословицы на карточке №3. Определите какие права отражены в пословицах. Для этого соотнесите с подходящими правами.

Предлагаю проверить себя по эталону.

Поднимите лупы определенного цвета. Замечательно! Сейчас вы знаете свои права и обязанности.

Ребята, нам только что прислали письмо сказочные герои. Давайте прочитаем, что они хотят нам сказать.

«Ребята, вы сегодня исследовали свои права и обязанности. Нам понадобилась ваша помощь. Помогите исправить ситуации, в которые мы попали. Скажите какие наши права нарушают!»

Давайте поможем нашим героям.

Сейчас я каждой группе раздам по карточке. Вам нужно определить, какие права нарушены.

На обсуждение вам 5 минут.

Ребята, время вышло.

Какие нарушенные права вы увидели? Расскажите.

Замечательно! Ребята, мы помогли нашим друзьям!

Слушают.


Слушают задание.

Ищут определение к понятиям «права» и «обязанности» в различных источниках.

Отвечают.


Слушают.






Слушают.


Выходят к доске по очереди и расставляют права и обязанности человека. Слушают, отвечают.

Слушают.



Работают с карточкой №1 – читают информацию о нормативных документах. Выделяют главное. Выступают, рассказывают.


Слушают.


Слушают.




Слушают, смотрят.




Слушают.



Слушают.

Смотрят видео.

Заполняют кластер на карточке №2 в парах.

Отвечают.

Проверяют свои работы.


Слушают.








Слушают.

Берут карточку №3 – читают пословицы и соотносят с подходящими правами. Проверяют себя по эталону.

Поднимают лупы.


Слушают.

Смотрят.


Читают, слушают.


Выполняют задание в группах – определяют какие права нарушены в примерах.

Обсуждают.

Отвечают. Рассказывают.

Слушают.

Р: принимают и сохраняют цели и задачи данной деятельности.

П: умеют извлекать информацию, представленную в различных формах.



П: умеют давать определения понятиям.


























К: умеют активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.













К: осознанно строят речевое высказывание.








Р: умеют контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3. Заключительная часть

Ребята, посмотрите на план, все ли пункты исследования мы выполнили?

А какая была цель нашего занятия? Достигли ли мы ее? Замечательно!

Ребята, хороший труд ученого, исследователя награждается. Я тоже хочу вас наградить грамотой, вы сегодня были замечательными исследователями

Я рада, что вы не боитесь трудностей и, даже если они у вас возникают, знаете, как их преодолевать.

У вас в конвертах также есть оценочные листы – грамоты, поставьте себе отметку, соответствующую критериям:

5 – если вы все поняли, усвоили сегодняшний материал, все получилось!

4 – возникали трудности.

3 – остались вопросы.

Видно, что все работали старательно. Но нам уже пора попрощаться! До свидания!

Отвечают.


Отвечают.


Выходят, получают грамоту.


Слушают.



Оценивают свою деятельность – ставят отметки в своих грамотах.

Слушают.


Прощаются.

Р: умеют оценивают свою деятельность.




Приложение


КАРТОЧКА №1 (1 группа)


Конституция РФ – это высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята на Всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой.

Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане страны. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

В Конституции указано, как должно быть устроено государство и что для него самое главное.

Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.


КАРТОЧКА №1 (2 группа)

Всеобщая декларация прав человека  - это документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН (10 декабря 1948 г.) и состоящий из преамбулы и 30 статей, представляет собой развитие и конкретизацию Устава ООН. Определяет круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению, основывается на принципе сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и религии.


КАРТОЧКА №1 (3 группа)

Конвенция о правах ребенка – важнейший международный документ, принятый ООН и определивший для передового мирового сообщества основные принципы деятельности в сфере семейной и молодежной политики.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Кон­венцию о правах ребенка - это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция - это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты дан­ных прав.









КАРТОЧКА №2

Дети



t1635791305aa.gift1635791305aa.gif

Права

Обязанности





КАРТОЧКА №3


Грамоте учиться – всегда пригодится.


Право на свободный труд.

Делу – время, а потехе – час.


Право на жизнь.

Дело мастера боится.


Права на отдых и досуг.

Жить – родине служить. 


Право на свободный труд.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. 

Право на образование.



КАРТОЧКА №4


Посадила лиса Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь, желая съесть к обеду. Какое право хотела нарушить лиса? 


Сел Медведь на Теремок и раздавил его. Выскочили звери из теремка и разбежались кто куда. Какое право зверей нарушил Медведь? 

Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал самым умным. Но в той стране, где он жил, образование могли получить только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить азбуку для Буратино. О каком праве мечтал папа Карло? 


Гуси-лебеди унесли братца Иванушку к Бабе Яге за тридевять земель в тридесятое царство и посадили под замок в избушку на курьих ножках.


Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет… 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.