Конспект внеурочного занятия на тему «Права и обязанности» (4–5 классы)
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
по формированию правовой культуры у детей младшего школьного возраста
Выполнила: студентка 4 курса группы П-183,
Ахметова Лейла Фаритовна
Набережные Челны, 2021 г.
Направление: социально-правовое.
Вид деятельности: игровая деятельность, частично-поисковая деятельность.
Класс: 4.
Тема: «Права и обязанности».
Цель: формирование правовой культуры у обучающихся младшего школьного возраста.
Задачи:
воспитывающая: содействовать воспитанию у обучающихся правовой культуры; содействовать воспитанию ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
развивающая: способствовать развитию мышления, памяти связной речи детей, творческих навыков, умения делать выводы.
образовательная: способствовать формированию представлений об основных правах и обязанностях детей; способствовать ознакомлению с нормативными документами, регулирующими защиту прав человека в Российской Федерации, с организациями, защищающими права граждан.
Метапредметные результаты (УУД):
Познавательные УУД:
Способствовать формированию:
умения извлекать информацию, представленную в различных формах;
умения давать определения понятиям;
Регулятивные УУД:
Способствовать формированию:
способности принимать и сохранять цели и задачи данной деятельности;
умения организовывать свое рабочее место;
умения контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД:
Способствовать формированию:
умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
способности осознанно строить речевое высказывание.
Личностные УУД:
Способствовать формированию:
мотивов, потребностей, применение знаний в жизни;
выражения положительного отношение к процессу познания.
Уровень образовательных результатов:
2-ой уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Место проведения: учебный кабинет.
Применяемые технологии: ИКТ, игровая, сотрудничества, здоровьесберегающая.
Оборудование и оформление:
Демонстрационный материал (на доску)
Компьютерная презентация
План занятия.
Раздаточный материал (на парты)
Карточки для рефлексии, карточки с заданиями.
ТСО
Компьютер, проекционная аппаратура.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | УУД |
1.Вступительная часть | Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Сейчас я буду раздавать вам жетоны. Вам нужно посмотреть на обратную сторону жетонов, увидеть, к какой группе вы относитесь, и пересесть на обозначенное место. Ребята, сегодня на занятии предлагаю вам побывать в роли исследователей. Кто такие исследователи? Правильно, исследователи – это лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующими получению новых знаний. Считается, что первым инструментом исследователя была лупа. Поэтому, результаты исследования вы будете фиксировать с помощью лупы – если все получилось, поднимаете лупу зеленого цвета, если возникли затруднения – красного. Объект исследования вы сможете определить, собрав пазл в группах. Откройте конверт №1 и соберите пазл. (собирают пазл – Конституция РФ, «Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека») Как будете готовы, поднимите свои лупы. Вижу многие закончили. Что у вас получилось? Ребята, можете ли вы предположить, что их объединяет? Во всех этих документах собраны права и обязанности человека. Как вы думаете, что является предметом нашего исследования? Правильно, сегодня мы изучим с вами права и обязанности. Какую цель мы поставим перед собой? (познакомиться с правами и обязанностями человека). Ребята, предлагаю познакомиться с вопросами исследования, на которые мы должны найти ответы: 1. Что такое права и обязанности? 2. В каких документах они сохраняются? 3. Какие права и обязанности имеют дети? | Приветствуют. Слушают. Выбирают себе жетон, поворачивают, садятся по группам. Слушают. Отвечают. Слушают, смотрят. Слушают задание. Открывают конверт №1, собирают пазл в группах, обсуждают получившееся. Показывают знак готовности - поднимают лупы. Конституция РФ, «Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека». «Права и обязанности человека». «Познакомиться с правами и обязанностями человека». Слушают. Смотрят план. | Р: умеют организовывать свое рабочее место. Л: выражают положительное отношение к процессу познания. |
II. Основная часть | Приступим к рассмотрению первого вопроса нашего исследования. Ребята, так как исследователи при исследовании обращаются к различным источникам, предлагаю найти определение к словам «право», «обязанности» в словаре Ожегова (1 группа), в интернете (2 группа) и одной группе найти и собрать, разрезанные части (3 группа). На выполнение вам 3 минуты. Ребята, какие определения вы нашли? Какой вывод мы можем сделать? Правильно, права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать. Обязанности – это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка – это, например, обязанность уважать и почитать взрослых. Ребята, для того, чтобы узнать различаете ли вы эти понятия, предлагаю выйти к доске и расставить примеры прав и обязанностей в две колонки, выходим по порядку. Замечательно! Ребята, можем ли мы сказать, что рассмотрели первый пункт исследования? Перейдем ко второму пункту. Ребята, в начале урока вы собрали пазл – в результате мы познакомились с различными нормативными документами. Сейчас в группах прочитайте информацию на карточке №1 об этих документах и познакомьте своих одноклассников. На выполнение данного задания вам 3 минуты. Время вышло, предлагаю каждой группе выйти и познакомить с нормативным документом. Давайте подведем итоги. Законы собраны в Конституции – основном законе государства. Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс» и многие другие. Замечательно! Рассмотрим следующий пункт нашего исследования. У вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Предлагаю посмотреть видеофрагмент с вашими правами и обязанностями. (https://www.youtube.com/watch?v=Vs4mBbhU1m4). После просмотра вам предстоит заполнить в парах кластер на карточке №2, определив какие права и обязанности вы имеете. Какие права и обязанности вы выделили? Правильно, основными правами считаются следующие: 1. Право на образование. 2. Право на охрану здоровья. 3. Право на отдых и досуг. 4. Право на личную жизнь. 5. Право свободно выражать своё мнение. 6. Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством. Продолжим исследование. Ребята, у каждого из вас есть пословицы на карточке №3. Определите какие права отражены в пословицах. Для этого соотнесите с подходящими правами. Предлагаю проверить себя по эталону. Поднимите лупы определенного цвета. Замечательно! Сейчас вы знаете свои права и обязанности. Ребята, нам только что прислали письмо сказочные герои. Давайте прочитаем, что они хотят нам сказать. «Ребята, вы сегодня исследовали свои права и обязанности. Нам понадобилась ваша помощь. Помогите исправить ситуации, в которые мы попали. Скажите какие наши права нарушают!» Давайте поможем нашим героям. Сейчас я каждой группе раздам по карточке. Вам нужно определить, какие права нарушены. На обсуждение вам 5 минут. Ребята, время вышло. Какие нарушенные права вы увидели? Расскажите. Замечательно! Ребята, мы помогли нашим друзьям! | Слушают. Слушают задание. Ищут определение к понятиям «права» и «обязанности» в различных источниках. Отвечают. Слушают. Слушают. Выходят к доске по очереди и расставляют права и обязанности человека. Слушают, отвечают. Слушают. Работают с карточкой №1 – читают информацию о нормативных документах. Выделяют главное. Выступают, рассказывают. Слушают. Слушают. Слушают, смотрят. Слушают. Слушают. Смотрят видео. Заполняют кластер на карточке №2 в парах. Отвечают. Проверяют свои работы. Слушают. Слушают. Берут карточку №3 – читают пословицы и соотносят с подходящими правами. Проверяют себя по эталону. Поднимают лупы. Слушают. Смотрят. Читают, слушают. Выполняют задание в группах – определяют какие права нарушены в примерах. Обсуждают. Отвечают. Рассказывают. Слушают. | Р: принимают и сохраняют цели и задачи данной деятельности. П: умеют извлекать информацию, представленную в различных формах. П: умеют давать определения понятиям. К: умеют активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. К: осознанно строят речевое высказывание. Р: умеют контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
3. Заключительная часть | Ребята, посмотрите на план, все ли пункты исследования мы выполнили? А какая была цель нашего занятия? Достигли ли мы ее? Замечательно! Ребята, хороший труд ученого, исследователя награждается. Я тоже хочу вас наградить грамотой, вы сегодня были замечательными исследователями Я рада, что вы не боитесь трудностей и, даже если они у вас возникают, знаете, как их преодолевать. У вас в конвертах также есть оценочные листы – грамоты, поставьте себе отметку, соответствующую критериям: 5 – если вы все поняли, усвоили сегодняшний материал, все получилось! 4 – возникали трудности. 3 – остались вопросы. Видно, что все работали старательно. Но нам уже пора попрощаться! До свидания! | Отвечают. Отвечают. Выходят, получают грамоту. Слушают. Оценивают свою деятельность – ставят отметки в своих грамотах. Слушают. Прощаются. | Р: умеют оценивают свою деятельность. |
Приложение
КАРТОЧКА №1 (1 группа)
Конституция РФ – это высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята на Всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой.
Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане страны. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
В Конституции указано, как должно быть устроено государство и что для него самое главное.
Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.
КАРТОЧКА №1 (2 группа)
Всеобщая декларация прав человека - это документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН (10 декабря 1948 г.) и состоящий из преамбулы и 30 статей, представляет собой развитие и конкретизацию Устава ООН. Определяет круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению, основывается на принципе сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и религии.
КАРТОЧКА №1 (3 группа)
Конвенция о правах ребенка – важнейший международный документ, принятый ООН и определивший для передового мирового сообщества основные принципы деятельности в сфере семейной и молодежной политики.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка - это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция - это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
КАРТОЧКА №2
Дети
Права
Обязанности
КАРТОЧКА №3
Грамоте учиться – всегда пригодится. | Право на свободный труд. |
Делу – время, а потехе – час. | Право на жизнь. |
Дело мастера боится. | Права на отдых и досуг. |
Жить – родине служить. | Право на свободный труд. |
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. | Право на образование. |
КАРТОЧКА №4
Посадила лиса Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь, желая съесть к обеду. Какое право хотела нарушить лиса?
Сел Медведь на Теремок и раздавил его. Выскочили звери из теремка и разбежались кто куда. Какое право зверей нарушил Медведь?
Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал самым умным. Но в той стране, где он жил, образование могли получить только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить азбуку для Буратино. О каком праве мечтал папа Карло?
Гуси-лебеди унесли братца Иванушку к Бабе Яге за тридевять земель в тридесятое царство и посадили под замок в избушку на курьих ножках.
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет…