Статья на тему «Формирование приёмов учебной деятельности в условиях личностно-ориентированного обучения на уроках биологии»
Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно-ориентированного обучения на уроках биологии.
1.1. Актуальность темы
В современном обществе возрастает потребность в развитии личности, способной к самостоятельному принятию решений, к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим перед техникумом ставится задача развития у обучающихся самостоятельности, инициативности, умения творчески мыслить и применять полученные знания на практике.
Одним из подходов, позволяющих решить эту задачу, является личностно-ориентированное обучение. Это подход, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося, его потребности и интересы, а также обеспечивается развитие его личности.
1.2. Цель и задачи разработки
Целью данной методической разработки является описание подходов и методов формирования приемов учебной деятельности на уроках биологии в условиях личностно-ориентированного обучения.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть основные принципы личностно-ориентированного подхода в обучении;
– изучить методы и приемы формирования учебной деятельности;
– предложить конкретные примеры использования личностно-ориентированных подходов на уроках биологии.
II. Теоретическая часть
2.1. Основные принципы личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает создание условий для развития индивидуальности каждого учащегося. Основными принципами такого обучения являются:
1) признание уникальности каждого ученика;
2) опора на его индивидуальные особенности и потребности;
3) создание условий для саморазвития и самореализации учащегося;
4) обеспечение позитивного взаимодействия между учителем и учеником;
5) учет индивидуальных результатов обучения.
2.2. Методы и приемы формирования учебной деятельности
Формирование приемов учебной деятельности возможно с помощью различных методов и приемов, которые должны быть адаптированы под индивидуальные особенности учащихся. К таким методам можно отнести:
– проблемное обучение;
– исследовательскую деятельность;
– проектную деятельность;
– игровые методы;
– использование ИКТ;
– применение разнообразных форм работы (индивидуальной, групповой, фронтальной).
III. Практическая часть
3.1. Примеры использования личностно-ориентированных методов на уроках биологии
На уроках биологии возможно использование различных личностно-ориентированных методик. Например, на уроке по теме "Строение клетки" можно предложить учащимся исследовательскую работу, в ходе которой они должны будут изучить строение клетки под микроскопом и сделать выводы об особенностях ее строения.
Также на уроках биологии можно использовать проектную деятельность. Например, учащиеся могут разработать проект "Влияние различных факторов на рост и развитие растений" и представить его на уроке.
3.2. Результаты применения личностно-ориентированных методов
Применение личностно-ориентированных методик на уроках биологии позволяет повысить интерес учащихся к предмету, развить их познавательные способности и умение самостоятельно добывать знания. Учащиеся становятся более активными и инициативными, учатся работать в команде и принимать решения. Кроме того, использование таких методик способствует развитию личностных качеств учащихся, таких как самостоятельность, ответственность, толерантность и др.