Формирование стрессоустойчивости школьников
Родительское собрание «Формирование стрессоустойчивости школьников»
Цель: сформировать представление родителей о стрессоустойчивости школьников.
Задачи:
-познакомить родителей с понятием стресс и стрессоустойчивость
-сформировать их представление о стрессоустойчивости школьников
-дать им рекомендации о средствах и методах формирования стрессоустойчивости у их детей.
Форма проведения: беседа
Участники: родители 9 класса
Ход родительского собрания
Вступительная часть
Добрый вечер, уважаемые родители. Большое Вам спасибо за то, что нашли силы и время прийти на наше сегодняшнее родительское собрание. Итак, Ваши дети перешагнули порог девятого класса. В этом году они выпускники нашей школы. Это непростой период как для Вас, так и для них. На сегодняшнем собрании мы познакомимся с понятиями стресс и стрессоустойчивость, а также узнаем, как помочь ребёнку её сформировать.
Основная часть
«Стресс (от англ, перегрузка) - реакция организма на раздражающие факторы, проявляющаяся в виде органических, физиологических, нервно-психических расстройств».
Все мы разные, и реакции на стресс у нас тоже разные. Самое главное - приучить себя прислушиваться к стрессовым сигналам организма.
Экзамены - это необходимый этап перед вступлением во взрослую жизнь. Для одних это проходит безболезненно, для других является первым серьезным испытанием, часто имеющим негативную, травмирующую окраску. Но симптомы стресса имеют и те и другие.
Признаки стресса можно разделить на три категории: физические, эмоциональные и поведенческие.
Физические признаки:
Бессонница.
Головные боли.
Запоры.
Понос.
Частое мочеиспускание.
Усиление сердцебиения.
Боли в животе.
Тошнота или рвота.
Потеря аппетита или постоянное чувство голода.
Нарушение менструального цикла.
Сыпь на теле.
Кожный зуд.
Эмоциональные признаки:
Импульсивное поведение.
Пониженное настроение.
Гнев.
Нарушение памяти и концентрации внимания.
Беспокойный сон (кошмары).
Необоснованная агрессивность.
Раздражительность, частые слезы.
Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей.
Импульсивное, непредсказуемое поведение.
Поведенческие признаки:
Кручение волос.
Кусание ногтей.
Потеря интереса к внешнему облику.
Наморщивание лба.
Скрежетание зубами.
Пронзительный нервный смех.
Усиленное курение.
Чрезмерное потребление лекарств.
Притопывание ногой или постукивание пальцем.
Конечно, стресс не является болезнью, которую нужно лечить, но само пребывание в стрессовом состоянии довольно дискомфортно, от него хочется избавиться. Во время экзаменов стресс дезорганизует деятельность, понижается самооценка, появляется чувство неуверенности в себе. Естественно, это не способствует успешной сдаче экзаменов. Поэтому важно уметь управлять стрессом, предотвращать и преодолевать его.
Стрессоустойчивость — это способность психики противостоять внешним раздражителям. Это совокупность качеств, позволяющих спокойно преодолевать напряжённые ситуации, без всплесков деструктивных эмоций и без последствий для ментального здоровья.
Итак, рассмотрим несколько приемов для формирования стрессоустойчивости у школьников.
1. Хорошие привычки. Научиться справляться со стрессом можно с малого, например, с выработки хороших привычек: соблюдать режим дня, полноценно высыпаться, делать зарядку и физические упражнения.
2. Существуют так же упражнения для эмоциональной раскачки. Детям нужно учиться раскрывать свои эмоции через проигрывание и моделирование ситуаций, например, покричать или искренне порадоваться. Это помогает ребенку становиться устойчивым к стрессу, так как выплеск эмоции нейтрализует стресс и развитие различных заболеваний как физического, так и психологического характера, дает ребенку освободиться от негативной составляющей, учит не зажимать эмоцию в себе, а дать ей выход.
3. Умение управлять своими эмоциями. Важно учить детей владеть своими эмоциями. Для чего есть также ряд специальных упражнений. Ведь даже произнести одну и ту же фразу, например, «Я тебя ненавижу», можно с разными эмоциональными и смысловыми оттенками.
5. Способность саморегуляции. Важно ребенка научить контролировать свои действия и поступки и тогда ему легче будет справиться со стрессом.
Для формирования высокого уровня стрессоустойчивости необходимо доверие. Важно не бездумно защищать детей от любых физиологических и эмоциональных стрессов, важно научить их грамотно реагировать на изменения социума и окружающей среды. Уметь не поддаваться панике, знать, как найти ресурсные состояния в любой ситуации.
Далее рассмотрим формы и методы повышения стрессоустойчивости.
Формы и методы повышения стрессоустойчивости
Мышечная релаксация. Любое напряжение в теле связано с напряжением психики. Убирая напряжение в теле, мы убираем и соответствующее психическое напряжение. Во время релаксации организм получает полноценный отдых.
Дыхательные практики. Например, дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
Аутотренинг. Сущность метода в том, что человек проговаривает слова, помогающие расслабить все мышцы и органы тела, затем в состоянии расслабления внушает себе определённую формулу, касающуюся успешной сдачи экзамена.
Например, некоторые формулы аутотренинга для экзамена:
-«Я всё знаю, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих знаниях. Спокойно».
-«Я спокоен и уверен в себе».
-«Моя память работает хорошо. Я всё помню».
-«Я могу доказать, что много работал и всё выучил».
Позитивное мышление. Суть позитивного мышления - это умение находить в любой момент жизни повод для радости и воспринимать неудачи рационально, анализируя причины и принимая, как ценный опыт.
Заключительная часть
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал ребенку готовиться к экзамену.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
- Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
- Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
- Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
- Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д., стимулируют работу головного мозга.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
- Не критикуйте ребенка во время экзамена.
- Помните: главное - снизить напряженность и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
Список литературы:
1. Апчел, А. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека [Текст] / А. Н. Апчел, В. И. Цыган. – СПб. : ВИФК, 1999. – 204 с.
2.Грегор, О. Как противостоять стрессу [Текст] / О. Грегор // Стресс жизни: Сборник. – СПб. : Лейла, 1994. – С. 7-114.
3.Чеботарева, Е. Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ [Текст] / Е. Чеботарева // Школьный психолог – 2011. – № 8. – С. 36-43. 57.
4.Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями [Текст] / М. Ю. Чибисова. – М. : Генезис, – 2009. – 184 с.