Формирование стрессоустойчивости школьников

0
0
Материал опубликован 14 October в группе

Родительское собрание «Формирование стрессоустойчивости школьников»

Цель: сформировать представление родителей о стрессоустойчивости школьников.

Задачи:

-познакомить родителей с понятием стресс и стрессоустойчивость

-сформировать их представление о стрессоустойчивости школьников

-дать им рекомендации о средствах и методах формирования стрессоустойчивости у их детей.

Форма проведения: беседа

Участники: родители 9 класса

Ход родительского собрания

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители. Большое Вам спасибо за то, что нашли силы и время прийти на наше сегодняшнее родительское собрание. Итак, Ваши дети перешагнули порог девятого класса. В этом году они выпускники нашей школы. Это непростой период как для Вас, так и для них. На сегодняшнем собрании мы познакомимся с понятиями стресс и стрессоустойчивость, а также узнаем, как помочь ребёнку её сформировать.

Основная часть

«Стресс (от англ, перегрузка) - реакция организма на раздражающие факторы, проявляющаяся в виде органических, физиологических, нервно-психических расстройств».

Все мы разные, и реакции на стресс у нас тоже разные. Самое главное - приучить себя прислушиваться к стрессовым сигналам организма.

Экзамены - это необходимый этап перед вступлением во взрослую жизнь. Для одних это проходит безболезненно, для других является первым серьезным испытанием, часто имеющим негативную, травмирующую окраску. Но симптомы стресса имеют и те и другие.

Признаки стресса можно разделить на три категории: физические, эмоциональные и поведенческие.

Физические признаки:

Бессонница.

Головные боли.

Запоры.

Понос.

Частое мочеиспускание.

Усиление сердцебиения.

Боли в животе.

Тошнота или рвота.

Потеря аппетита или постоянное чувство голода.

Нарушение менструального цикла.

Сыпь на теле.

Кожный зуд.

Эмоциональные признаки:

Импульсивное поведение.

Пониженное настроение.

Гнев.

Нарушение памяти и концентрации внимания.

Беспокойный сон (кошмары).

Необоснованная агрессивность.

Раздражительность, частые слезы.

Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей.

Импульсивное, непредсказуемое поведение.

Поведенческие признаки:

Кручение волос.

Кусание ногтей.

Потеря интереса к внешнему облику.

Наморщивание лба.

Скрежетание зубами.

Пронзительный нервный смех.

Усиленное курение.

Чрезмерное потребление лекарств.

Притопывание ногой или постукивание пальцем.

Конечно, стресс не является болезнью, которую нужно лечить, но само пребывание в стрессовом состоянии довольно дискомфортно, от него хочется избавиться. Во время экзаменов стресс дезорганизует деятельность, понижается самооценка, появляется чувство неуверенности в себе. Естественно, это не способствует успешной сдаче экзаменов. Поэтому важно уметь управлять стрессом, предотвращать и преодолевать его.

Стрессоустойчивость — это способность психики противостоять внешним раздражителям. Это совокупность качеств, позволяющих спокойно преодолевать напряжённые ситуации, без всплесков деструктивных эмоций и без последствий для ментального здоровья. 

Итак, рассмотрим несколько приемов для формирования стрессоустойчивости у школьников.

1. Хорошие привычки. Научиться справляться со стрессом можно с малого, например, с выработки хороших привычек: соблюдать режим дня, полноценно высыпаться, делать зарядку и физические упражнения.

2. Существуют так же упражнения для эмоциональной раскачки. Детям нужно учиться раскрывать свои эмоции через проигрывание и моделирование ситуаций, например, покричать или искренне порадоваться. Это помогает ребенку становиться устойчивым к стрессу, так как выплеск эмоции нейтрализует стресс и развитие различных заболеваний как физического, так и психологического характера, дает ребенку освободиться от негативной составляющей, учит не зажимать эмоцию в себе, а дать ей выход.

3. Умение управлять своими эмоциями. Важно учить детей владеть своими эмоциями. Для чего есть также ряд специальных упражнений. Ведь даже произнести одну и ту же фразу, например, «Я тебя ненавижу», можно с разными эмоциональными и смысловыми оттенками.

5. Способность саморегуляции. Важно ребенка научить контролировать свои действия и поступки и тогда ему легче будет справиться со стрессом.

Для формирования высокого уровня стрессоустойчивости необходимо доверие. Важно не бездумно защищать детей от любых физиологических и эмоциональных стрессов, важно научить их грамотно реагировать на изменения социума и окружающей среды. Уметь не поддаваться панике, знать, как найти ресурсные состояния в любой ситуации.

Далее рассмотрим формы и методы повышения стрессоустойчивости.

Формы и методы повышения стрессоустойчивости

Мышечная релаксация. Любое напряжение в теле связано с напряжением психики. Убирая напряжение в теле, мы убираем и соответствующее психическое напряжение. Во время релаксации организм получает полноценный отдых.

Дыхательные практики. Например, дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

Аутотренинг. Сущность метода в том, что человек проговаривает слова, помогающие расслабить все мышцы и органы тела, затем в состоянии расслабления внушает себе определённую формулу, касающуюся успешной сдачи экзамена.

Например, некоторые формулы аутотренинга для экзамена:

-«Я всё знаю, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих знаниях. Спокойно». 

-«Я спокоен и уверен в себе». 

-«Моя память работает хорошо. Я всё помню». 

-«Я могу доказать, что много работал и всё выучил».

Позитивное мышление. Суть позитивного мышления - это умение находить в любой момент жизни повод для радости и воспринимать неудачи рационально, анализируя причины и принимая, как ценный опыт.

Заключительная часть

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.

- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал ребенку готовиться к экзамену.

- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

- Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

- Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

- Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

- Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д., стимулируют работу головного мозга.

- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

- Не критикуйте ребенка во время экзамена.

- Помните: главное - снизить напряженность и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.







Список литературы:

1. Апчел, А. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека [Текст] / А. Н. Апчел, В. И. Цыган. – СПб. : ВИФК, 1999. – 204 с.

2.Грегор, О. Как противостоять стрессу [Текст] / О. Грегор // Стресс жизни: Сборник. – СПб. : Лейла, 1994. – С. 7-114.

3.Чеботарева, Е. Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ [Текст] / Е. Чеботарева // Школьный психолог – 2011. – № 8. – С. 36-43. 57.

4.Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями [Текст] / М. Ю. Чибисова. – М. : Генезис, – 2009. – 184 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.