Родительское собрание на тему: «Формирование стрессоустойчивости обучающихся»
Родительское собрание на тему:
«Формирование стрессоустойчивости обучающихся»
Составитель:
педагог-психолог
Ганус Юлия Сергеевна
Цель: научить родителей младших школьников грамотно выходить из стрессовых ситуаций, помочь в решении проблем, связанных с вредными привычками младших школьников; научить родителей умению бесконфликтного общения со своими детьми в стрессовых ситуациях.
Форма: психологическая беседа, тренинг.
Участники: родители учащихся, классные руководители.
Подготовительный этап:
пригласить родителей учащихся;
тематически оформить кабинет;
подготовить выставку литературы по теме собрания.
Оборудование: помещение для проведения собрания; высказывания о родителях и детях: листы и ручки для проведения опроса.
Ход родительского собрания:
Беседа. У первоклассника часто могут возникать как в школе, так и дома стрессовые ситуации. Даже в раннем школьном возрасте у младших школьников возникает много жизненных (по их мнению) проблем.
Независимо от того, является ли это кратковременным или длительным состоянием, родителей неизбежно ждут тревоги и волнения.
Психологическое расстройство может быть таким же мучительным, как и любое другое физиологическое. Зачастую проблему оказывается нелегко выявить по внешним признакам: ее симптомы трудно понять и описать.
Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что детям нужно уделять внимание. Но далеко не всегда удается побыть наедине со своим ребенком, пообщаться с ним, выслушать новости, принесенные из школы или детского сада. И нередко случается так, что лишь когда малыш уснул, мы вспоминаем, что был он каким-то вялым, грустным, не мешал смотреть любимый телесериал. «Ничего, расспрошу завтра», — утешаем мы себя. А завтрашний день приносит новые хлопоты и заботы... А ведь именно так можно проглядеть детский стресс.
Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что детям нужно уделять внимание. Но далеко не всегда удается побыть наедине со своим ребенком, пообщаться с ним, выслушать новости, принесенные из школы или детского сада. И нередко случается так, что лишь когда малыш уснул, мы вспоминаем, что был он каким-то вялым, грустным, не мешал смотреть любимый телесериал. «Ничего, расспрошу завтра», — утешаем мы себя. А завтрашний день приносит новые хлопоты и заботы... А ведь именно так можно проглядеть детский стресс.
Стресс — это не всегда плохо
Стресс — это потрясение, реакция на раздражитель или стрессогенный фактор (в переводе с английского stress — это давление, нажим, напряжение). Стрессов бояться не следует, ведь человек нуждается в регулярных встрясках для ощущения всей полноты жизни и для того, чтобы его организм нормально функционировал. И просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает собраться, мобилизовать все силы на экзамене, во время визита к врачу, на публичных выступлениях или спортивных состязаниях. Но возможна и деструктивная реакция на аналогичные ситуации, при которых возникают растерянность, тревога, апатия. То есть опасным является не сам стресс, а патологическая реакция на него.
Далеко не всем известно, что стрессом можно назвать не только какое-то серьезное, драматическое или даже трагическое событие. Стресс может вызвать и жизнь в тяжелой безвыходной ситуации: сложные бытовые условия, материальные затруднения, перегруженность и хроническая занятость, постоянное недосыпание, череда мелких травмирующих событий (так называемая черная полоса). Поэтому даже взрослый человек не всегда отдает себе отчет в том, что находится в состоянии хронического стресса. Что уж говорить о том, если нечто подобное переживает ребенок.
Причины стресса у детей
Насколько применимо к малышу такое понятие, как «стресс»? Увы, в такой же мере, как и к взрослому. С той лишь разницей, что незрелая детская психика порой просто не в состоянии справиться с неприятностями без посторонней помощи. И многое зависит от отношения родителей к детским горестям и радостям, от того, насколько уважительно они относятся к личности малыша, сумели ли научить справляться с проблемами.
Стрессогенные ситуации у детей могут быть те же, что и у взрослых: потеря близкого человека, развод родителей, смена коллектива, переезд на новое место проживания... Вместе с тем существуют и сугубо детские проблемы, которые связаны с возрастными изменениями, учебой, отношениями с родителями, сверстниками, учителями.
Стрессу подвержены даже грудные дети. У них он проявляется в повышенной раздражительности, отказе от принятия пищи, неожиданном и резком нарушении общей картины сна. Среди причин могут быть болезнь, госпитализация, разлука с близкими людьми, нарушение режима кормления, неприятности, переживаемые родителями.
Дети от 6 до 12 лет подвержены стрессам, которые вызваны требованиями к ним и дома, и в школе. Типичные стрессогенные ситуации в этом возрасте: давление по поводу успеваемости, зависть, чувство соперничества со старшими братьями и сестрами, ссоры с родителями и друзьями, возрастные изменения в строении тела.
Особо чреват наличием юношеских потрясений подростковый возраст. Тинейджеры драматически переживают сложности в отношениях с противоположным полом, страдают от различных комплексов и заниженной самооценки, переживают из-за неприятия их определенной группой сверстников.
Как распознать стресс у ребенка?
К сожалению, вне зависимости от возраста определить наличие у детей стресса достаточно сложно. Ведь пока ребенок мал, он еще не в состоянии сформулировать свои проблемы, а когда становится постарше, то уже не считает возможным делиться ими со своими близкими. Поэтому родителям следует научиться распознавать косвенные признаки того, что ребенок находится в состоянии хронического стресса.
Итак, есть все основания заподозрить, что у вашего ребенка серьезные проблемы, если он стал раздражительным, неспокойным, у него преимущественно плохое настроение. Он может стать напряженным, тревожным, недовольным собой, склонным к необдуманным импульсивным поступкам. Иногда можно наблюдать проблемы в общении, непродуктивное распределение времени, агрессивное поведение, склонность ко лжи, проявления отчужденности («никому я не нужен, никто меня не любит»). Одновременно могут возникнуть проблемы с учебой из-за ослабления памяти, спутанного мышления, ухудшения способности концентрироваться. Бывает, что ребенок плохо спит из-за кошмаров или, напротив, страдает повышенной сонливостью. Нередки и такие признаки стресса, как потеря аппетита или, наоборот, склонность к перееданию; речевые нарушения; головные боли; расстройства пищеварения (запоры или поносы); сердцебиение; тошнота; повышенная утомляемость; потливость; неопределенные боли, не поддающиеся врачебной диагностике; склонность к аллергическим реакциям; частые простудные заболевания и инфекции.
ни.
Тест для родителей «Ваш ребенок болен неврозом или может заболеть им?»
(Каждый пункт оценивается в 2 балла, если указанные симптомы выражены и тем более возрастают в своей интенсивности в последнее время. Если указанные проявления встречаются периодически, то оцениваются в 1 балл. При их отсутствии ставится 0 баллов)
Болезнь уже есть или возможна, если ребенок:
• легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу;
• чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться;
• капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть;
• часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний;
• крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно;
• все больше грустит и печалится без видимой причины;
• много бесцельно манипулирует предметами (вертит в руках ручку, листает книгу и т.п.);
• долго не засыпает, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром;
• становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий;
• появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях;
• нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках;
• все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время;
• все труднее найти с ним общий язык, договориться; становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя;
• начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи;
• снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает школу.
РЕЗУЛЬТАТ:
Набор от 20 до 30 баллов означает: невроз у вашего ребенка несомненен.
15—20 — он был или будет в ближайшее время.
10—15 баллов говорят о нервном расстройстве, не обязательно достигающем стадии заболевания.
5—10 баллов требуют от вас быть более внимательным к нервной системе ребенка.
Ниже 5 баллов — отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей вашего ребенка.
Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку избавиться от стресса?
В этой ситуации не помогут ни целители, ни экстрасенсы. Помимо специальных, научно разработанных методов психотерапии самим родителям нужно провести определенную психологическую работу над собой. О том, что это не так легко, как покажется с первого взгляда, можно сделать вывод, ознакомившись с нижеследующими рекомендациями. Итак, чтобы ваш ребенок вылечился от невроза, вам нужно предпринять следующее.
1. Стараться быть частью жизни своего ребенка. Откликаться на его проблемы, принимать участие в их решении.
2. Доверять своему ребенку.
3. Жертвовать своими интересами во имя ребенка.
4. Не жалеть времени и средств на воспитание и образование ребенка.
5. Стараться быть авторитетом для своего ребенка.
Самосовершенствоваться.
6. Стараться быть гибкими в воспитании ребенка. Не быть чрезмерно формальными и принципиальными.
7. Контролировать свои чувства и поступки.
8. Не использовать диктат в общении с детьми.
9. Быть терпеливыми и последовательными.
10.Постараться, чтобы отношения между супругами в семье (даже бывшими), не отражались на психическом здоровье ребенка.
11. Позаботиться о своем психическом здоровье.
Только с учетом всех этих рекомендаций можно обеспечить надежный эффект освобождения вашего ребенка от невротического заболевания и недостатков характера.
3. Заключительное слово ведущего. (Оценка настроения родителей)
Список литературы и интернет-ресурсов
Абабков В.А., Перре М., Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПБ: Речь, 2004, 166 с.
Абабков В.А., Веревочкин С.В. Биологические и психологические детерминанты реагирования на ситуации социального стресса. Вестник Южно-Уральского университета, серия: психология, выпуск №3, т.6, 2013, 95с.
Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПБ: Прайм, Еврознак, 2008, 479 с.
Завязкин О.В. Как избежать стресса / О.В. Завязкин. - М.: Сталкер, 2000. - 320 с.
Селье Г. Стрессология / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1995. - 245 с.
Селье Г. Стресс: тихий убийца / Г. Селье. - ГЕО, 2003. - N5. - 364 с.
Шишенин М.В. Стрессовые ситуации / М. В. Шишенин. - М.: Академия, 1991- 315с
otherreferats.allbest.ru/psychology/00466914_0.html
maminmayak.ru/shkolnyiy-stress-kak-pomoch-rebenku/
nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/01/22/vliyanie-stressa-na-zhizn-shkolnikov