Проектно-исследовательская работа «Формирование у дошкольников и у школьников 1–2 классов уважительного отношения к старшим»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени А.И. Трофимова» города Чебоксары Чувашской Республики
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
«Старших надо уважать»
Тема: Формирование у дошкольников и у школьников 1-2 классов уважительного отношения к старшим
Подготовила: тьютор Иванова Алина Владимировна
|
Чебоксары 2023
СОДЕРЖАНИЕ
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 8
5. УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 17
7. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 21
Итоговое родительское собрание «Вежливое общение в семье. Уважение детей к взрослым» 28
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 30
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица 1 – Паспорт проекта
Название проекта |
«Старших надо уважать» |
Тема проекта |
Формирование у дошкольников уважительного отношения к старшим |
Автор проекта |
Иванова Алина Владимировна, студентка 4 курса группы ДО-3-20 специальности 44.02.01. Дошкольное образование |
Место реализации проекта |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204 «Лапландия» города Чебоксары Чувашской Республики, старшая возрастная группа |
Проблема, на решение которой направлен проект |
Не все родители знают, как правильно воспитывать в ребенке уважительное отношение к старшему поколению, следовательно, и большинство детей не понимают, как уважительно относиться к людям старшего возраста, кто такие люди старшего возраста, не знают об этических нормах общения со старшими. |
Цель проекта |
Формирование у дошкольников уважительного отношения к старшим, развитие стремления быть внимательным к людям старшего поколения. |
Задачи проекта |
Познакомить дошкольников с понятием, кто такие люди старшего поколения. Расширять знания детей об этических нормах общения со старшими. Воспитывать заботливое, уважительное отношение к старшему поколению. Развивать умение проявлять внимание к эмоциональному состоянию взрослого. Взаимодействовать с семьями воспитанников при формировании у детей уважительного отношения к старшим. |
Участники проекта |
Воспитанники старшей группы, воспитатель, родители воспитанников. |
Сроки реализации проекта |
11.10.2023-30.04.2024 (долгосрочный проект) |
Ожидаемые результаты |
Дети имеют представление о том, кто такие люди старшего поколения, чем они отличаются от молодых людей и почему им нужна помощь младшего поколения. Дети проявляют заботливое и уважительное отношение к старшему поколению. Знают, почему нужно о них заботиться и помогать им. Имеют представление об уважительном отношении к старшим, о том, что входит в понятие «уважительное отношение». Дети внимательны к эмоциональному состоянию взрослых людей. Умеют их поддержать, если это необходимо. Дети знают и применяют этические нормы в ходе общения со взрослыми. Общаются тактично и уважительно. Умеют выделять отличие культуры общения со старшим поколением от младшего. У детей сформировано уважительное отношение к старшим в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Родители стали вкладывать больше усилий в своих детей для формирования уважительного отношения к старшим. |
АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Согласно документу «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей современной образовательной политики является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы и Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Вышеперечисленные качества формируются с периода детства.
Дошкольный возраст является важным возрастом в становлении личности человека. Перед педагогами стоит задача подготовки ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами семьи, общества и государства. Сложность сегодняшнего воспитания – как отмечают многие исследователи, в размытости нравственных ориентиров. У детей искажены представления о патриотизме, семейных ценностях.
Проблема формирования уважительного отношения у дошкольников к старшим пользуется актуальностью у ученых различных наук. Формирование у воспитанников уважительного отношения к старшим основывается на социокультурных нормах и ценностных ориентациях, которые закладываются в дошкольном детстве. Воспитание уважения к старшим, особенно к пожилым людям, является одной из задач нравственного воспитания. Это одна из непреходящих ценностей, которую ребенок должен присваивать в дошкольном возрасте. Нравственная ценность — это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с явлениями, свидетельствующими о деградации части нашей молодежи, падении ее моральных устоев, нравственной ценности. Из всех принципов нравственных ценностей, особо хочется подчеркнуть – уважение к старшим.
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Пушкин А.С.
Проблема формирования уважительного отношения детей к старшим, в философском, психологическом, педагогическом аспектах рассматривалась такими учеными, как Г. Ващенко, Ю. Коменский, А. Макаренко, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, С. Русова, В. Сухомлинский, К. Ушинский и др. Родители, создавая семейный микроклимат, формируют у детей ценностные ориентации и нравственные нормы, воспитывают в них общественно значимые личностные качества и постепенно привлекают к общественной жизни.
Актуальность темы и проблемы послужила разработке педагогического проекта «Формирование у дошкольников уважительного отношения к старшим».
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Анализ внешней среды
Для того чтобы выявить особенности формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения к старшим, необходимо раскрыть понятие «уважительное отношение к старшим». Данное понятие в философской, педагогической и психологической литературе раскрывается неоднозначно, что свидетельствует о его сложности. Проанализируем характеристику понятия «уважительное отношение к старшим» из различных источников и попытаемся дать определение основным понятиям «уважение», «отношение», «уважительное отношение». Для решения этой задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросам воспитания уважительного отношения у детей к пожилым людям. Вопросами воспитания уважительного отношения занимались такие авторы как Смирнов И. Б., Шемшурина А., Шутова В.
Философы рассматривают «отношение» как одну из основных логико-философских категорий, отражающих способ бытия и познания, как необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира. Основу исследования проблемы отношений составляет философский вопрос о взаимосвязи объективного и субъективного в отношениях.
Наиболее полное изучение отношений личности в психологическом плане принадлежит В. Н. Мясищеву. В созданной им концепции «психологического отношения» утверждается, что психологические отношения человека в развитом виде представляют собой систему индивидуальных избирательных, сознательных, активных связей личности со всей действительностью или отдельными ее сторонами.
Эта система вытекает из всей истории развития человека, выражает его личный, общественно обусловленный опыт и внутренне определяет его действия и переживания. Определение «отношения» отражает важнейший для понимания психики факт – взаимосвязь личности и среды. Уважение – позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением. По Канту, такое уважение составляет норму межчеловеческих отношений; только на его основе может возникнуть установка объективной «благожелательности», позволяющая нам не судить, а понимать другого.
Кроме того, уважение – это моральный долг, единственно верная естественная позиция человека перед лицом любой ценности и, в частности, перед лицом любой человеческой личности.
Уважение – одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения. Однако смысл этих качеств, из которых складывается уважение, определяется характером общества и принятыми парадигмами. Понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.
Таким образом, объединяя эти два понятия, мы можем сказать, что уважительное отношение – это выражение почтения одного субъекта по отношению к другому.
«Уважительное отношение к старшим» – как образование личности, которое включает понимание сопричастности со взрослыми, выражаемое через почитание взрослых, почитание предков; осознание нравственных ценностей – любви, дружбы, верности, уважения – как основы уважительного отношения к взрослым; эмоциональную отзывчивость на чувства, заботы и переживания взрослых; моральное удовлетворение от признания и любви взрослых; потребность принимать участие в жизни взрослого.
Тема формирования уважительного отношения к взрослым привлекала внимание педагогов и психологов различных направлений на протяжение многих столетий. В обучении подрастающего поколения выдающиеся философы и педагоги прошлого Я. Коменский, Фр. Рабле, М. Монтень, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Й. Песталоции, А. Дистервег, К. Ушинский, Л. Толстой, М. Монтессори и другие. К проблеме обращались многие педагоги и психологи прошлого, как (П. П. Блонский, Е. И. Кондради, А. А. Смирнов, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Очень выжными являются методологические требования основателя отечественной педагогики К. Ушинского.
Анализ внутренней среды
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204 «Лапландия» города Чебоксары Чувашской Республики. Расположен по адресу: г. Чебоксары, ул. Эльменя, д. 32.
Заведующим МБДОУ «Детский сад № 204» является Ижетникова Ольга Игоревна.
Детский сад основан 10 декабря 2015 года.
ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели (понедельник-пятница), длительность пребывания детей в ДОУ- 12 часов - с 6:30 до 18:30. Суббота-воскресенье: выходной.
Свою образовательную деятельность ДОУ строит в соответствии с основной общеобразовательной программой, разработанной учреждением на основе ФГОС ДО и ФОП ДО на учебный год на основе следующих программ:
- программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы» Т.В. Мурашкина, Чебоксары 2015 г.
- программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» Е.Н. Николаевой, Чебоксары 2015
- программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья» / И.В. Махалова, Чебоксары 2015 г.
- программа этнохудожественного развития 2-4 лет «Узоры чувашской земли» / Л.Г. Васильева, Чебоксары 2015 г.
- программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. — Соловей Л.Б. Чебоксары, 2015 г.
- Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий, -М .Вентана –Граф, 2015 г.
Для оптимальной организации работы дошкольного образовательного учреждения создана соответствующая система управления.
1. Согласно Уставу, Управление Учреждением осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
2. Единоличным исполнительным органом Учреждения является заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, который осуществляет текущее руководство Учреждением.
3. На основании п.4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Учреждении формируются постоянно действующие коллегиальные органы управления:
- Общее собрание работников Учреждения
- Педагогический совет
- Управляющий совет
В учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей дошкольного возраста, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Здание детского сада двухэтажное, имеется центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование. Предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда соответствует нормативно-правовому статусу ДОУ, реализуемым образовательным программам, эстетическим и гигиеническим требованиям. Помещения и участки соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям и правилам пожарной безопасности.
В группе имеется все необходимое для полноценного функционирования помещения: раздевальная, игровая, туалетная, умывальная, спальная. Микросреда включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
Также внутри детского сада созданы функциональные кабинеты и помещения: групповые помещения, кабинет заведующего, методический кабинет, спортивный зал, тренажерный зал, музыкальный зал, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, арт-студия, лаборатория технологий, телерадиостудия, пищеблок, прачечная, медицинский блок, процедурный кабинет.
Группа оснащена следующими материалами и оборудованиями по формированию у воспитанников группы уважительного отношения к старшим: плакаты с изображением старших по возрасту людей, стенд с фотографиями бабушек, дедушек и их внуков, уголок книг про бабушек и дедушек.
Первым шагом на подготовительном этапе разработки данного проекта было проведение анкетирования среди родителей детей по теме «Формирование у старших дошкольников уважительного отношения к старшим в условиях семьи», для выявления уровня сформированности у детей уважения к старшим людям. В анкетировании приняли участие 16 родителей. Родителям было предложено ответить на 6 вопросов закрытого типа (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Наглядно результаты анкетирования родителей представлены на рисунке 1.
Как показало анкетирование родителей, многие из них имеют высокое представление о формировании у детей уважительного отношения к старшим (9 родителей – 56%). Они показывают свои детям положительный пример в уважительном отношении к старшим посредством уважительного отношения к своим родителям, мотивируют своих детей в оказании помощи старшим.
Есть родители, которые показали средний уровень (4 родителя – 25%) в формировании уважительного отношения к старшим у своих детей. Они показывают положительный пример посредством хорошего отношения к своим родителям, но не разрешают помогать им в быту, когда ребенок проявляет желание. Есть и такие семьи, в которых родители никак не участвуют в формировании у детей уважения к старшим людям, что составляет 19% (3 родителя) из всего 100%. Они неуважительно относятся к своим родителям, не мотивируют своих детей в оказании помощи старшим и не разрешают помогать в быту.
Также на подготовительном этапе работы над проектом была проведена диагностика детей старшей группы с целью определения имеющихся знаний об уважительном отношении к старшим. С детьми была проведена беседа на тему «Уважение к старшим» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). В беседе были задействованы 16 детей группы.
При проведении диагностики сформированности уважительного отношения к старшим у детей старшего дошкольного возраста через беседу, в соответствии с целевыми ориентирами образовательной программы ДО муниципального бюджетного ДОУ «Детский сад № 204 «Лапландия» города Чебоксары Чувашской Республики, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и федеральной образовательной программой дошкольного образования получены следующие результаты. Они представлены на рисунке 2.
Анализ результатов диагностической беседы показал, что большинство детей, что составляет 44% (7 детей) имеют высокий уровень знаний об уважительном отношении к старшим. Они знают, кто такие люди старшего поколения, правила поведения и общения со старшими по возрасту людьми и используют их в своей повседневной жизни. 31% детей (5 воспитанников) знают, кто такие люди старшего возраста, кого к ним можно отнести, знают правила общения и поведения с ними, но не хотят их соблюдать. Среди всех детей, с кем проводилась диагностическая беседа, есть и те, кто совсем не знает, как относиться к людям старшего возраста, какие правила поведения и общения со старшими по возрасту людьми существуют.
Таким образом, было сделано предположение, что с детьми данной возрастной группы работа по формированию уважительного отношения к старшим в семье ведется, но не систематично.
Для того, чтобы устранить выявленные пробелы в знаниях детей старшей группы был разработан педагогический проект под творческим названием: «Старших надо уважать», который направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к старшим.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: Формирование у дошкольников уважительного отношения к старшим, развитие стремления быть внимательным к людям старшего поколения.
Задачи проекта:
Познакомить дошкольников с понятием, кто такие люди старшего поколения.
Расширять знания детей об этических нормах общения со старшими.
Воспитывать заботливое, уважительное отношение к старшему поколению.
Развивать умение проявлять внимание к эмоциональному состоянию взрослого.
Взаимодействовать с семьями воспитанников при формировании у детей уважительного отношения к старшим.
5. УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Участниками проекта являются воспитатель, дети старшей группы, родители детей старшей группы.
Роль участников в реализации проекта представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Роль участников в реализации проекта
Участники проекта |
Роль в реализации проекта |
Воспитатель |
Организует деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к старшим. Воспитатель проводит с детьми беседы об уважительном отношении к старшему поколению, знакомит с детской художественной литературой, который соответствует теме, проводит сюжетно-ролевые и дидактические игры, которые воспитывают в детях уважительное отношение к старшим. Также совместно с детьми организовывает просмотр видеороликов и мультфильмов по теме уважительного отношения к старшим. |
Дети старшей группы |
Участвуют в беседах, знакомятся с детской художественной литературой об уважительном отношении к старшим, участвуют в игровой деятельности (сюжетно-ролевые и дидактические игры), просматривают совместно с воспитателем видеоролики и мультфильмы по теме. |
Родители детей старшей группы |
Посещают мероприятия, организованные воспитателем для родителей: родительские собрания, консультации, семинары, на которых воспитатель рассказывает, как способствовать формированию у собственных детей уважительного отношения к старшим, дает рекомендации как это сделать и поддерживать в обычной повседневной жизни. Родители изучают данные воспитателем методические рекомендации и памятки по вопросу формирования уважительного отношения к старшим у детей старшего дошкольного возраста. Участвуют в проведении с детьми дня открытых дверей, где они могут ознакомиться с проведением образовательной деятельности по формированию уважительного отношения к старшим. Также взаимодействуют с воспитателем при организации различных мероприятий с детьми: читают совместно с воспитателем и детьми художественную литературу, принимают участие в игровой деятельности, участвуют в просмотре видеороликов и мультфильмов. |
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Для реализации проекта «Формирование у дошкольников уважительного отношения к старшим» необходимы следующие ресурсы:
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 № «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
Программно-методическое обеспечение:
1. Образовательная программа дошкольного образования муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204 «Лапландия» города Чебоксары Чувашской Республики, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
Методическое обеспечение:
Наглядный материал: книги со сказками, рассказами и стихотворениями, мультфильмы, презентации, сюжетные картинки.
Художественная литература: рассказ В. Осеевой «Бабка», стихи о бабушках и дедушках, стихотворение Л. Квитка «Бабушкины руки», рассказ С. Чираоло «Морщинки на бабушкином лице», стихотворение Д. Хайкина «Бабушкины годы», татарская народная сказка «Три дочери».
Видеоматериал: мультфильм «Дедушка и внучек».
Аудиоматериал: песня «Дедушка-дедуля», муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина, песня «Бабушка и дедушка самые родные», песня «Бабушка рядышком с дедушкой».
Дидактические игры: «Вежливые слова», «Хорошие и плохие поступки».
Материально-информационные ресурсы:
Выход в Интернет (интернет ресурсы)
Официальный сайт ДОУ: https://detsad204.rchuv.ru/
Кадровые ресурсы: воспитатель старшей группы.
Технические ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор, электронные носители с презентациями, аудио- и видеоматериалами.
7. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 – Механизмы реализации проекта
Подготовительный этап |
Основной этап |
Заключительный этап |
Работа педагога: -создание условий для реализации проекта; - постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; - определение участников проекта, плана проектных мероприятий и сроков его реализации; - подбор и изучение художественной литературы, видеороликов и мультфильмов по теме; - планирование организации работы по реализации поставленных задач с детьми.
Работа с детьми: -диагностика уровня сформированности уважительного отношения к старшим у детей старшего дошкольного возраста; - проведение беседы для выявления сформированности у старших дошкольников уважительного отношения к старшему поколению.
Работа с родителями: -проведение анкетирования среди родителей с целью изучения готовности принятия участия в проекте; -проведение анкетирования «Формирование у дошкольников уважительного отношения к старшим в условиях семьи»; -проведение родительского собрания по ознакомлению с темой проекта; -составление воспитателем памяток и методических рекомендаций по теме проекта.
|
Работа с детьми: -просмотр видеороликов и мультфильмов, слушание песен по формированию у детей уважительного отношения к старшим и проведение беседы по их содержанию; -организация и проведение различной игровой деятельности: сюжетно-ролевые и дидактические игры; -чтение художественной литературы и проведение беседы по прочитанному произведению; -проведение различной продуктивной деятельности: рисование и аппликации; -решение проблемных и игровых ситуаций по формированию уважительного отношения к старшим; -проведение бесед об уважительном отношении к старшим;
Работа с родителями: -проведение родительских собраний, консультаций по теме проекта; -проведение дня открытых дверей (просмотр образовательной деятельности детей); -совместное участие с детьми в игровой деятельности по теме проекта; -участие в совместном чтении с детьми художественной литературы; -участие в совместном просмотре видеороликов и мультфильмов; -организация видео обращений к родителям по темам формирования у дошкольников уважительного отношения к старшим.
|
Работа с детьми: - проведение повторной диагностики уровня сформированности уважительного отношения к старшим у детей старшего дошкольного возраста; -проведение повторной беседы после проведенных мероприятий по выявлению сформированности у старших дошкольников уважительного отношения к старшему поколению; -проведение итогового открытого занятия, на котором дети могут показать полученные знания.
Работа с родителями: -организация итогового общего родительского собрания с целью обсуждения и анализа сформированности у старших дошкольников уважительного отношения к старшим; -знакомство родителей с памятками и методическими рекомендациями по теме проекта.
Работа педагога: -обобщение результатов работы над проектом и представление результатов педагогического проекта на педагогическом совете.
|
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4 – План проекта
Этап |
Наименование мероприятия |
Срок |
Место проведения |
Ответственные |
|||
Подготовительный |
Создание условий для реализации проекта |
Октябрь 1 неделя |
Методический кабинет, групповая комната |
Воспитатель |
|||
Определение участников проекта, постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта |
Октябрь 1 неделя |
Методический кабинет |
Воспитатель |
||||
Изучение научно-методической и художественной литературы, нормативных документов |
Октябрь 2 неделя |
Методический кабинет |
Воспитатель |
||||
Планирование организации работы по реализации поставленных задач с детьми |
Октябрь 2 неделя |
Методический кабинет |
Воспитатель |
||||
Диагностика уровня сформированности уважительного отношения к старшим детей группы |
Октябрь 3 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Беседа с воспитанниками группы на тему «Уважение к старшим» |
Октябрь 3 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Проведение анкетирования среди родителей с целью изучения готовности принятия участия в проекте |
Октябрь 4 неделя |
Методический кабинет |
Воспитатель, родители |
||||
Проведение анкетирования среди родителей «Формирование у дошкольников уважительного отношения к старшим в условиях семьи» |
Октябрь 4 неделя |
Методический кабинет |
Воспитатель, родители |
||||
Проведение родительского собрания по ознакомлению с темой проекта |
Ноябрь 1 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель, родители |
||||
Составление воспитателем памяток и методических рекомендаций по теме проекта |
Ноябрь 1 неделя |
Методический кабинет |
Воспитатель |
||||
Основной |
Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка», беседа по его содержанию |
Ноябрь 2 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
|||
Дидактическая игра «Вежливые слова» |
Ноябрь 2 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Чтение и заучивание стихотворения «Бабушкины руки» Л. Квитка |
Ноябрь 2 неделя |
Дома |
Родители |
||||
Обыгрывание сценки «Уступи место старшему» |
Ноябрь 3 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Чтение рассказа С. Чираоло «Морщинки на бабушкином лице» |
Ноябрь 3 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Консультация для родителей «Как воспитать уважительное отношение к старшим в семье» |
Ноябрь 4 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель, родители |
||||
Чтение стихотворения Д. Хайкина «Бабушкины годы» |
Ноябрь 4 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Слушание и разучивание песни «Бабушка и дедушка самые родные» |
Ноябрь 4 неделя |
Дома |
Родители |
||||
Беседа «Сила вежливых слов и добрых поступков» |
Декабрь 1 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Слушание песни «Дедушка-дедуля», музыка Я. Френкеля, слова К. Ваншенкина и беседа по содержанию песни |
Декабрь 1 неделя |
Дома |
Родители |
||||
НОД «Уважай старика, сам будешь стар» по книге К. Д. Ушинского «Родное слово» |
Декабрь 2 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Игровая ситуация «Вежливая просьба» |
Декабрь 3 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Разбор пословиц о добре и зле |
Декабрь 3 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Сюжетно-ролевая игра на тему «Семья» |
Декабрь 4 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Просмотр презентации «Традиции, передаваемые от поколения к поколению» |
Декабрь 4 неделя |
Дома |
Родители |
||||
Беседа «Поговорим о вежливости» |
Январь 1 неделя |
Дома |
Родители |
||||
Совместное изготовление дерева добра в форме аппликации |
Январь 1 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Привлечение родителей к участию в акции «Дерево добра» |
Январь 2 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель, родители |
||||
Проблемная ситуация «Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой» |
Январь 2 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Аппликация из цветной бумаги «Платочек – подарок для бабушки и дедушки» |
Январь 3 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Беседа «Как понравиться людям» |
Январь 3 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Игровая ситуация «Обращение к взрослому человеку» |
Январь 3 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Нетрадиционное рисование ковриков для бабушек в технике отпечатывания |
Январь 4 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Беседа «О бабушке и дедушке» |
Январь 4 неделя |
Групповая комната Воспитатель |
Воспитатель |
||||
Просмотр мультфильма «Дедушка и внучек», беседа по содержанию |
Февраль 1 неделя |
Дома Воспитатель |
Родители |
||||
Загадывание загадок на тему: «О бабушке и дедушке» |
Февраль 1 неделя |
Групповая комната Воспитатель |
Воспитатель |
||||
Чтение стихов о бабушках и дедушках |
Февраль 1 неделя |
Групповая комната Воспитатель |
Воспитатель |
||||
Развлечение «Бабушек и дедушек поздравить мы спешим!» |
Февраль 2 неделя |
Групповая комната Воспитатель |
Воспитатель |
||||
Родительское собрание «Воспитание вежливого ребенка» |
Февраль 3 неделя |
Групповая комната Воспитатель |
Воспитатель, родители |
||||
Закрашивание раскрасок с изображением бабушек и дедушек |
Февраль 3 неделя |
Групповая комната |
Дети |
||||
Видео обращение к родителям на тему «Как научить ребенка уважать взрослых» |
Февраль 4 неделя |
Групповая комната Воспитатель |
Воспитатель, родители |
||||
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» |
Февраль 5 неделя |
Групповая комната Воспитатель |
Воспитатель |
||||
НОД «Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве» |
Февраль 5 неделя |
Групповая комната Воспитатель |
Воспитатель |
||||
Чтение татарской народной сказки «Три дочери», беседа по содержанию |
Март 1 неделя |
Групповая комната Воспитатель |
Воспитатель |
||||
Слушание песни «Бабушка рядышком с дедушкой» |
Март 1 неделя |
Групповая комната Воспитатель |
Воспитатель |
||||
Просмотр презентации об отношении к старшим на материале русских народных сказок «Сказка – ложь, да в ней намёк...» |
Март 1 неделя |
Дома
|
Родители |
||||
Консультация для родителей на тему «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка» |
Март 2 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель, родители |
||||
Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок с изображением ребенка (детей) и более старшего по возрасту человека |
Март 2 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки» |
Март 2 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Заключительный
|
Повторная диагностика уровня сформированности уважительного отношения к старшим у воспитанников старшей группы |
Март 3 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
|||
Повторная беседа на тему «Уважение к старшим» после проведенных мероприятий по выявлению сформированности у воспитанников уважительного отношения к старшему поколению |
Март 4 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Итоговое открытое занятие «Уважение к старшим в обществе» |
Апрель 1 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель |
||||
Итоговое родительское собрание «Вежливое общение в семье. Уважение детей к взрослым» |
Апрель 2 неделя |
Групповая комната |
Воспитатель, родители |
||||
Знакомство родителей с памятками и методическими рекомендациями по теме проекта |
Апрель 2 неделя |
Групповая комната |
Родители |
||||
Обобщение результатов работы над проектом и представление результатов педагогического проекта на педагогическом совете |
Апрель 3-4 неделя |
Методический кабинет |
Воспитатель |
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Ожидаемые результаты:
Дети имеют представление о том, кто такие люди старшего поколения, чем они отличаются от молодых людей и почему им нужна помощь младшего поколения.
Дети проявляют заботливое и уважительное отношение к старшему поколению. Знают, почему нужно о них заботиться и помогать им. Имеют представление об уважительном отношении к старшим, о том, что входит в понятие «уважительное отношение».
Дети внимательны к эмоциональному состоянию взрослых людей. Умеют их поддержать, если это необходимо.
Дети знают и применяют этические нормы в ходе общения со взрослыми. Общаются тактично и уважительно. Умеют выделять отличие культуры общения со старшим поколением от младшего.
У детей сформировано уважительное отношение к старшим в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Родители стали вкладывать больше усилий в своих детей для формирования уважительного отношения к старшим.
Критерии оценивания эффективности:
Критерии эффективности:
1. Достижение целей проекта и выполнение поставленных задач.
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
3. Достижение ожидаемых результатов.
4.Удовлетворение воспитательно-образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Дальнейшее развитие проекта предполагает продолжение деятельности в выбранном направлении, так как при еще более подробном изучении темы формирования у дошкольников уважительного отношения к старшим можно повысить эффективность результатов. Так же можно осуществить углубление темы: разработать методические материалы, методики, расширить картотеку игр, конспектов НОД, что позволит педагогам дошкольных организаций и родителям более эффективно организовать образовательную деятельность по данному направлению.
Данный проект могут использовать педагоги других групп ДОУ, а также другие дошкольные образовательные учреждения при формировании у детей дошкольного возраста уважительного отношения к старшим и при повышении теоретических знаний родителей по данной теме. Кроме этого, проект могут использовать студенты педагогических учреждений в процессе прохождения педагогической практики.
Также с целью обмена опытом можно принять участие в конкурсе педагогических проектов. Перспектива дальнейшей работы состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательного процесса по формированию уважительного отношения к старшим детей дошкольного возраста при осуществлении преемственности ДОУ и школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – Минск :Вышэйшая школа, 2016. – 415 с. : ил.
Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников : методическое пособие / Р. С. Буре. – Москва : Мозаика-Синтез, 2017. – 80 с.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для среднего профессионального образования / А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 291 с. – (Профессиональное образование).
Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 425 с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс).
Краснова, Т. Д. Дошкольная педагогика : учебное пособие / Т. Д. Краснова, Ж. В. Чуйкова. – Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2019. – 76 с.
Ларионова, С. О. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду : учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило. – Урал. гос. пед. ун-т. – Электр. дан. – Екатеринбург, 2018. – 81 с.
Дыбина, О. В. Воспитание уважения к старшим у детей в условиях семьи и дошкольной образовательной организации / О. В. Дыбина, А. Е. Щеглова //научно-методический электронный журнал «Общество: социология, психология, педагогика». – 2019. - № 12. – С. 136 – 140.
Самусенкова, В. А. Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к старшему поколению семьи в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи / В. А. Самусенкова // научно-практический электронный журнал «Аллея Науки».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г., № 1155. – Москва : ред. от 21.01.2019.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. / утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. - № 996-р. – 2019. - № 6(33).
Формирование у детей 5-6 лет уважения к старшим посредством этических бесед. – URL: Гордеева Н.Ю._ППОбз-1501Д.pdf (tltsu.ru)(дата обращения 25.10.2022).
Формирование у дошкольников уважительного отношения к семье и сообществу детей и взрослых в детском саду. – URL: 44-03-01_242.pdf (sgu.ru) (дата обращения 03.11.2022).
Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к взрослым в совместной с родителями и педагогами художественно-творческой деятельности. – URL: Формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к взрослым в совместной с родителями и педагогами художественно-творческой деятельности (uspu.ru) (дата обращения 05.11.2022).
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей «Формирование у старших дошкольников уважительного отношения к старшим в условиях семьи»
Показываете ли Вы своим детям положительный пример в уважительном отношении к старшим посредством уважительного отношения к своим родителям?
- я всегда звоню своим родителям, узнаю как у них дела, как их здоровье;
- да, я стараюсь звонить своим родителям, даже если мы на расстоянии друг от друга;
- с родителями поддерживаю общение лишь тогда, когда они приезжают к нам в гости.
2. Проводите ли Вы своё свободное время со своими родителями?
- да, мы постоянно вместе ходим гулять, в театры, в кино;
- да, периодически стараюсь устраивать встречи с родителями, проводить с ними время;
- нет, мы очень редко видимся.
3. Как мотивируете своего ребенка, когда он в транспорте уступает своё место пожилому человеку?
- такое проявление вежливости ребенка к старшим не остается незамеченным мною;
- всегда хвалю ребенка за такой поступок, говорю ему теплые слова;
- нет, я не обращаю внимания на это, мне всё равно уступил он место или нет.
4. Что Вы говорите своему ребенку, когда он хочет помочь Вам донести тяжелые сумки с магазина домой?
- говорю: «Тебе нельзя носить тяжести, я сама донесу»;
- говорю: " Мне нравится твое желание помочь мне, но поднимать тебе одному будет тяжело, давай, мы разделим продукты на две части, и понесем вместе".
5. Читаете ли ребенку сказки в домашних условиях об уважении к старшим?
- да, всегда читаю и провожу беседы;
- да, иногда читаю, но беседы не провожу;
- нет, никогда не читаю, это работа воспитателя.
6. Разрешаете ли помогать детям в домашних делах? Привлекаете ли их к этому сами?
- да, я всегда разрешаю ребенку помочь мне, привлекаю к работе его сама;
- иногда разрешаю, а иногда нет, не всю работу он умеет делать и не всё делает с аккуратностью;
- нет, я лучше сама уберусь, чем буду возиться с ним.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопросы для беседы с детьми на тему «Уважение к старшим»
Кого называют «люди старшего поколения»?
Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?
А как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя?
Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек?
Согласны ли вы, что старикам необходимо помогать, а родителей слушаться во всем?
Как вы считаете, почему надо так поступать?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Памятка для родителей «Воспитание у детей уважительного отношения к старшим в условиях семьи»
1. На своем примере покажите детям, как вы уважительно относитесь к своим бабушкам и дедушкам. Открыто говорите о чувствах к родителям, подчеркивая, как они вам дороги. Чему они вас научили, за что вы им благодарны.
2. Совместные времяпровождения с родителями, с дедушками и бабушками должны отложиться в памяти ребенка приятными воспоминаниями, а значит и уважением к старшим.
3. Научите детей с маленького возраста сопереживать и проявлять доброту к старшим. Кроме личного примера, очень большое значение в воспитание этих качеств у ребенка имеет поощрение. Любые проявления вежливости и доброты ребенком не должны оставаться незамеченными родителями. Если ребенок уступил место в автобусе бабушке или вам, то скажите ему: "Твой поступок меня очень порадовал, спасибо тебе за заботу».
4. Не пресекайте желание ребенка помочь вам словами: "Тебе нельзя носить тяжести, я сама донесу". Лучше в этом случае сказать: " Мне нравится твое желание помочь мне, но поднимать тебе одному будет тяжело, давай, мы разделим продукты на две части, и понесем вместе".
5. Не старайтесь переделать все домашние дела сами, считая, что ребенок еще маленький. Только помогая родителям, бабушкам и дедушкам дети учатся проявлять заботу о старших и уважать их. Если же родители целыми днями трудятся, а ребенок ничего не делает, то он такого же отношения к себе будет ждать, уже, будучи взрослым.
6. Отличным помощником в воспитании уважения к старшим и доброты у детей с давних пор считались сказки: "Красная шапочка", "Золушка", "Колобок", "Три дочери" учат малышей добру и уважению к старшим.
7. Часто дети бывают свидетелями враждебных отношений со свекровью. В этом случае ребенок хоть и любит свою бабушку, проявить свои чувства к ней он боится, так как мама относится к ней совсем по-другому. В такой атмосфере невозможно воспитать у ребенка уважение к старшим, бабушка может и не обращать внимания на то, что внук относится к ней пренебрежительно, но такое же отношение к себе не порадует родителей в дальнейшем.
8. Не забывайте звонить родителям, если они находятся далеко от вас и интересоваться их здоровьем, ведь ни что так не радует стариков, как внимание их детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Консультация для родителей «Как воспитывать уважительное отношение к старшим в условиях семьи»
Воспитание детей – одно из самых сложных и благородных занятий среди всех возможных. Необходимо научить ребёнка вежливости, доброте и гуманизму, хорошим манерам и, конечно, уважению по отношению к взрослым.
Почему так необходимо для ребёнка уважать взрослых?
Во-первых, этого требует элементарная вежливость. Испокон веков детей учили уважать взрослых и пожилых людей, с почтением относиться к старшим. Все восточные и эзотерические учения утверждают, что ребёнок, не уважающий своих родителей, будет иметь массу проблем в жизни, вплоть до бесплодия в зрелом возрасте. Правда это или нет, сложно сказать, но уважать взрослых нужно, это факт. Ребёнка, испытывающего уважение к взрослым, проще будет воспитывать и в подростковом возрасте. Забота о родителях предостережёт ребёнка от множества глупостей, на которые его будут подбивать сверстники. Поэтому уважение к старшим нужно воспитывать с раннего детства.
Как же воспитать в малыше уважение к старшим, в особенности, к родителям? Дело это непростое, но осуществимое.
Каждый родитель обязан помнить, что дети учатся на примерах других людей, копируя поведение окружающих. Родители должны с почтением и вежливостью общаться друг с другом, с бабушками и дедушками, да и с любыми другими людьми. Ребёнок будет постепенно перенимать такую манеру общения, и становиться воспитанным и вежливым человеком. Конечно, наивно было бы полагать, что в среде вежливых людей малыш сам по себе вырастет хорошо воспитанным человеком. Деткам свойственно баловаться и озорничать, и ваш малыш тоже поначалу будет проверять степень своей свободы, выдавая одну выходку за другой. На этом этапе важно вовремя проявить строгость. Установите для себя, что ваш малыш ни в коем случае не должен делать.
Составьте короткий список того, что делать категорически запрещается. Например, нельзя дерзить родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям, учителям и соседям, нельзя ругаться непристойными словами и нельзя и прочее. За каждое нарушение этих правил ребёнок должен быть наказан, например, поставлен в угол на определённое время, оставлен без десерта или прогулки. Вы можете выбрать любое наказание, которое действенно для вашего сына или вашей дочки. Ребёнок должен различать то, что делать категорически запрещено, и то, что делать нежелательно. Так вот, грубить взрослым, должно быть запрещено. С раннего детства ваш ребёнок должен понимать, что это плохо, что за это он будет строго наказан. Следующим шагом станет помощь взрослым и пожилым людям, за которую ребёнок будет награждён, получит похвалу или подарок. Возьмите за правило навещать ваших пожилых родственников, например, бабушек и дедушек, помогать им с работой по дому, приготовлением пищи или другими делами, и обязательно, чтобы ребёнок вносил посильный вклад в эту помощь. А закончить день можно совместным походом в кино или вкусным семейным ужином. Тогда малыш поймёт на подсознательном уровне, что помощь взрослым вознаграждается. В завершение хотелось бы пожелать всем родителям терпения и понимания. Растить ребёнка – дело непростое, но воспитанный, любящий и уважающий вас ребёнок будет надёжной опорой в жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
НОД «Уважай старика, сам будешь стар» по книге К. Д. Ушинского «Родное слово»
Программные задачи:
1. Формировать осознанное отношение к прочитанному, интерес к внутреннему миру людей.
2. Помочь понять и усвоить смысл заповеди.
3. Воспитывать уважительное отношение к старшим.
Часть I. Вводная часть
1. Беседа о старости:
- Назовите самого старшего члена семьи.
- Кто такой дедушка?
- А бабушка?
- Какие они?
- А как вы думаете, вы всегда будете молодыми?
2. Ребенок говорит пословицу «Старость не радость, не красные дни»:
- Что значит красные дни?
- А не красные?
- Как вы понимаете пословицу «Человек не грибок, за один день не вырастет»?
Да, «Молодое растет, а старое старится». Все мы когда-то будем старенькими, больными, немощными, поэтому старость надо уважать. Человек, который дожил до старости, заслужил, чтобы к нему относились с большим уважением.
Часть II. Основная часть
1. Чтение рассказа «Дедушка»:
- Что случилось с дедушкой?
- Какой он стал?
- Уважали дедушку в семье?
- Как поступили с ним сын и невестка?
- А что строил на полу маленький мальчик?
- Почему его родителям стало стыдно?
- Как они потом стали обращаться с дедушкой?
Да, они поняли свою ошибку, они поняли, что пройдет время, они тоже станут такими же старенькими и их подросший сынишка будет точно так же плохо с ними обращаться, как они ведут себя с дедушкой сейчас. Маленький мальчик научил маму и папу уважать старость! Молодец мальчик!
2.Беседа.
А вы уважаете своих стареньких дедушек и бабушек? А вы знаете, как прошло их детство, юность, какая тяжелая судьба выпала им? Ведь у многих из них детство выпало на военные годы, и не видели они не только красивых игрушек, а даже хлеба вдоволь не ели... А бывают случаи, придет за внучком бабушка в детский сад, а внучек ножкой топнет, бабушку толкнет и закричит: «Я хочу, чтоб мама за мной пришла!», и, уйдет улыбка с бабушкиных уст и заболит больное сердце… А ведь старость надо уважать.
3. Чтение пословиц детьми с комментариями:
· «Уважай старика, сам будешь стар»
· «Не смейся над старым, сам будешь стар»
· «Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят»;
· «Корми сына до поры, вырастит - тебя накормит».
Часть III. Заключительная часть
1. Чтение детям заповеди.
Заповедь - это закон. У нас много законов, которые не выполняются, но эту заповедь вы должны помнить всю жизнь и выполнять ее:
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет да и долголетен будешь на земле».
- Что значит «чти»?
- Кто такие отец и мать?
- Что значит благо?
- А что значит, долголетен будешь на земле?
Помните эту заповедь. Пройдет время, вы вырастите, разлетитесь по разным городам, но помните, что где-то есть у вас отчий дом, где вас любят, ждут, где о вас заботились и, пришло теперь время вам позаботиться о своих постаревших уже родителях.
2. Продуктивная деятельность: рисование на тему «Моя семья».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Беседа «Поговорим о вежливости»
Цель: создать условия для углубления знаний детей о различных формах вежливых слов и их значении.
Задачи:
- учить правильно здороваться, соблюдая правила речевого этикета.
- расширять этический кругозор детей.
- воспитывать желание быть вежливыми, доброжелательными к людям.
Ход беседы
Воспитатель: Добрый день! Здравствуйте, дети! Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу: «Добрый день!». Молодцы! Мы с вами поприветствовали друг друга. Садитесь все на ковер.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает слово «здравствуйте»? (Ответы детей). «Здравствуйте» - очень древнее слово, русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали доброго здоровья. Слово «здравствуйте» означает «будь здоров». Приветствовать можно по-разному: привет, доброе утро, добрый вечер, кивком, жестом руки, рукопожатием. Как вы думаете, слово «привет» можно всем говорить?
Дети: Нет, только другу.
Воспитатель: а как можно приветствовать взрослых?
Дети: Надо сказать, «здравствуйте».
Воспитатель: Что же обозначает слово «здравствуйте»?
Дети: Когда мы говорим слово «здравствуй», мы желаем здоровья. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру. Давайте с вами все встанем в круг. Я буду вам бросать мяч, а вы называть вежливые слова.
Воспитатель: Замечательно. Вы назвали волшебные слова. Как вы думаете, зачем нужны вежливые и добрые слова? (Ответы детей.) Я вам помогу. Послушайте стихотворение:
Папа разбил драгоценную вазу
Бабушка с мамой нахмурились сразу
Но папа нашёлся, взглянув им в глаза
И робко, и тихо «Простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже
- Мы купим другую, есть лучше в продаже
«Простите», казалось бы, что в нём такого
А вот ведь какое чудесное слово.
Воспитатель: Какое волшебное слово живет в этом стихотворении? В каких ситуациях его говорят?
Дети: Волшебное слово «простите». Его говорят в том случае, когда что-то сделали плохое.
Воспитатель: Конечно же, это слово «простите». Как необходимо в разных ситуациях вовремя сказать нужные слова.
Воспитатель: а мы сейчас поиграем с другим волшебным словом.
Игра на внимание «Пожалуйста»
По моей просьбе вы исполняете определенные движения, но только тогда, когда я произнесу волшебное слово «пожалуйста», если я не произнесу волшебного слова «пожалуйста», то движения вы не выполняете.
(Воспитатель во время игры предлагает самые разные команды.)
Воспитатель: Молодцы!!!! Вы очень внимательные ребята.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро! »
«Доброе утро солнцу и птицам! »
«Доброе утро улыбчивым лицам! »
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие же вежливые слова мы знаем?
Дети: Здравствуйте, спасибо, простите, пожалуйста.
Воспитатель: Что обозначает слово «здравствуйте»?
Дети: Значит, пожелать здоровья.
Вот и подошла к концу наша беседа. Мне хотелось бы пожелать вам добра, внимания к близким, друзьям.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Родительское собрание «Воспитание вежливого ребенка»
Вежливый ребенок - мечта каждого родителя. Между тем сами взрослые нередко забывают о соблюдении правил этикета. Наиболее простой путь воспитания вежливости - личный пример и вежливое обращение с ребенком. Объединение усилий педагогов и родителей в этом направлении, создание соответствующих условий в детском саду и дома будет способствовать тому, чтобы дошкольники росли культурными и доброжелательными людьми.
Современный ритм жизни, к сожалению, не оставляет времени на проявление вежливости. Люди забывают благодарить друг друга, здороваться при встрече. Не соблюдая правил этикета, родители зачастую требуют этого от детей. Нередко можно услышать, как мама или папа в приказном тоне говорит сыну или дочери: "Поздоровайся!", "Извинись!". Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят. Авторитарностью и безосновательной требовательностью трудно достучаться до детей.
В воспитании вежливости важным является личный пример родителей. Например, ситуации, когда ребенок наблюдает, как родители пренебрежительно отзываются о знакомых ему людях, а утром приветливо с ними здороваются, будут способствовать формированию у дошкольника двойных стандартов поведения. Если же каждый день взрослые в семье здороваются друг с другом легко и непринужденно, то со временем ребенок начнет делать так же, и это становится для него нормой.
Поскольку игра - основная деятельность детей дошкольного возраста, в качестве эффективного метода воспитания вежливости можно использовать игровые ситуации, в которых любимые дошкольниками игрушки говорят друг другу слова вежливости. Не менее важно читать детям сказки, рассказы, в которых герои проявляют вежливость по отношению друг к другу. Эти простые методические приемы могут использовать родители в повседневной жизни.
Вежливость - это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству, лишь испытав неудобство от его отсутствия. С. Джонсон
Вопросы воспитания вежливости у детей не оставляют без внимания и педагоги. В апреле 2010 г. в Российской Федерации начался эксперимент по изучению в школах духовно-нравственных дисциплин. Ученики и их родители смогли выбрать одну из них: основы культуры какой-либо из четырех традиционных религий России, основы мировых религиозных культур либо основы светской этики. В свою очередь, дошкольный возраст является сензитивным (т. е. благоприятным) периодом для этического воспитания детей. Наряду с ФЭМП, ИЗО, ФИЗО в воспитательно-образовательном процесс следует включать формы работы с детьми, направленные на формирование у них этических норм поведения.
Вежливость - нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.
Важно, чтобы с раннего детства дошкольников окружало как можно больше доброго и красивого. Но умение различать добро и зло не дается с рождения. В процессе ежедневной кропотливой работы взрослые на своем примере должны воспитывать у детей стремление быть добрыми, вежливыми и порядочными.
Но зачастую, к сожалению, бывает иначе. Например, когда раздраженные родители с криками, а то и со шлепками, ведут малышей в детский сад, не смущаясь, что вокруг люди. А вечером они же уставшие спешат домой и, приходя за ребенком, забывают поинтересоваться у него, как прошел день, чем он занимался. Становится очевидным, что нужна целенаправленная работа по этическому воспитанию и родителей, и детей.
50