12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дуплянский Антон Юрьевич17

УДК 796

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ПРИ СДАЧЕ НОРМ ГТО

А.Ю. Дуплянский

преподаватель физической культуры

Ключевые слова: комплекс ГТО, физические ресурсы, индивидуальная методика.

В статье описана методика тренировки студентов по развитию физических качеств, необходимых для выполнения нормативов комплекса ГТО, а также методика самостоятельной подготовки студентов. Актуальность данной статьи обоснована конкретной методикой, а не простым подбором упражнений, которые, в частности, не дают результатов. Средства урочной деятельности в совокупности с самостоятельной работой студента позволяют комплексно и гармонично развить все физические качества.

Так как контрольные упражнения примерно одинаковы на многих ступенях ГТО, статья будет интересна не только студентам и их преподавателям, а также школьникам и взрослым, собирающимся выполнить нормативы.

Физические ресурсы человека отвечают за физическое состояние, необходимое для выполнения физических действий и оказания воздействия на окружающую среду с оптимальной эффективностью.

Физические ресурсы – это здоровье, телесная развитость, физическая стрессоустойчивость и здоровая физико-биологическая среда.

Для управления этими ресурсами требуется следующее:

физические упражнения

отдых

правильное питание

отказ от вредных привычек.

Разработанная методика предусматривает определение состояния проблемы, то есть выявление исходного уровня результатов выполнения студентами испытаний V-ой ступени комплекса ГТО.

Модель подготовки студентов колледжа к сдаче норм ГТО представлена в данной таблице:




Исходный уровень выполнения юношами и девушками 16-17 лет нормативов V ступени комплекса ГТО.

t1696230047aa.gif

Выявление наиболее проблемного или группы проблемных контрольных испытаний, отрицательно влияющих на возможности получения студентами колледжа знаков отличия комплекса ГТО.

t1696230047aa.gif

Определение цели, задач и последовательности их достижения и решения для развития «отстающих» физических качеств и двигательных способностей юношей и девушек 16-17-ти лет, необходимых для успешного тестирования.

t1696230047aa.gif

Подбор упражнений, средств, методов, наиболее соответствующих достижению намеченной цели и решению поставленных задач.

t1696230047aa.gif

Разработка плана занятий физической культурой (продолжительность процесса подготовки, объем и интенсивность отдельных тренировок, последовательность решения поставленных задач по развитию «отстающих» физических качеств и двигательных способностей обучающихся), в том числе плана самостоятельной подготовки юношей и девушек к сдаче норм ГТО.

t1696230047aa.gif

Реализация разработанных планов занятий физической культурой, самостоятельной подготовки с их коррекцией при необходимости.

t1696230047aa.gif

Итоговый уровень результатов сдачи студентами нормативов V ступени комплекса ГТО, анализ результатов, постановка новых задач.



Систематизирована и организована работа по нескольким взаимодополняющим, неразрывно связанным между собой, направлениям:

теоретическое тестирование студентов;

тестирование обучающихся на уроках физической культуры (тесты по нормам ГТО);

работа спортивных секций: баскетбол, волейбол, настольный теннис, т.д.;

вовлечение студентов в соревновательную деятельность;

подготовка студенческих команд для участия в городских, региональных, всероссийских спортивных соревнованиях;

информационное направление - освещение всех спортивных мероприятий на сайте колледжа, в СМИ города, области;

проведение классных часов в группах по темам «ГТО - стиль современной жизни», «История возникновения и возрождения ГТО», «Основы здорового образа жизни», разъяснительные беседы о ГТО с родителями студентов;

Подготавливать студентов в урочное время – эффективно. Студенты четко знают, с какой целью им нужно заниматься, какого уровня достичь и чем это может быть полезно в будущем.

Также немаловажным критерием является построение качественного плана занятий. Они не должны быть единообразные, а должны включать в себя выполнение различных упражнений, чтобы не возникала как физическая, так и психическая усталость. Соответственно, необходимо учитывать способности каждого студента.

Успешность выполнения каждым студентом нормативов, которые определены Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», во многом зависит от правильного подбора и применения в процессе физической подготовки упражнений общеразвивающей направленности и упражнений избирательно-направленного воздействия, включающих в работу определенные (требуемые) мышечные группы и системы организма, а также от методики проведения внеурочных форм занятий (физкультурно-спортивные занятия во внеурочное время, учебно-тренировочных секциях по видам спорта, во время систематических самостоятельных занятий) [7].

Эффективность целенаправленной подготовки обучающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО во многом зависит от содержания и методики построения уроков с образовательно-тренировочной направленностью.

Образовательно-тренировочные уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут быть целевыми, комплексными и контрольными.

Целевые (однонаправленные) уроки предусматривают преимущественно решение одной педагогической задачи, включают один двигательный компонент физической подготовки. Время основной части занятия отводится на выполнение одного вида испытаний программы комплекса ГТО, например: кроссовый бег, бег на лыжах и т. п.

Комплексные уроки предусматривают решение нескольких педагогических задач, включают 2 - 3 и более двигательных компонента программы комплекса ГТО в различных сочетаниях, например: бег на короткие дистанции (отрезки от 30 до 100 м), прыжки в длину с разбега, силовые упражнения с гантелями, набивными мячами, гирями. Занятия заканчиваются медленным бегом 3 - 5 мин, переходящим в ходьбу, с последующим выполнением дыхательных упражнений и упражнений на расслабление мышц. Это позволяет ускорить восстановительные процессы в организме.

Физические упражнения следует распределять на занятиях так, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на физическое развитие и физические качества занимающихся, способствовали формированию прикладных двигательных умений и навыков. В первую половину основной части занятия обычно включаются упражнения на овладение техникой (или элементом техники) двигательных действий, развитие быстроты движений и взрывной силы. Во вторую половину занятия включают упражнения для развития выносливости. Продолжительность одного занятия 45 - 90 мин.

Контрольные занятия проводятся с целью контроля за уровнем технической и физической подготовленности учащихся и выявления степени их готовности выполнить соответствующий норматив того или иного тестового испытания комплекса ГТО[3].

Анализ полученных данных позволяет выявить эффективность применяемых в учебно-тренировочном процессе средств, методов, физических нагрузок, что дает возможность при необходимости оперативно вносить необходимые коррективы в занятия.

Подготовка к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО приносит кумулятивный эффект (суммирование, наслаивание результатов предыдущих занятий на каждое последующее), если заниматься физическими упражнениями не менее трех раз в неделю. Интервал между занятиями должен обеспечивать полный отдых (восстановление) от предыдущего занятия, но не превышать 3 - 4 дней, так как сдвиги в организме, наступающие под влиянием мышечной деятельности, сохраняются непродолжительное время.

При подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО необходимо придерживаться следующих принципов:

регулярность и систематичность учебно-тренировочных занятий;

доступность и индивидуализация в выборе физических упражнений и нагрузок с учетом анатомо-физиологических особенностей детей (продолжительность и скорость выполнения упражнений, количество повторений упражнений, продолжительность интервалов отдыха, вес отягощений и т. д.);

непрерывность и постепенность повышения физических нагрузок[1].

На уроках физической культуры в колледже необходимо формировать у обучающихся соответствующие знания в области физической культуры и спорта, которые определены Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», формировать у них представление о физической подготовке и физических способностях (качествах), физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма, способах ее регулирования в процессе выполнения физических упражнений и др.[2,с.104].

Для более эффективной подготовки обучающихся к выполнению норм комплекса ГТО целесообразно разработать задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, которые можно оформить в виде карточек. Задания выполняются в домашних условиях, на открытых дворовых спортивных сооружениях по месту жительства, на пришкольной площадке, в лесопарковой зоне.

Основная направленность индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями по программе комплекса ГТО - повышение функционального состояния организма и уровня физической подготовленности.

В содержание индивидуальных самостоятельных занятий входят доступные для выполнения в домашних условиях упражнения общеподготовительной направленности (в положении стоя, сидя, лежа) и упражнения для развития и поддержания на достигнутом уровне физических качеств. Для развития силовых способностей следует применять гантели разного веса, эспандеры, а также съемную перекладину в проеме двери квартиры (или дверной турник).

В процессе занятий необходимо постепенно увеличивать объем и интенсивность физических нагрузок, правильно чередовать нагрузки и отдых между упражнениями с учётом индивидуального уровня тренированности и переносимости нагрузки[4].

Для поддержания достигнутого уровня физической подготовленности достаточно заниматься 2 раза в неделю по 45 - 60 мин. Для его повышения - 3 раза в неделю, а для достижения заметных результатов - 4 - 5 раз в неделю. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует поддержанию и повышению уровня тренированности организма. Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если нагрузка недостаточна.

Следует уделять особое внимание развитию тех двигательных способностей, которые заметно уступают нормативным требованиям комплекса ГТО. Если после занятия чувствуется усталость, то на следующих занятиях нагрузку надо снизить. При недомогании или переутомлении следует временно прекратить занятия, посоветоваться с преподавателем физической культуры.

Для студентов колледжа усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, спортивной или трудовой деятельности, т.к. тренировка в усвоении определенных движений при выполнении физических упражнений приучает молодого человека автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта.

Двигательная активность повышает способность усвоения поступающей информации, поэтому физические упражнения помогают процессу обучения и становлению нравственной личности[5].

Комплекс ГТО возвращается в школы, в высшие и средние учебные заведения, в жизнь каждого гражданина, занимая важные позиции в качестве показателя качества жизни и здоровья. Осознавая это, преподаватели физической культуры вновь начали готовить студентов к сдаче комплекса ГТО. В колледже выстроена цельная система работы по подготовке юношей и девушек к сдаче нормативов ГТО. Наши студенты являются активными участниками всех городских и региональных спортивных соревнований. Последние два года спортсмены ЗПК занимали призовые места в Фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Комплекс ГТО возрождается в нашей стране для того, чтобы внедрить в массовое сознание населения курс на ведение здорового образа жизни, повышение физической активности и, в конечном результате – оздоровить нацию посредством занятий физкультурой.





БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богданов В. М. Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодёжи: сб.науч. тр. III Междунар. науч. — практ. Конф.

2. Гавронина Г. А., Чедова Т. И., Чедов К. В. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к трудуи обороне» в системе физического воспитания студентов вуза [электронный ресурс]: учебно-метод. пособие / Гавронина Г. А., Чедова Т. И., Чедов К. В.; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. — Электрон. дан. –Пермь, 2019. — 1,34 Мб; 104 с. — Режим доступа http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/fızragotov-k-trydy-ı-oborone-vyz.pdf

3. ГТО на марше / отв. ред. В. А. Ивонин. [Текст] М.: Физкультура и спорт, 1975. 304

4. Здоровый образ жизни — фактор профессионально-личностного развития студентов / С. В. Михайлова, Е. Норкина, Ю. Тремаскина, Д. Борзенко // Молодой учёный -2014 — № 18–1 С.64–65

5. Михайлова С. В. Роль государства в формировании у молодёжи здорового образа жизни // Международный научно-исследовательский журнал — 2015 С. 92–94

6. Указ Президента РФ от 24.03.2014 N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

7. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» № 6(57) 2021 Alley-science.ru https://www.gto.ru –Зачем выполнять ГТО в 21 веке?








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.