Презентация «Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС»
Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС Прошкина Елена Викторовна, заместитель директора по УВР МОБУ «Журавлевская ООШ»
Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки. Учебные действия названы универсальными, потому что они носят надпредметный характер, их можно применить на любом уроке.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет цель школьного образования как развитие учеников на основе универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки.
Тема: «Фонетический разбор слова». Задания: 1. Подтвердите примерами из текста, что одна буква может обозначать два звука. 2. Какие буквы и когда могут обозначать два звука? 3. В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать? Распределите слова в две группы: НИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ПОЗДНО, СЛЕВА, СПРАВА, ВЛЕВО, НАПРАВО По какому принципу вы распределяли наречия? Расскажите о своих выводах.
Обсудите с одноклассниками: 1. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый? 2. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три? Задание: Попробуйте ответить на эти вопросы самостоятельно, затем-обсудите в группах, а потом прочитайте, что говорят нам словари-справочники, и сделайте соответствующие выводы. - Почему иногда, характеризуя человека, мы говорим: «Лиса Патрикеевна»? Все мы знаем об Олимпийских играх, а почему невозмутимое спокойствие называют олимпийским? - Обязательно ли обсуждение важного вопроса, которое в наше время нередко называют круглым столом, проходит за столом круглой формы? (Лиса Патрикеевна. Неодобр. Или ирон. О хитром, двоедушном человеке, обманщике. Олимпийское спокойствие. Невозмутимое спокойствие. Круглый стол. Книжн. Совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников).
Тема: «Фонетический разбор слова» (работа в парах, в группах). Задание: Подготовьте ответы на вопросы: Какие буквы могут обозначать два звука? 2. В каких случаях эти буквы обозначают два звука? Приведите примеры. 3. Какие согласные называются сонорными? Каковы их особенности? 4. Выполните фонетический разбор предложенных слов: море, якорь, каюта, отъезд. Учащиеся заслушивают ответ соседа по парте и оценивают его. Весь класс заслушивает несколько ответов. Затем ученики обмениваются тетрадями, проверяют правильность фонетического разбора слов и оценивают
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи». Задания: 1.Какие морфологические признаки имени прилагательного вам известны? 2.У имени прилагательного есть и другие признаки. Проведите самостоятельное наблюдение над параграфом и найдите эти признаки. 3.Прочитайте текст, составьте его план, перескажите по плану. 4.Сделайте вывод, соотнесите его с определением учебника.
Задание 1. «Расскажи все, что ты знаешь о данной части речи по плану» Тема урока: «Имя существительное», Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки. Задание: Расскажи все, что ты знаешь об имени существительном по плану: 1.Что обозначает? 2. На какие вопросы отвечает 3.Морфологические признаки (постоянные, непостоянные). 4.Синтаксическая роль в предложении. Все ли верно в твоем рассказе? (Прочитай правило в учебнике).
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Универсальные учебные действия Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе PowerPoint) Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует Познавательные, регулятивные, коммуникативные Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части). Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий.
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман) Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам). Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Коммуникативные, регулятивные коррекции Использование памяток. Организация взаимопомощи. Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман) Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям). Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка» Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий.