12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лачугина Наталья Степановна111
47 лет работаю в системе образования. Главный принцип моей работы -учиться постоянно. в том числе и у своих студентов.
Россия, Сахалинская обл., пгт.Шахтерск
2

Профессиональная направленность уроков русского языка как необходимое условие формирования современного специалиста

Профессиональная направленность уроков русского языка как необходимое условие формирования современного специалиста


Преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Сахалинский горный техникум»
Лачугина Н.С.


Обучение русскому языку в контексте будущей профессиональной деятельности - важнейшая составляющая качественной подготовки квалифицированных специалистов. Поэтому цель преподавателя в русского языка и литературы в образовательных организациях СПО – совершенствование устной и письменной грамотности, развитие культурной и профессиональной речи, коммуникативных способностей обучающихся. Преподаватель должен знать не только программный материал, но и искать новые методические приёмы, позволяющие развивать познавательный интерес обучающихся к процессу обучения через профессиональную направленность уроков русского языка.

В такой ситуации основным фактором успешного обучения является мотивация, т.е. положительное отношение студентов к русскому языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать обучающихся своей дисциплиной, но и преподнести им ее изучение как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет принцип профессиональной направленности, который требует нового подхода к отбору содержания.

В настоящее время существует противоречие между потребностью развития профессионально направленной личности средствами русского языка и существующим подходам в преподавании общеобразовательных дисциплин, не учитывающих профессиональную специфику, что не заинтересовывает студентов, а лишь отдаляет от изучения этих дисциплин.

Цель работы: показать важность разработки и использования профессионально направленных заданий по русскому языку для формирования устойчивого интереса к изучению дисциплины как необходимого условия для формирования современного специалиста.

Проблема профессионально направленного обучения в дидактике не нова, но и готовых программ, педагогических технологий их реализации нет. Поэтому сам процесс разработки уроков по дисциплине «Русский язык и литература» с учетом профессионального содержания не прост и для меня является инновационным.

Одним из первых обосновал включение профессиональной направленности в дидактику профессионально-технического образования в виде самостоятельного принципа А.Я. Кудрявцев. Этим вопросом занимались И.Я. Лернер, Л.С. Выгодский, А.А.Вербицкий, А.О. Измайлов, М.И. Махмутов и др.

По их определению, принцип профессиональной направленности обучения заключается «в своеобразном использовании педагогических средств, при котором обеспечивается усвоение учащимися предусмотренных программами знаний, умений, навыков и, в то же время, успешно формируется интерес к данной профессии, ценностное отношение к ней, профессиональные качества личности будущего рабочего» [4, с. 5].

«Стало очевидным, что подготовка высококвалифицированных специалистов без обстоятельного обучения их русскому языку малопродуктивна. Специалист, обладающий необходимыми техническими знаниями, но имеющий скудный словарный запас, не способный подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняющийся грамотно изложить полученную информацию, бесспорно, проигрывает перед коллегами, которые получили серьёзную языковую подготовку» [8]. 

Реализация принципа профессиональной направленности разрешает противоречие между целостностью личности и профессиональностью, между теоретическим характером общеобразовательных знаний и всесторонним развитием личности.

Профессиональная направленность процесса изучения русского языка позволяет решать следующие задачи:

показать определяющую роль межпредметных связей в развитии системного мышления обучающихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к русскому языку;

организовать учебно - воспитательный процесс с учётом профессиональной направленности;

разработать дидактический материал для реализации занятий на основе профессиональной направленности.

Реализация принципа профессиональной направленности осуществляется, главным образом, путём подбора материалов, затрагивающих профессиональную сферу деятельности будущих рабочих и специалистов, а также форм и методов их использования. Профессионально направленных учебников и пособий по конкретным специальностям и профессиям нет. Это побуждает преподавателя к поиску технических и научно-популярных текстов для занятий.

Поскольку представление о будущей профессии или специальности является самым устойчивым мотивом, придающим смысл всей деятельности обучающегося как на занятии, так и вне его, то возникает необходимость в осведомлённости преподавателя в области технических, научных и практических интересов обучающихся. Русский язык должен быть ориентирован на последние достижения в той или иной сфере человеческой деятельности, своевременно отражать научные достижения в сферах, непосредственно задевающих профессиональные интересы обучающихся [6].

С целью мотивации познавательной деятельности обучающихся можно предложить различные виды заданий профессиональной направленности.

Работа с текстами научного и научно- популярного стилей.

Работа с текстами позволяет решить многие задачи обучения: совершенствовать лингвистические навыки обучающихся (найти те или иные явления русского языка, отработать навыки правописания терминов, более прочно усвоить научные понятия, связанные с будущей профессией, расширить кругозор обучающихся).

2. Различные виды терминологических диктантов, позволяющие отработать орфографические, лексические словообразовательные навыки обучающихся.

3. Составление страничек Словаря технической терминологии позволяет обучающимся более точно и полно раскрыть лексическое значение профессиональных слов, грамотно употреблять их в своей речи.

4. Творческие задания: написание сочинений, в том числе миниатюр «Моя будущая профессия», «Что меня привлекает в моей будущей профессии?»; составление отдельных предложений, диалогов, текстов, с использованием заданных лексических единиц, схем, таблиц и т. д.

5. Подготовка материалов к ежегодной студенческой научно - практической конференции, техническим олимпиадам, профессиональным конкурсам (темы работ: «Автомобиль будущего», «Путешествие в Кайнозойскую эру» - о происхождении полезных ископаемых, «Новые сварочные технологии» и т. д.)

6. Для внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся можно предложить следующие задания:

из истории профессионализмов (языковая работа над происхождением терминов);

создание мини-справочника профессиональных слов в форме электронной презентации;

культура пользования словарями профессиональной направленности и т. д.

7. Занимательные задания: игры, кроссворды, тесты, кроссенсы и др.
Основной целью изучения дисциплины «Русский язык и литература» для студентов всех специальностей является обучение грамотному владению языком, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Преподавание русского языка с профессиональной направленностью повышает мотивацию к изучению русского языка и повышению качества знаний обучающихся как по русскому языку, так и по дисциплинам профессионального цикла.

Из всего сказанного следует вывод, что занятия по русскому языку способствуют формированию общих и профессиональных компетенций:

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Требования ФГОС СПО направлены на то, чтобы содержание общеобразовательной подготовки было взаимосвязано с профессиональной подготовкой. Считаю, что занятия по русскому языку должны отвечать этим требованиям. Русский язык как дисциплина должен предоставлять для формирования профессиональной направленности студентов такие возможности, как обеспечение взаимосвязи профессиональной подготовки и культурного развития личности; понимание значения русского языка для профессиональной деятельности; обеспечение ориентации на развитие компетентностей, способствующих реализации принципа «образование через всю жизнь» [3, с.3].

Владение русским языком и культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста.


Использованные источники


Барабанщиков А.В. Некоторые теоретические и практические вопросы педагогики высшей школы [Текст] /А.В. Барабанщиков // Современные проблемы педагогики высшей школы.- Казань: Казанский ун – т, 1976. – с.4 – 30.

Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦ ПКПС., 2004.-84с.

Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А. А. Данцев, Н. В. Нефедова. - Ростов н/Д.: Феникс. 2001. - с. 3-5.

Измайлов А.О., Махмутов М.И. Профессиональная направленность как понятие и принцип (Общепедагогическое рассмотрение вопроса) // Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и проф. – тех. подготовки молодых рабочих. – М.:, 1982. – с. 4 – 31.

Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов [Текст] /Р.Л. Низамов // Казань: КГУ,1957. – с. 302.

Покушалова Л. В., Серебрякова Л. Т. Обучение профессионально ориентированному языку в техническом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №5. — с. 305-307. — URL https://moluch.ru/archive/40/4759 / (дата обращения: 27.01.2018).

Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-u-studentov-poznavatelnogo-interesa-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka-v-protsesse-vneauditornoy-deyatelnosti-#ixzz55WULaZTE (дата обращения: 29.01.2018)

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-v-tehnicheskom-vuze. Н. Артамонов (дата обращения: 28.01.18).





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.