Статья «Духовно-нравственное воспитание как необходимое условие формирования культуры школьника»
Пояснительная записка к презентации
Байловский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Ответственный за заведование филиалом
Блохина Ирина Владимировна
2021 год
Система работы школы по духовно- нравственному воспитанию школьников
За прошедшее последнее время в образовательном процессе наметился поворот к проблемам духовно-нравственного воспитания школьников.
Современное общество находится в глубоком духовном кризисе. Духовное разложение общества коснулось не только крупных населенных пунктов, городов, но и сельской глубинки. Поэтому задача духовно-нравственного воспитания молодого поколения становится важнейшим приоритетом не только образовательных учреждений, но и на государственном уровне. Наша школа является филиалом базовой школы. Но идя параллельно, в ногу, с работой базовой школы, возникла необходимость разработки новой программы духовно-нравственного воспитания в МБОУ « Пичаевская СОШ» и ее филиалах. Проблема вызвана не только обязанностью перехода на новые образовательные стандарты, сколько насущной потребностью в совершенствовании воспитательного процесса в МБОУ «Пичаевская СОШ» и ее филиалах.
Наш педагогический коллектив, родители, сельская общественность серьёзно обеспокоены проявлениями безнравственного поведения молодежи, неуважения к людям старшего поколения. Анкетирование родителей, проводившиеся в 2020-2021 учебном году, показало, что практически большинство родителей считают, что главной задачей школы является обучение и воспитание. То есть практически каждый второй родитель заинтересован в том, чтобы школа готовила выпускника, который не только усвоил определённую сумму знаний, но и был бы разносторонне развитым и воспитанным человеком , умеющим общаться, приносить пользу обществу, быть добрым и чутким к людям. Школа всегда занималась воспитанием и всегда будет им заниматься. Именно школа имеет огромный потенциал для организации эффективной воспитательной работы, именно школа должна объединить всех, кому не безразлично будущее молодых людей, а значит и будущее страны, именно школа должна сделать всё необходимое, чтобы наши дети стали настоящими гражданами нашей Родины.
Среди этих проблем отмечается и отсутствие единого подхода к формированию духовно-нравственных ценностей, и расплывчатость критериев эффективности педагогических усилий, и несформированность системы работы по духовно-нравственному воспитанию.
Для разработки направлений духовно-нравственного воспитания школьников необходимо проанализировать условия, в которых планируется реализация задуманного.
Во-первых, важнейшим условием является школьная жизнь.
Уклад школьной жизни, который сложился в нашей школе благодаря педагогическим усилиям, активному и согласованному участию семьи, социума, объединений дополнительного образования, культуры и спорта, уникален. В нём интегрированы основные виды и формы деятельности ребёнка: урочная, внеурочная, дополнительная, внешкольная, семейная, общественно-полезная, трудовая, эстетическая, социальная.
Кроме того, школа воспринимается как большая семья, в орбиту жизнедеятельности которой включены самые разные социальные субъекты: обучающиеся, учителя, родители, общественность.
Это стимулирует стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, района, для совместной общественно-полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
Во-вторых, это интеграция содержания разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности, снятие барьеров между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.
В-третьих, это использование возможностей краеведения для успешного идейно-нравственного воспитания личности.
В уроки литературного чтения учителя включают произведения авторов о детях и взрослых, о природе («Человек и природа», «Рассказы о животных»), «Из истории нашей Родины»: книги о родном крае, его прошлом и настоящем. «Родные поэты», «Светлый край берёз, моя Россия», «Спешите делать добрые дела». Произведения В. Белова, Н. Рубцова, А. Яшина, С. Викулова, И. Полуянова, В. Астафьева, А. Медведской и др.
На уроках окружающего мира в каждый изучаемый раздел включают материал о нашем крае: экскурсии в природу, на производство, знакомство с достопримечательностями, с охраняемыми растениями и животными. Дети изучают биологическое разнообразие природы.
В 4 классе ведется предмет «Основы религиозных культур и светской этики», где изучают основы духовно-нравственной культуры народов России.
Этот курс формирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В результате расширяется представление школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Во внеурочной деятельности ведется факультативный курс «Уроки милосердия», цель которого - приобщение молодежи к социокультурным ценностям.
На занятия мы приглашаем родителей, бабушек и дедушек: тогда освоение духовно-нравственных категорий происходит во взаимодействии взрослых и детей.
На этих занятиях широко используется проектная деятельность: индивидуальный проект «Моя первая книга», проекты «Дружба в моей жизни», «Портрет моей семьи», «Вклад моей семьи в историю Отечества».
В-четвертых, это использование возможностей организационных форм воспитательной работы, которые есть в школе.
В нашей школе организовано ученическое самоуправление, действует волонтерский отряд. Одним из его направлений является шефская работа, цель которой – сотрудничество детей разного возраста, взаимопомощь, общение. Это формирует ответственность у старшеклассников, повышает интерес учащихся начальных классов к делам школы и создаёт предпосылки к их будущему участию в ученическом самоуправлении.
В школе осуществляется проекты, направленные на добрые дела, в рамках чего проходят в школе мероприятия различных направлений воспитательной работы.
Например, «»День знаний», « День Учителя», «Рождественские встречи», «Новогодние утренники», « День защитника Отечества», «8 марта», «День Земли», «Зарница», «Последний звонок, а так же многие другие мероприятия, проводимые в нашей школе.
В нашей школе создана музейная комната. В ней собран материал о жизни нашего села и школы. В комнате хранится материал по истории пионерской организации, о нашем селе в годы войны, об участниках Великой Отечественной войны, документы, награды участников войны и тружеников тыла. Много старинных предметов быта, которые сохранили наши односельчане. Дети с интересом узнают их название, назначение, применение. Всё это вызывает живой интерес детей, им хочется подробнее узнать историю отдельных экспонатов, формируется познавательная активность. Ребята проводят свои исследования (например, исследовательские работы «Кто такие пионеры?», «История одного экспоната»).
Сотрудничаем с Байловской сельской и школьной библиотеками, посещаем сельский Дом культуры, который дети нашей школы активно принимают участие в разных мероприятиях.
Направления деятельности в нашей школе, экология, нравственное и патриотическое воспитание, изучение народных праздников, традиций русского народа, является неотъемлемой частью жизни нашей школы.
Дети знакомятся с деятельностью храма в нашем селе. На базе нашей школы работает воскресная школа. Дети с большим интересом посещают занятия, организованные здесь. Тематика занятий и формы их проведения очень разнообразны: беседы, викторины, фольклорные праздники, игры, конкурсы стихов, рисунков, обзоры книг и детских журналов.
Работа по всем этим направлениям в единстве помогает ребёнку сердцем и душой ощущать вечные ценности российского народа. Так постепенно происходит его единение с истоками духовности и нравственности.
Радостно, что наша школа является центром знаний, культуры, доброты и духовности в селе.